Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Аутсорсинг функций логистики

5 июня 2015 » 15:36
Аутсорсинг функций логистики

Логистика является одной из ключевых функций для торговых и многих производственных компаний.Корректное управление логистикой требует определенной подготовки и, если хотите, особого образа мышления у людей, которые им занимаются.

Функции логистики:

 

  • Управление потоками:
  • Закупки и снабжение.
  • Хранение и складская обработка товара.
  • Перемещение и транспортировка грузов.
  • Таможенное оформление.

 

 

Существует несколько путей организации управления и оптимизации товарных запасов:

 

  • Изобретение велосипеда, то есть разработка методов и моделей, уже давно изобретенных и придуманных.
  • Изучение литературы и внедрение методов описанных в ней.
  • Обучение специалистов.

 

 

Многие руководители и владельцы компаний, а также специалисты, которые им, в силу должностных обязанностей, занимаются, понимая важность этого процесса, сами проходят курсы и семинары/тренинги или посылают учиться своих сотрудников.

 

Тут есть несколько рисков:

 

  • Программа семинара: практичные методы, возможности и случаи их применения ― прикладные аспекты теории.
  • Тренер: практик, а не теоретик, больше специалист, а не шоумен.

 

Это должен быть специалист, равно хорошо разбирающийся и в теории и в практике. Тренер, при этом должен еще уметь доходчиво и просто объяснять.

 

  • Работа после семинара по материалам.

 

Внедрение и обкатка методов: не всегда внедрение бывает простым: то, что казалось на семинаре или при прочтении литературы понятным на практике вызывает больше вопросов.

 

Не хватает терпения на работу, в том числе над ошибками, и на материал семинара забивается или к нему возвращаются не часто.

 

  • Приобретение специализированного программного обеспечения, зачастую дорогостоящего и, бывает, непростого в использовании.
  • Сложности и минусы:
  • Внедрение и использование требуют дополнительных вложений в подготовку сотрудников, учетной системы и т.п.
  • Стоимость и не очевидная ценность: заплатив крупную сумму и понимая, что это не совсем то, что требуется или хотелось, потратив много времени и средств уже нельзя отказаться: жалко потраченных средств и времени, сил.
  • При плохо отлаженном процессе ПО часто не удаётся использовать на максимуме возможностей.
  • Консалтинг.
  • Сложности внедрения.
  • Нежелание менять привычные процессы и обучаться: нам так непривычно.
  • Статичный результат.
  • Не хватает воли и терпения на полноценное внедрение процессов и моделей.

 

При аутсорсинге компания получает возможность использования ресурсов компании, оказывающей эту услугу.

На примере расчета заказов поставщикам.Формирование – расчёт заказов поставщикам, при реализации этой функции является важнейшим процессом.

 

От того, как будут сформированы графики поступления товара, рассчитаны объемы и ассортимент закупок и поступлений товаров, запасных частей, сырья и комплектующих материалов зависит многое в деятельности компании: начиная от потребности в оборотных средствах и заканчивая объемом продаж и прибылью компании.

 

Этот процесс довольно трудоёмкий и кропотливый. Для корректного формирования заказов требуется проведение большого объема предварительной работы: формирование заказов является результирующим этапом процесса анализа и обработки данных.

 

Обеспечение закупок складывается из 2-х составляющих:

 

  • Анализ и планирование.
  • Формирование заказа поставщикам.
  • Исполнение этого заказа.
  • Анализ исполнения: план/факт.

 

Многие руководители и владельцы компаний знают, насколько сложно найти квалифицированного аналитика или закупщика/ снабженца.

 

При этом, хороших переговорщиков среди закупщиков хватает

 

На первом этапе, обычно, к работе над данными подключаются 2-3 аналитика, которые обрабатывают данные, определяют оптимальные модели и их параметры для дальнейшего прогнозирования и планирования, оценивают текущие и возможные риски, определяют оптимальные методы формирования страховых запасов и режим их пополнения.

 

То есть периодически проводят ту работу, которую сотрудники компании-клиента, даже при наличии необходимой квалификации, проводят, в лучшем случае раз в год.

 

Аутсорсинг позволяет получить доступ к квалифицированным кадрам с минимальными потерями времени и начать работу по оптимизации практически сразу после подписания договора.

 

Еще одним отличием аутсорсинга является то, что никто:

 

  • Ни тренер,
  • Ни поставщик ПО,
  • Ни консультанты не несут никакой ответственности за результат своей работы.

 

Компания, принимающая на аутсорсинг какую либо функцию, всегда отвечает перед клиентом рублём:

 

  • Как минимум тем, что клиент, при и некорректном формировании заказов, может отказаться от работы и разорвать договор.
  • Возможна бонусная схема работы, которая может включать не только бонусы за эффективную работу, но и штрафы, за некачественное исполнение.

 

Общая схема взаимодействия при аутсорсинге формирования заказов:

 

Аутсорсинг заказов поставщиков

 

 

При самостоятельном формировании заказов поставщикам все указанные на схеме процессы ложатся на сотрудников компании.

 

При передаче формирования заказов на аутсорсинг основная часть работы ложится на аутсорсера, оставляя сотрудникам компании-клиента больше времени и возможностей для работы с поставщиками.

 

Пример результативности работы по аутсорсингу:

 

Уровень доступности

Коэффициент оборачиваемости

Февраль

Март

Февраль

Март

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

98,2%

84,6%

98,1%

91,7%

1,09

0,77

1,12

0,66

 

Здесь клиент, «на всякий случай» продолжал в течение первых 2-х месяцев формирование заказ самостоятельно, опасаясь, что компания-аутсорсер не предоставит заказ в срок, необходимый для выставления заявки поставщикам (опасения не оправдались, но в чем-то он был прав).

 

В графе «факт» указан результат, полученный по фактическим показателям исполнения заказа, сформированного аутсорсером, даже с некоторыми отклонениями.

 

В графе «самозаказ» указаны параметры, которые могли бы быть получены, если бы клиент формировал заказ самостоятельно.

 

Эти параметры рассчитывались наложением заказа клиента, сделанного самостоятельно, на фактические данные по движению товаров: продаж, запасов, поставок.

 

Видно, что аутсорсер, даже при отклонениях, сформировал заказ более качественно и корректно.

 

Второй пример.

 

Уровень доступности

Коэффициент оборачиваемости

Февраль

Март

Февраль

Март

 

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

факт

Самозаказ

96,5%

94,8%

96,1%

94,4%

     1,17  

          0,64  

      1,22  

     0,62  

 

Здесь не просто показатели, полученные по факту более качественны, чем при самозаказе, но и объем продаж оказался выше более чем на 15% за счет того, что аутсорсер сформировал заказы поставщикам так, что был минимизирован дефицит наиболее ходовых позиций.

 

При аутсорсинге какой-либо функции клиент получает снижение рисков:

 

Функция

Риск

Самостоятельное исполнение функции

Функция на аутсорсинге

Хранение товара

     
 

Повреждение товара при хранении

Списание стоимости испорченного товара или разницы в стоимости при уценке в потери и убытки

Компенсация стоимости

 

Забастовка или нехватка персонала

Простои и задержки

Отсутствие простоев и задержек либо компенсация / неустойка

Аутсорсинг расчета заказов

     
 

Недостаток квалификации персонала

Убытки от дефицита и замороженные средства в избыточном запасе

Отработанные процессы, квалифицированный персонал.

 

Ошибка закупщика или аналитика

Убытки от дефицита и замороженные средства в избыточном запасе

Многоступенчатый контроль

 

Отсутствие закупщика или аналитика

Задержка с формированием заказа или формирование некорректного заказа

Возможность замены аналитика или закупщика: достаточный штат.

 

 

Виктор Шиков, www.logistware.com

Комментарии