Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Формирование социально ориентированной логистики

15 октября 2014 » 16:37
Формирование социально ориентированной логистики

В любом виде логистики можно найти как некоммерческие структуры, изначально нацеленные на получение социального эффекта (социальной эффективности), так и бизнес-структуры, ориентированные исключительно на рыночные цели — обеспечение прибыли и рентабельности.

В рыночных условиях хозяйствования большинство видов общественной деятельности возможно, если результаты этой деятельности — продукция и услуги — востребованы населением страны (сообщества стран) и/или коммерческими структурами (бизнес-структурами) в форме платежеспособного спроса для удовлетворения своих потребностей.

 

У населения такой спрос возникает в основном на часть конечного продукта, представленного предметами потребления и имуществом личного пользования (квартирами, дачами, участками земли и др.). У бизнес-структур возникает спрос на инвестиционные товары — средства труда, без которых невозможно производить и реализовывать продукцию и услуги, удовлетворяющие спрос населения в предметах потребления и личного имущества. Тем самым возникает товарный рынок предметов потребления, имущества и услуг наряду с рынком инвестиционных товаров средств труда (орудий и предметов труда).

 

Это означает, что потребность населения, трансформированная в платежеспособный спрос, является главным источником появления платежеспособного
спроса бизнес-структур на инвестиционные товары — орудия и предметы труда. Поэтому подавляющая часть любой предпринимательской деятельности становится невыгодной, если ее результаты (продукция и услуги) полностью или частично не востребованы населением, а следовательно, не гарантируют всем бизнес-структурам — участникам создания конечного продукта необходимых доходов и прибыли, поскольку в этом случае предприниматели лишаются первичного источника возмещения их затрат.


Все виды логистики в соответствии с объектами управления могут оказывать комплекс инфраструктурных услуг, которые в зависимости от объектов обслуживания выполняют различную роль. Так, например, логистика в качестве деловой услуги использует в качестве критериев своей деятельности экономический эффект и экономическую эффективность, поскольку ее главная цель — улучшить основные показатели деятельности всех обслуживаемых структур и добиться повышения эффективности их деятельности, а следовательно, и конкурентоспособности. Именно экономический эффект для обслуживаемых структур, сопоставляемый с затратами на деловые логистические услуги, является критерием целесообразности применения этих услуг.

 

При оказании логистических услуг населению приоритетность экономического и социального эффектов постоянно меняются местами (см. рис. 1). Так, использование логистики в оптовой и розничной торговле, в том числе при создании торговой инфраструктуры (супермаркетов, магазинов, аптек, рынков, оптовых баз и др.), в большей степени преследует коммерческие цели, т.е. получение дохода и прибыли. Однако логистика магистрального, общественного транспорта, домашних хозяйств, экологическая логистика первоначально нацелены на обслуживание общественных целей, т.е. на получение социального эффекта.

 

соц.логистика

 

К социальной логистике тесно примыкают государственные услуги населению, реализуемые в порядке гос-заказа, поскольку государственное предпринимательство — это такое направление деятельности, которое  изначально ставит своей главной целью удовлетворение общественных потребностей в продукции и услугах, производство и продуцирование которых невыгодно бизнес-структурам в условиях свободного рынка. Государственная логистика (госзаказ и госзакупки) имеет социальную ориентацию, так как обеспечивает поставки продукции и получение услуг от рыночных бизнес-структур для государственных нужд. К социально ориентированной деятельности, направленной преимущественно на интересы социума, относится создание объектов социально-бытовой инфраструктуры, общественного транспорта, создание и функционирование большинства крупных спортивных комплексов, развитие большинства музеев и библиотек, бесплатных медицинских и учебных заведений, крупных объектов магистрального транспорта и транспортной инфраструктуры.


Сами же государственные закупки — это система  отношений внутри государственного сектора экономи-ки при его взаимодействии с другими субъектами по поводу приобретения, поставки и оплаты государством продукции и услуг и предоставления их определен-ным пользователям (потребителям) на бесплатной или льготной основе ( см. рис. 2 ). В этом смысле государс-твенная закупка характеризует суть рыночной контрак-тации и отражает различные стадии госзаказа, т.е. ло-гистическую цепь исполнения госзаказа через процесс закупки и поставки.

 

соц.логистика2

 

Исследование роли и места госзаказа в развитых странах показывает, что он стал мощным рычагом для обновления производства и внедрения инноваций. Это достигается на основе включения его в дол-госрочные программы развития отраслей экономики и социальной сферы. При формировании госзаказа го-сударственные структуры (министерства, ведомства, агентства) устанавливают особые технические требова-ния к закупаемой продукции, которые отвечали бы передовым инновационным и технологическим достижениям. В свою очередь национальные компании, исполняя жес-ткие требования государства к техническим параметрам  товаров, услуг и работ, вынуждены искать и находить наиболее эффективные научно-технические и производственные решения, что в конечном счете позволяет добиться более высокого уровня конкурентоспособности своей продукции на рынке. 

 

Таким образом, можно утверждать, что в любом виде  логистики можно найти как некоммерческие структуры, изначально нацеленные на получение социального эффекта (социальной эффективности), так и бизнес-структуры, ориентированные исключительно на рыночные цели — обеспечение прибыли и рентабельности.

 

Выделим ряд особенностей социальной логистики на примере анализа человеческих потоков и развития методических подходов к управлению ими. Любой че-ловеческий поток является результатом того, что люди не могут достигать своих самых разнообразных целей в местах своего проживания или нахождения и вынуждены перемещаться для этого. Это относится к потокам рабочей силы к местам своей работы и обратно, к потокам людей в метро, в крупных магазинах, туристским потокам, потокам отдыхающих, болельщиков, миграционным и эмиграционным потокам, пассажиропотокам, демонстрациям, потокам путешественников, командировочных и т.д. Потоки могут образовываться в результате самостоятельного передвижения людей главным образом в виде пассажирских потоков с использова-нием почти всех видов транспорта вплоть до канатных подвесных дорог. В связи с этим в данном виде логистики различает-ся регулирование этих потоков, многие из которых носят стохастический характер, хотя состав антропотока, т.е. перемещаемые люди, будут одни и те же. 

 

Так, например, пассажиры не только могут самостоятельно выбирать вид транспорта, но и добираться до мест посадки по собственному усмотрению: своим транспортом, пешком, на метро и т.п. Поэтому эта стадия движения людей носит стохастический характер и поддается в луч-шем случае регулированию, т.е. созданию общих условий для беспрепятственного продвижения по законам вероятности. Но как только люди заняли свои места в любом виде транспорта, следующего по расписанию по определенному маршруту, начинается управление ими, аналогичное управлению перемещением материально-вещественных объектов. Но, сойдя с основного транспорта, люди добираются до целей своего перемещения в виде опять же только регулируемых потоков.


Второй важной особенностью логистики человечес-ких потоков является совпадение объектов управления,  т.е. людей, с объектами обслуживания, т.е. теми же людьми, хотя могут быть исключения, например для по-токов рабочей силы, где объектом обслуживания могут выступать сами предприятия, где имеются рабочие места и используется эта рабочая сила.

 

Третьей особенностью этого вида логистики является высокий уровень сервисного обслуживания объектов управления — людей — в виде предоставления комплекса сопроводительных услуг на всем протяжении их следования: на железнодорожных вокзалах, в аэропор-тах, гостиницах, мотелях и др. И наконец для логистики человеческих потоков эти потоки и достижение цели их движения с допустимыми для людей издержками явля-ются приоритетными. Все остальные материально-вещественные, информационные и даже денежные потоки 
выступают в роли обеспечивающих и сопровождающих,  т.е. подчиненных целям людских потоков.

 

Логистика в форме организации управления человеческими потоками в большинстве случаев социально  ориентирована. Позитивным социальным эффектом сопровождается продуктивно функционирующая индус-трия гостеприимства и туризма (управление потоками въездного и выездного туризма, рекреационного сектора, потоками рабочей силы к местам работы и обратно, потоками городского и пригородного транспорта, час-тью потоков магистральных видов транспорта, миграци-онными и, особенно, эмиграционными потоками и др.). Таким образом, к социально ориентированным видам общественно-полезной деятельности в условиях рыночной экономики следует отнести такую деятельность, экономический эффект которой обязательно со-провождается социальным эффектом.


Социально ориентированная логистика представляет собой такую форму логистической деятельности, результаты которой измеряются не только экономическим,  но и социальным эффектом в виде общественно значи-мых последствий этой деятельности, способных в ряде случаев становиться главной целью ее осуществления. Мы попытались обосновать право на существование социально ориентированной логистики и необходимость проведения глубоких и обстоятельных исследований по проблемам функционирования и развития этой разноидности логистики как в науке, так и на практике.

 

Евгения Кейванова, www.logistika-prim.ru

 

Комментарии