Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Производственная логистика

Интегрированный подход к устойчивым производственно - логистическим системам

13 февраля 2015 » 13:09
Интегрированный подход к устойчивым производственно - логистическим системам

В статье представлен теоретический и практический материал по управлению жизненным циклом в производственно-логистических системах. От интеграции различных модулей зависит их устойчивое развитие, связанное с обслуживанием потребителей наукоемкой продукции.

1. Интегрированный подход к производственно-логистическим системам

 

Современный подход к управлению жизненным циклом сложных систем выдвинул новые требования к процессу обеспечения устойчивости производственно-логистических систем (ПЛС). Скоординированное взаимодействие в рамках интегрированной системы «транспорт–машиностроение» является одной из актуальных проблем по формированию целостного организационно-технического механизма. Сложная наукоемкая продукция (НП) требует не только логистического сопровождения на всех этапах жизненного цикла, но и послепродажного логистического обслуживания потребителей на принципах безопасности и устойчивости.

 

Интегрированная производственно-логистическая система (ИПЛС ) — целостная система, которая на основе интеграции инфраструктуры, звеньев цепи поставок и интегрированной логистической поддержки (ИЛП) изделий обеспечивает устойчивое обслуживание потребителей на протяжении всего жизненного цикла. Создание ИПЛС направлено на достижение следующих целей:

 

  • обеспечение интеграции России в мировую индустрию производства и поставок, послепродажного обслуживания НП с учетом требований международных и национальных стандартов и новой методологии риск-менеджмента;
  • комплексное обеспечение безопасности и снижение риска возникновения инцидентов по устойчивому обслуживанию потребителей на основе взаимодействия стандартных модулей;
  • повышение уровня интеграции участников ИПЛС с использованием требований к качеству данных и автоматизации поставки качественных данных в цепи поставок на основе открытого технического словаря eOTD.

 

В рамках интегрированного подхода с единых позиций решается весь спектр задач безопасности и устойчивости обслуживания потребителей на основе построения организационно-технического механизма на различных этапах жизненного цикла ИПЛС. Проблеме отказоустойчивости транспортных сетей, моделирования и оценки надежности транспортных сетей, а также экономическим аспектам надежности уделяется большое внимание и со стороны исследователей США.

 

Организационно-техническая устойчивость рассматривается как возможность адаптации высокотехнологичной системы относительно структуры ресурсов на различных этапах жизненного цикла.

 

Для эффективной реализации производственных, эксплуатационных и сервисных функций в рассматриваемых системах необходимо создание соответствующих информационных систем (ИС ). Указанные системы предназначены для своевременного предоставления актуальной, достоверной, точной и полной информации и данных о спросе на услуги, о текущем состоянии ИПЛС и о состоянии поставок НП потребителям с целью синхронизации использования ресурсов и принимаемых организационно-технических решений.

 

Создание организационно-технического механизма устойчивости ИПЛС позволяет увязать проблемы эффективного функционирования отдельных процессов, послепродажного обслуживания продукции, использования ресурсов в рамках функционального логистического цикла со средой системной инженерии и стратегией на основе требований к качеству данных и их передаче.

 

2. Структура и подсистемы организационно-технического механизма устойчивости

 

Для обеспечения конкурентоспособности ИПЛС центр тяжести переносится с управления чисто техническими процессами на создание устойчивой организационно-технической системы обслуживания конечных потребителей. Излагаемый подход синтезирует классическую теорию устойчивости (по А.И. Ляпунову, 1892 г.) с теорией безопасности цепей поставок и расширяющегося логистического взаимодействия.

 

Организационно-техническая устойчивость рассматривается как возможность адаптации системы относительно структуры производственно-логистических ресурсов. Организационно-технический механизм осуществляет как привлечение ресурсов потенциальных участников цепи поставок (стейкхолдеров), так и их обмен (в том числе перераспределение) для реализации целей управления. В этом случае требования к параметрам функционирования пересматриваются на основе принятия компромиссных решений исходя из требований заинтересованных участников. Система мониторинга рисков препятствует возникновению инцидентов и потерь.

 

Подход расширяющегося логистического взаимодействия в сфере транспортного обслуживания и ИЛ П базируется на критериях и показателях безопасности и устойчивости,а также на оригинальном подходе, позволяющем синтезировать различные, ранее самостоятельные модули на протяжении всего жизненного цикла продукции (рис. 1). В настоящее время организации должны проактивно повышать устойчивость и надежность ИПЛС по отношению к различным угрозам. Вместе с тем вопросы операционных и технологических угроз и сопровождающих их отказов (сбоев) в производственных и логистических процессах практически не рассматриваются. Управление рисками в реальном секторе отчасти развивается в самостоятельно существующих направлениях:промышленной и экологической безопасности, теории надежности и других инженерных дисциплинах.

 

рисунок 1

 

В качестве универсального механизма предложена организационно-техническая модель, состоящая из 5 взаимосвязанных модулей (рис. 2):

 

  • модуль стандартных процессов, ориентированных на систему менеджмента качества, организационно поддерживаемых стандартами серии ИСО 9000;
  • модуль интегрированной логистической поддержки продукции, объединяющий процессы анализа логистической поддержки, технического обслуживания и ремонта, материально-технического обеспечения, электронной эксплуатационной документации на изделия;
  • модуль управления функциональным циклом заказа, который интегрирует ресурсы в рамках логистического цикла снабжения, материально-технического обеспечения производства и физического распределения;
  • модуль управления процессами жизненного цикла всей системы, обеспечивающего адаптацию на основе методов системной инженерии и открытой кодировки продукции;
  • стратегический модуль SCOR-модели (процессы планирования, сорсинга, производства, обслуживания и возвратных потоков).

 

Наиболее узким местом системы поставок является интеграция процесса материально-технического обеспечения производства и ИЛП с послепродажным обслуживанием на основе совместимых информационных технологий, электронного документооборота в рамках единого информационного пространства. Производственная система функционирует в рамках более крупных систем, являющихся открытыми системами. В открытых системах одно и то же конечное состояние может быть достигнуто при различных начальных условиях благодаря взаимодействию с внешней средой.

 

рисунок 2

 

Исходя из современных требований международных и национальных стандартов под устойчивостью (resilience) в статье понимается способность организации противостоять воздействию инцидента. Инцидент (incident) предполагает возникновение ситуации, которая может произойти и привести к нарушению деятельности организации, разрушениям, потерям, чрезвычайным ситуациям или кризису в бизнесе. В качестве синонимов термина «устойчивость» используются термины «менеджмент непрерывности бизнеса», «управление бесперебойностью работы». Выбор терминологии и организационно-технического механизма в значительной степени будет зависеть от потребности организации и требований участников цепи поставок.

 

Для обеспечения устойчивости на каждом этапе и уровне цепи поставок ИСО разработал новый стандарт ISO 28002:2011 «Системы менеджмента безопасности цепи поставок. Обеспечение устойчивости в цепи поставок. Требования и руководство по применению». Стандарт ISO 28 002 предлагает полную и систематическую процедуру предупреждения сбоев, защиты, реагирования, непрерывности операций и восстановления. Общие критерии применяются для мониторинга, обзора, поддержания и повышения устойчивости организации к внешним воздействиям для планирования, осуществления и принятия решений во время и после инцидентов в цепи поставок.

 

ИПЛС — это взаимодействующие на принципах сотрудничества, саморегулирования участники процесса производства, послепродажного обслуживания и доставки с едиными ресурсами, обеспечивающие устойчивое и безопасное взаимодействие всех участников на базе применения распределенной вычислительной сети и общих стандартов. Такая система обладает способностью к адаптации в постоянно меняющейся внешней среде и созданию кооперированного экономического результата большей ценности, чем ценность отдельного результата функционирования модуля, даже функционального логистического цикла (см. рис. 2).

 

ИПЛС должна интегрировать базовые бизнес-процессы, связанные с удовлетворением запросов потребителей НП. Эти требования касаются сроков и полноты выполнения заказов, удобств их размещения, доступности запасов, частоты поставок, их надежности, качества используемых данных, порядка предъявления претензий, технической и технологической поддержки бизнес-процессов. Логика анализа процессов управления предполагает оценку устойчивости и экономичности модели в системе «проектирование–производствосервис–транспортировка/складская обработка–эксплуатация НП–дополнительные сервисные услуги».

 

Таким образом, основной концепцией интегрированного подхода к организации процесса производства НП является достижение одновременного функционирования отдельных, но взаимосвязанных модулей, обеспечивающих более высокую эффективность ресурсов, чем суммарная эффективность частей, взятых в отдельности. Цель при описании различных видов деятельности — собрать необходимую информацию о существующих приемах и показателях. Осуществляется анализ таких элементов, как описание процедур, затрат, используемой инфраструктуры (склады, транспорт и др.), оценочных показателей, перевозимых грузов. Взаимодействие участников ИПЛС наглядно демонстрирует преимущества интегрированного подхода через использование электронных средств управления не только транспортно-складскими технологиями, ИЛП и каталогизацией НП, но и с применением виртуальной среды открытого технического словаря eOTD по передаче качественных данных (рис. 3).

 

рисунок 3

 

Традиционная система поставок, основанная на локальных программных продуктах и изолированных системах обработки данных, привела к дорогостоящим, плохо интегрированным и замкнутым инфраструктурам в большинстве организаций. На рис. 4 показан применяемый на практике в РФ и за рубежом высокотехнологичный элемент обеспечения безопасности и устойчивости — привязной аэростат с большим набором функций по контролю объектов инфраструктуры и территории. Высокотехнологичная система привязного аэростата обладает высокой мобильностью и экономичностью. Она снабжена многосторонней системой датчиков и видеоинформации между оператором и службами наблюдения, что обеспечивает высокую готовность и безопасность действий.

 

Аэростат по сравнению с беспилотным летательным аппаратом, самолетом и вертолетом обладает лучшим набором характеристик. Располагая необходимой информацией, центр управления обеспечивает мониторинг событий и оперативное принятие решений. Перспективным направлением в использовании системы является обнаружение, предотвращение или ликвидация утечек нефти или газа. Уровень безопасности при этом существенно повышается благодаря непрерывному наблюдению, снижению вероятности ложных тревог, улучшению контроля ситуации и электронной передачи данных всем заинтересованным участникам.

 

3. Научные результаты и практическая значимость

 

Итогом статьи является определение структуры и требований к формированию организационно-технического механизма производственно-логистической системы, классификации модулей, обеспечивающих интегрированный подход к устойчивости функционирования. Предложен подход по взаимодействию традиционной производственной системы и управления жизненным циклом продукции в единой информационной среде.

 

Основные результаты — создание и начало внедрения ИПЛС нового поколения. Системаэтого поколения объединяет подсистемы производства, послепродажной логистики, ИЛП изделий на основе инструментов качества данных и управления инцидентами. Главное достоинство разработанного метода состоит в том, что решение всех вышеперечисленных задач управления структурой ресурсов ИПЛС осуществляется на единой методологической и методической основе, базирующейся на комбинированном использовании новых научных и практических результатов, полученных в современной теории управления, искусственного интеллекта и общей теории систем.

 

Рассмотренная методология и конкретные методики нашли практическое применение при оценке различных стратегий развития транспортно-логистической инфраструктуры ЗАО «Универсал-Аэро», Центра каталогизации ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «Внуково Карго» для совершенствования системы обслуживания потребителей, а также в практике работы группы компаний «Силтэк» и ООО «ИнтегПрог».

 

Практическая значимость заключается в выработке требований к формированию организационно-технического механизма и процессам управления обслуживанием в ИПЛС,которые позволяют:

 

  • объединить системы производства, логистики и управления жизненным циклом продукции на основе единых организационно-технических модулей (стандарты–техническая поддержка);
  • повысить вероятность выполнения требований потребителей к послепродажному логистическому обслуживанию на основе управления инцидентами;
  • определить место стандартов ИСО 8000 и ИСО 22 745 по качеству данных и обмену качественными данными в виртуальных цепях поставок;
  • уточнить роль риск-менеджмента в управлении устойчивостью ИПЛС на основе менеджмента непрерывности бизнеса.

 

 Алексей Некрасов, www.logistika-prim.ru

Комментарии