Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Как заработать на доставке

28 апреля 2015 » 20:11
Как заработать на доставке

Создатели краудсорсинговых сервисов Bringo, "Достависта" и "Пешкарики" сумели организовать курьерские службы, не потратившись на штат курьеров, и уже зарабатывают на этом. "Ты студент, пенсионер или бывший олигарх? Ищешь подработку курьером со свободным графиком?" — спрашивает сервис "Достависта", специализирующийся на экспресс-доставке товаров и документов. В его базе около 10 тыс. человек, которые подрабатывают курьерами время от времени.

"Достависта": 40 тысяч в месяц 

Александровский в бизнесе не новичок. Еще в 2002 году он основал собственное медийное агентство Total View, которое, по данным AdIndex, в 2013 году закупило для своих клиентов более чем на 1 млрд руб. рекламы. "Я, можно сказать, серийный предприниматель, часто основываю новые бизнесы: что-то из них развивается, что-то нет", — рассказывает РБК Александровский. В молодости он играл в компьютерные игры, особенно выделяя Payload, суть которой сделать перевозку грузов наиболее выгодной. Сначала Александровский думал сделать аналогичную мобильную игру, но в итоге решил создать курьерский сервис, основанный на краудсорсинге. 

Проект "Достависта" стартовал в октябре 2012 года. Ключевая бизнес-идея состоит в том, что курьерами работают не профессионалы, а студенты, пенсионеры, все желающие — они доставляют товар по пути, в удобное для них время. Чтобы стать курьером в "Достависте", надо скачать мобильное приложение (есть для iOS и Android), заполнить в нем свой профиль (персональные данные, загрузить фотографию и скан первого разворота паспорта), а потом ответить на ряд вопросов сервиса по телефону. После этого можно брать заказы, которые оплачиваются наличными. Если курьер хочет работать с заказами, оплачиваемыми безналичным путем, то ему надо заключить с сервисом договор подряда. 

Отправитель может застраховать свою посылку за 0,9% от ее объявленной стоимости. В этом случае, если доставка не будет осуществлена или курьер исчезнет вместе с полученными деньгами, "Достависта" обязуется компенсировать потери отправителю. Так произошло в декабре 2014 года, когда до актрисы Ольги Зайцевой "не доехал" браслет стоимостью 20 тыс. руб. "Мы полностью выплатили возмещение", — говорит Александровский. Зайцева подтвердила РБК, что проблема была урегулирована. 

Заказы в "Достависту" поступают через сайт (90%) и call-центр (10%). По словам Александровского, сейчас сервис вышел на 40 тыс. доставок в месяц: "Если мы будем расти теми же темпами, то к концу года преодолеем планку в 100 тыс. заказов в месяц". Примерно 60% клиентов сервиса — это интернет-магазины и рестораны, 30% — заказы на доставку документов. Большинство заказов "Достависта" исполняет день в день. По словам Александровского, средняя стоимость доставки составляет около 500 руб., из которых 20% — вознаграждение сервиса. Получается, "Достависта" выручает порядка 4 млн руб. в месяц (Александровский эту цифру не комментирует). 

С момента основания в "Достависту" проинвестировано 22 млн руб. Первые 12 млн руб. были вложены в разработку сайта, мобильного приложения и развитие бизнеса в Москве, а привлеченные в конце 2014 года 10 млн руб. от нескольких частных инвесторов (их имена не раскрываются) будут потрачены на экспансию сервиса в города-миллионники. Операционные расходы "Достависты" сейчас составляют около 50–60% от выручки (call-центр, администрирование, поддержка, реклама), рассказывает Александровский. В штате компании работают 12 человек, еще 12 сотрудников call-центра привлечены на аутсорсинге. "Если мы отбросим затраты, связанные с развитием сервиса, и оставим только операционную часть, достаточную для функционирования системы, то мы уже прибыльны, — говорит гендиректор "Достависты" Дмитрий Зубков. — Точка безубыточности в нашей модели — 20 тыс. доставок в месяц". 


Bringo: 20 тысяч в месяц 


Основатель еще одного сервиса по краудсорсинговой доставке — Bringo — Марк Капчиц также непрофессионал в логистике: из своих 50 лет он тридцать отработал арт-директором. Первоначальные инвестиции в проект от группы частных лиц, по словам Капчица, составили 50 млн руб. Половина средств была потрачена на разработку мобильных приложений и сайта, а половина — на "агрессивный" маркетинг и собственный штат курьеров в 150 человек (только при запуске проекта). 

В отличие от "Достависты" в Bringo создали сразу два мобильных приложения — одно для курьеров, другое для заказчиков. Кроме того, у сервиса есть 40 штатных курьеров — они выполняют заказы, за которые не берутся фрилансеры. Вознаграждение Bringo — 19% от стоимости доставки. Деньги за свою работу курьер получает на банковскую карту или на виртуальный счет в системе. Он может взяться за выполнение заказа, если сумма на его счету или карте превышает объявленную стоимость доставки — она блокируется в качестве гарантии. Базовая стоимость доставки в Bringo составляет 180 руб., но растет в зависимости от того, сколько времени курьер проводит в пути (за час уже 390 руб.). 

"Bringo осуществляет около 20 тыс. доставок в месяц, но в ближайшие несколько месяцев мы планируем как минимум утроить объемы", — говорит Капчиц. Такого роста основатель Bringo намерен достичь за счет подключения к системе сторонних курьерских служб. "Мы будем предоставлять эффективное технологичное решение для доставок по городу и доступ к 12 тыс. свободных курьеров", — объясняет Капчиц. Это, по его словам, позволит решить ключевую проблему сервиса: баланс между количеством доставок и количеством "брингеров": "Если не хватает работы, курьеры теряют интерес к сервису и уходят из него; если не хватает исполнителей — падает качество сервиса, клиенты остаются недовольны". 

Капчиц признает, что сервис пока убыточен — выручка примерно в 1 млн руб. в месяц расходов не окупает: "Мы станем прибыльны, когда выйдем на доставку более 150 тыс. отправлений в месяц". 


"Пешкарики": 2,5 тысячи в месяц 


Еще один похожий сервис называется "Пешкарики". Его создатель Дмитрий Петров в отличие от своих коллег из Bringo и "Достависты" не понаслышке знал о проблемах доставки для интернет-магазинов. В интернет-бизнесе он с 2003 года, в его активе — IT-платформа по SEO-оптимизации и интернет-магазин по продаже запчастей для скутеров. 

"Среди курьеров наблюдается безумная текучесть, — объясняет РБК Петров. — Вряд ли кто-то хочет сделать карьеру курьера, поэтому работают неделю и уходят. Найти курьера так же тяжело, как менеджера по продажам, за добросовестных курьеров все держатся". Для того чтобы перестать зависеть от сторонних фирм, Петров летом 2014 года вместе с компаньоном Владимиром Суховым решил разработать небольшую прикладную программу — сервис подбора курьеров. На первичную реализацию идеи товарищи потратили всего две недели, но так увлеклись, что уже девять месяцев занимаются только "Пешкариками", вложив в усовершенствование системы 1,5 млн руб. 

У "Пешкариков" базовая стоимость доставки день в день — 350 руб., на следующий день — 220 руб. С этих денег сервис получает 10–15% (новые курьеры платят больше). Плюс продавец выплачивает 1% от объявленной стоимости товара "Пешкарикам", если товар предоплачен, и 2%, если курьер должен получить наличные. В сервисе этот сбор называют страховкой, он делится поровну между "Пешкариками" и курьером. 

За февраль "Пешкарики" доставили 2,5 тыс. заказов и заработали 150 тыс. руб. В команде сервиса всего два штатных сотрудника-программиста. "Наши операционные расходы составляют чуть больше 100 тыс. руб. в месяц (сервер, call-центр, разработка), но они начали окупаться уже по итогам четырех месяцев работы сервиса", — говорит Петров. 


Сервис для маленьких 


Курьерские краудсорсинговые службы ориентированы на небольшие интернет-магазины, частных предпринимателей, продавцов из Avito и "ВКонтакте". Эта аудитория не так требовательна к IT-интеграции, поскольку количество заказов невелико и позволяет делать заявки в ручном режиме. 

"Все очень нравится, — говорит владелец интернет-магазина натуральной косметики Владислав Бронштейн, работающий с "Доставистой" с мая 2014 года. — Отправили около 60 заказов по Москве. Проблем с сервисом не было ни разу". "Стоимость доставки невысокая, от 220 руб. в зависимости от срочности и веса, — рассказывает директор интернет-магазина "Крепеж колес" Николай Белоусов. — Нашим клиентам требуется обычно срочная доставка, и в этом сервис "Пешкарики" нас никогда не подводит". "Основное преимущество "Достависты" — скорость доставки, — говорит Антон Шишкин, владелец интернет-магазинов краскопультов и мундштуков для сигарет. — Работаем уже год, и менять не планирую. Все проблемы решаются очень оперативно. Дважды курьер пропадал с деньгами — "Достависта" компенсировала по страховке полную стоимость в течение семи дней". 

Петров из "Пешкариков" рассказывает, что интерес к сервису проявляла сеть Enter: "Жаловались, что есть проблема с доставкой, так как работают в основном с грузовиками, а перевозить на грузовике флешку не очень удобно". Пресс-служба Enter сообщила РБК, что компания рассматривала возможность сотрудничества с "Пешкариками", но оно "не случилось". 

Мерген Чумудов, основатель логистического проекта Box2Box и член совета директоров сервиса TodayDelivery, считает, что через год-полтора доставка в течение двух часов в крупных городах станет таким же обычным делом, как сейчас "доставка на следующий день". "Основные проблемы, с которыми столкнутся подобные компании, — это прием наличных от покупателей, белая схема работы с контрагентами и, конечно, отточенные процессы по возвратам, — рассуждает он. — Лидером станет тот, кто быстрее всех решит данные проблемы". 

Сервисы по доставке день в день "не представляют угрозы для нас, так как мы фактически работаем в разных сегментах, — считает гендиректор традиционной курьерской службы City Express Алексей Кичатов. — Сверхсрочная доставка не является нашей приоритетной услугой, так как является для нас низкомаржинальной. Даже в марте с учетом предпраздничного бума доля таких срочных доставок не превысила 1,5–2%". 

Петров строит планы по экспансии в сегмент междугородной доставки: "Количество частных водителей, которые ежедневно ездят из Москвы в Тверь или Воронеж, достаточно велико. Думаю, они будут рады окупить часть пути, прихватив с собой в дорогу нашу посылку". "Я уверен, что в результате эффективное победит неэффективное, — говорит Александровский из "Достависты". — Все будут отказываться от традиционной доставки и переходить к нам или на нашу модель, чтобы не нести дополнительных затрат на персонал [для клиентов] и выбирать время работы самому [для курьеров]".

 

 

 

Татьяна Одинцова, www.rbc.ru

 

Комментарии