Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Складская логистика

Комплексное проектирование складов

7 октября 2014 » 17:30
Комплексное проектирование складов

Не все владельцы складов понимают, что склад представляет комплексный объект, в проектировании которого должны принимать участие инженеры десятка специальностей. Основой проекта является технологическая часть, которую должны разрабатывать специалисты-технологи по перегрузочно-складским операциям.

Современный механизированный и автоматизированный склад представляет сложный технический объект, состоящий из строительных конструкций, технологического оборудования, сантехнических, тепло- и электротехнических устройств и инженерных сетей, а также внешних транспортных коммуникаций и технических средств, систем автоматического управления оборудованием и технологическими процессами складирования и переработки грузов.

 

Однако проектирование этих объектов, как оно сложилось за последние 20 лет, не соответствует такому представлению о складских объектах, и многие владельцы, с которыми приходится иметь дело при проектировании складов, упрощенно понимают склад как некое здание, в котором стоят стеллажи и погрузчики перевозят грузы.

 

При таком понимании складов технология погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских (ПРТС) работ не разрабатывается в виде комплекта технической документации, а складывается стихийно, на уровне бытового повседневного знания или в виде «рабочей смекалки» (здесь поставим стеллажи, отсюда будем возить туда, а здесь будем разгружать автомобили).

 

Очевидно, такое формирование технологии складских работ неправильно с точки зрения экономической эффективности, инженерного проектирования достаточно сложного технического объекта и не выгодно с точки зрения возможных доходов для владельцев склада. Причин такого подхода к проектированию и организации работы складов много, рассмотрим их более подробно.

 

Общая методика проектирования промышленных объектов

 

Несмотря на все недостатки организации народного хозяйства и проектирования промышленных объектов, в СССР была разработана и применялась довольно четкая последовательность проектирования объектов, зданий и сооружений для промышленного строительства. Она была регламентирована многочисленными нормативными документами: стандартами, строительными номами и правилами, постановлениями правительства, приказами Госстроя и отдельных министерств и т.д. В каждой отрасли промышленности существовали комплексные проектные институты — генеральные проектировщики, которые состояли из специализированных отделов, причем каждый из них разрабатывал свою часть проекта. Эти отделы были укомплектованы специалистами, обладающими соответствующей квалификацией.

 

Комплексный проект промышленного объекта состоял из частей проекта: технологической, строительной, сантехнической (горячее и холодное водоснабжение, канализация, или водоотведение, как его сейчас называют, система пожаротушения), теплотехнической (отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха), электротехнической (силовое электрооборудование, электроосвещение, слаботочные устройства, автоматизация), генеральный план и транспорт, сметно-экономическая (сводная, объектные и локальные сметы, технико-экономические показатели проекта).

 

В соответствии с этой структурой разрабатывались комплексные проекты складских баз Госснаба, Государственного комитета сельхозтехники, склады промышленных предприятий Министерства торговли и т.д. Разработка начиналась с технологической части проекта, затем технологи составляли технические задания на выполнение всех смежных частей проекта. Специализированные отделы разрабатывали свои части проекта, согласовывали их с технологическим отделом, и получалась стройная система комплексного проектирования, которая обеспечивала высокое качество проекта (в соответствии с техническими и организационными возможностями того времени). Эта же методика применялась и при проектировании складов.

 

Недостатки в проектировании складских объектов

 

В настоящее время эта последовательность разработки комплексных проектов складских комплексов, логистических терминалов, торговых складов полностью утрачена. Технологическую часть проекта склада не разрабатывают совсем — владелец склада сразу заказывает проектирование складского здания, не понимая, что основные проектные решения должны закладываться на стадии технологии складских работ, и именно под эту технологию строительная организация должна выбирать объемно-планировочные решения складского здания. Итак, основная причина нарушения методики проектирования — это недооценка владельцами складов комплексного проектирования объекта.

 

Вторая причина — это мнимая простота складской технологии. Действительно, на первый взгляд кажется, для того чтобы расставить стеллажи в здании, не требуется особых знаний, да и складская технология не отличается особой премудростью: разгружай автомобиль, укладывай грузы на поддоны, устанавливай груженые поддоны в стеллажи, потом выдавай грузы с отборкой или целыми поддонами и грузи на автомобили. Таким образом у каждого, кто немного поработал на любом складе, создается ошибочное мнение, что он сам может разработать технологию складских работ, и любой достаточно разумный человек (а иногда просто самоуверенный) может давать рекомендации по устройству и работе склада. Все это напоминает ситуацию, при которой любой мужчина рассуждает о футболе, не будучи футболистом-профи.

 

В действительности профессионалам известно, что для каждого сочетания исходных данных возможны тысячи вариантов объемно-планировочных и технологических решений: по компоновке участков склада, подходам транспорта, сочетаниям типов и параметров грузовых складских единиц, стеллажного и штабелирующего оборудования, систем отборки грузов и комплектации заказов, уровней и средств механизации и автоматизации складских работ и т.д.

 

Конечно, ничто это не учитывается даже в небольшой мере, если разработкой технологии занимаются сотрудники самого склада по поручению его владельца, которые не понимают особенностей и сложности комплексного проектирования складского объекта. И нам на практике часто приходится встречаться с такими ситуациями.

 

Например, один директор с гордостью показывал свой торговый склад. Там было все, что необходимо, для того чтобы склад принадлежал к классу А: высотные стеллажи, узкопроходные погрузчики с поворотно-выдвижным (таррет-траки), участок напольной комплектации заказов, автоматизированная система управления и т.д. Не хотелось огорчать этого директора и указывать ему на недостатки склада, которые бросались в глаза профессионалу. Например, для отборки грузов дорогой таррет-трак снимал поддоны с грузом с верхних ярусов стеллажей, а после перегрузки с них коробок грузчик-комплектовщик снова поднимал их наверх.

 

В результате на отборку 1—2 коробок с грузом затрачивалось 4—5 минут и было занято 2 человека, погрузчик и электротележка. Потом директор нам признался: при большом грузопотоке на выдачу они не справляются с переработкой

грузов. А причина крылась в нерациональной комплектации заказов на выдачу. В большинстве случаев ни рядовые работники склада, ни их руководители, ни сами владельцы не понимают, за счет чего получается доход склада и как можно его увеличить с помощью определенных технических решений. Это происходит потому, что большинство кладовщиков-практиков не знакомы с исследованиями складских систем и не видят, как технические решения взаимосвязаны с конечными экономическими показателями склада.

 

В другой раз, когда мы проектировали контейнерный терминал с перегрузочным складом тарно-штучных грузов для одной экспедиторской компании, один из ведущих специалистов по логистике компании-заказчика сказал без всяких обоснований: «Количество ворот на складе должно быть 7», — даже не подозревая, что этот параметр рассчитывается по определенной формуле:

 

m Q* tA A = Σ{______} + 1, где q* T

 

Q — расчетный суточный грузопоток прибытия и отправления грузов со склада, поддоны/сутки;

tA — время занятия автомобилем ворот, включая время подъезда и отъезда от склада, час;

q — нагрузка автомобиля, поддоны;

T — продолжительность работы склада в течение суток по обслуживания автомобилей, час;

Σ {…} — обозначение целого числа, получающегося в результате выполнения действий в скобках;

1 — дополнительные ворота для округления в большую сторону.

 

В этом случае представитель заказчика даже не воспользовался известным удельным показателем: одни ворота на 800—1000 м2 площади склада, — который используют в том случае, когда не знают, как считать число ворот в складе. Надо отметить, что этот показатель тоже неточный, так как число ворот зависит не от площади склада, а от суточного грузопотока (с учетом коэффициентов неравномерности), срока хранения и оборачиваемости грузов на складе.

 

Еще один директор компании по логистике доказывал нам, что нельзя ставить стеллажи вдоль склада, хотя это увеличивало емкость и перерабатывающую способность склада на 10—15%, потому что неквалифицированные водители погрузчиков не смогут ездить по поперечным туннельным проездам, так как они ездят с поднятым грузом на вилах и выдвинутой вверх мачтой погрузчика. Такое объяснение несостоятельно, поскольку дополнительная емкость склада увеличила бы доход владельца на несколько миллионов рублей в год, а ездить по складу с поднятым грузом нельзя по технике безопасности, и квалифицированные водители погрузчиков это должны знать, а администрация склада требовать исполнения этого условия.

 

Все это подтверждает, что практические работники не могут квалифицированно разрабатывать технологию складских работ, потому что не обладают достаточными знаниями, общеинженерной и технико-экономической эрудицией.

 

Таким образом, решение владельцев и руководителей компаний разрабатывать технологическую часть проекта склада силами своих сотрудников не приведет к выбору оптимальных объемно-планировочных и технических решений

по складам по следующим причинам:

 

1. работники производственных компаний, непосредственно эксплуатирующих склады, как правило, знают только свою технологию, к которой они привыкли и которую поэтому считают наилучшей, так как она приносит определенные доходы; о других вариантах устройства складов практические работники поверхностно;

 

2. работники действующих складов почти всегда пытаются сохранить существующую технологию, так как они к ней привыкли, и в новых проектируемых складах они стараются применять ту же технологию складских работ, без должного

обоснования и анализа других возможных вариантов;

 

3. работники действующих складов не владеют профессиональными методиками проектирования для промышленного строительства, не представляют последовательность проектирования комплексных проектов, не понимают необходимости рассматривать различные конкурентоспособные варианты объемно-планировочных и технических решений и методов технико-экономических обоснований проектных решений по складам, считая последние простыми объектами;

 

4. сотрудники действующих складских комплексов, привыкнув к устройству и работе своего склада, упрощенно представляют складской объект как состоящий из стеллажей и погрузчиков, работающий на прием и выдачу грузов; не учитывают все многообразие вариантов работы современных складов (например, тип, параметры и конструкции стеллажного оборудования, его расположение на складе, компоновку участков и зон складов, внутрискладских грузопотоков и типа применяемого оборудования, разных типов штабелеров, систем комплектации заказов и т.д.). Между тем возможны десятки и сотни возможных вариантов технических решений (см. выше);

 

5. сотрудники действующих складов не могут рассмотреть даже все возможные варианты из-за недостатка времени и необходимости выполнения текущих работ по эксплуатации складского комплекса. К тому же они не могут использовать результаты исследований, которые обычно помогают профессионалам быстро найти наиболее рациональное решение без дополнительных расчетов и ненужных изысканий по каждому проектируемому складу;

 

6. сотрудники действующих складов не учитывают взаимосвязи технических решений по устройству и работе склада и конечных технико-экономических показателей его функционирования, что не позволяет им быстро ориентироваться в разнообразии вариантов проектных решений.

 

Профессиональные инженерные проектные компании владеют всеми методами проектирования и выбора наиболее эффективных решений на основе технико-экономических расчетов и обоснований.

 

Зарубежный опыт

 

По имеющимся сведениям, за рубежом торговые, промышленные или логистические компании сами никогда не занимаются проектированием своих объектов, они привлекают для проектных работ специализированные консалтинговые компании, имеющие опыт выполнения подобных проектно-исследовательских работ. Это соответствует естественному разделению труда в современном обществе — каждая компания будет наиболее эффективна и конкурентоспособна в том случае, если будет специализироваться на каком-то определенном бизнесе: торговые компании должны продавать товары, промышленные компании — производить их, а проектные организации — проектировать для них склады.

 

Хотя за рубежом эти компании и называются консалтинговыми, в действительности являются проектными и исследовательскими организациями. Они укомплектованы профессиональными инженерами, имеющими опыт технико-экономических обоснований объемно-планировочных, технических решений и технологических расчетов по складам и знающими компьютерные технологии принятия решений.

 

В России таких опытных консалтинговых компаний очень мало, поэтому в какой-то мере можно понять те производственные компании, которые пытаются разрабатывать технологию работ на своем складе самостоятельно.

В России консалтинговые компании (по зарубежной терминологии) — это действительно только консультационные компании, а не проектно-конструкторские. Они укомплектованы сотрудниками, никогда ранее не работавшими в комплексных проектных институтах, не знающими методики проектированием для промышленного строительства. Зачастую их сотрудники не специалисты по механизации и автоматизации ПРТС работ, а экономисты по логистике, специалисты по системам управления. логистическому менеджменту, управлению цепями поставок, маркетингу, управлению перевозками и т.д.

 

Наши консалтинговые компании, черпая знания из зарубежных источников, обычно разрабатывают для заказчиков лишь некую концепцию, не предусмотренную методиками проектирования складских объектов в России (есть проекты и рабочая документация).

 

В то же время для проведения государственной экспертизы проекта необходимо разработать основные технологические решения, которые не под силу консалтинговым компаниям, поэтому нередко получается, что технологическую часть проекта склада разрабатывают специалисты смежных специальностей.

 

Например, для железнодорожного транспорта складские объекты проектируют институты Гипротранса и Желдорпроекта, институты строительного профиля, не имеющие технологических отделов и отделов механизации ПРТС работ. В этих институтах работают специалисты по проектированию железнодорожных путей, вагонов, локомотивов, развитию станций, организации движения поездов и т.д. Именно это сейчас происходит, например, при проектировании контейнерных терминалов на станциях Белый Раст, Ховрино и др. Эти работы выполняют организации, не имеющие специалистов для разработки технологической части подобных проектов. Иногда проектирование складов поручается зарубежным компаниям, и тогда стоимость проекта возрастает в 5—6 раз.

 

Заключение

Анализируя ситуацию с проектированием складов и грузовых терминалов, сложившуюся в России, можно сделать следующие выводы:

 

 проектирование складских объектов следует поручать специализированным проектным организациям;

 при проектировании складов и грузовых терминалов прежде всего должна разрабатываться технологическая часть проекта;

 строительная и другие смежные части проекта должны разрабатываться после разработки и утверждения технологической части;

 разработка технологической части проекта сотрудниками компании-владельца склада не целесообразна;

 в проектах должны выполняться технико-экономические обоснования по вариантам проектных решений;

 при проектировании складов целесообразно использовать отечественные методики проектирования объектов для промышленного строительства;

 при строительстве нового склада переносить старую технологию из существующего склада нецелесообразно.

 

Склады разного типа и назначения имеются во всех отраслях народного хозяйства, они играют важную роль в сферах производства, распределения и потребления при организации грузопотоков, поэтому повышение эффективности складов и грузовых терминалов путем их профессионального комплексного проектирования будет положительно влиять на экономику страны.

 

Олег Маликов, www.logistika-prim.ru

 

Комментарии