Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Дистрибьюция, сбыт, экспорт

Кросс-докинг: системный подход к проектированию

26 июня 2014 » 16:40
Кросс-докинг: системный подход к проектированию

Потребность в современной, надежной, а главное эффективной логистической системе у крупных торговых фирм возникает довольно часто. Ведь порядка 12% конечной стоимости товара в России приходится именно на издержки, связанные с логистикой, а в условиях высокой конкуренции (особенно по сравнению с западом) это непозволительно много.

Для крупных дистрибьюторов  и  логистических операторов  типично  создание  сети физического распределения  товара и груза   на  основе нескольких логистических (распределительных) центров, позволяющих эффективно осуществлять доставку товара к клиентам.  Требование  к минимизации  времени складской  обработки и хранения приводит к  задаче проектирования  скоростных технологий с учетом  специфики товаропотока конкретного предприятия при минимальных затратах на его реализацию. Будет ли это «традиционное» складское хранение или же кросс-докинг? На этом вопросе мы остановимся подробнее.

Для начала разберемся что, же собой представляет кросс-докинг. Кросс-докинг (от англ. cross-docking - от cross - идущий напрямую и dock-док, причал, стыковка, соединение) - движение товара через склад напрямую, фактически без его размещения на хранение (см. рисунок 1). Очень часто под кросс-докингом  понимают  прямую перегрузку  товара  между  транспортными средствами или  товароносителями.

image

 

В последнее время операция кросс-докинга приобретает все большую популярность. Это объясняется прежде всего  сокращением затрат на 20-30% при организации складских операций по сравнению с общей суммой затрат, что, в свою очередь, связано с отсутствием зоны хранения. Кросс-докинг также позволяет ускорить доставку товара к конечному потребителю, что не маловажно при работе со скоропортящейся продукцией и проведении рекламных акций.

При всех плюсах кросс-докинга нужно помнить о накладываемых на его внедрение ограничениях, а именно:

  • товар, проходящий через склад должен быть хорошо прогнозируемый по динамике  «приход-уход», причем должен постоянно проводиться анализ потребительского спроса на ту или иную продукцию;
  • приходящий товар должен быть или сразу готов к отправке или предполагать незначительные дополнительные операции;
  • необходимость четкой организации движения транспортных потоков.

«Традиционное» хранение в отличие от кросс-докинга не имеет жестких требований к товаропотоку, но требует дополнительных складских площадей и ресурсов  для  выполнения  операций  по  хранению, комиссионированию, контролю, отгрузки  и т.д.

Итак, по какому принципу следует производить выбор между кросс-докингом и «традиционным» складским хранением, и при каких условиях будет выгодна та или иная схема?

Поскольку распределительный центр, будь то кросс-докинг или же «традиционный» склад, является одной из частей логистической системы, то и рассматривать его нужно в совокупности со всеми элементами этой системы. Ни в коем случае при расчетах нельзя изолировать его от других составляющих. Выбор принципа организации работы распределительного центра следует производить исходя из условия обеспечения минимальных затрат всей логистической системы.

Прежде всего необходимо определиться с затратами на организацию складского комплекса и его эксплуатацию. На рисунке 2 приведена структура затрат для случая, когда принимается решение о строительстве склада и покупке всего оборудования и транспорта, без использования услуг арендодателей.

image

Эксплуатационные расходы в данном случае включают в себя следующие статьи:

  • заработная плата персонала;
  • коммунальные услуги;
  • амортизационные отчисления;
  • налоги (земельный, транспортный, налог на имущество и т.д);
  • топливные расходы.

Отдельно стоит отметить различия технологии складских зданий при кросс-докинге и «традиционном» складе. Главные отличие заключается в том, что при организации кросс-докинга необходимо стремиться к наибольшей длине здания для возможности размещения большего числа воротных доков, а в случае  «традиционного» склада - к большей площади склада, для обеспечения максимальной вместимости склада. Большие длины складов кросс-докинга приводят к необходимости строительства зданий различных конфигураций (H, I, L, T ,U - образных), таких как приведенных на рисунке 3. Для различного количества воротных доков выгоден определенный тип здания (например, I оптимален при количестве ворот меньше, чем 150, Н - при более, чем 300).

 

 

image

 

Для сокращения затрат на организацию логистической системы необходимо, чтобы осуществлялась координация товарного и транспортного потока, т.е. количество транспорта, осуществляющего доставку товара на склад и к потребителю было минимально.

Сравнивая между собой традиционный склад и склад кросс-докинга следует отметить, что при одинаковом товаропотоке для случая кросс-докинга происходит  увеличение количества задействованного автотранспорта за счет дробления поставок на более мелкие партии.

На примере 5-ти дневной рабочей недели рассмотрим один из вариантов  организации схем отгрузок. Дневной входящий поток V [м³] в случае кросс-докинга должен быть в тот же день отгружен в полном объеме и распределен по n клиентам (см. рисунок 4а). При организации «традиционного» склада (рисунок 4б)  отгрузки клиентам могут производиться не каждый день, а несколько раз в неделю (в данном случае 2 раза). В этом случае в день отгрузки объем уходящего товара V2 [м³]  будет превышать объем ежедневных отгрузок при кросс-докинге V[м³]. Причем недельный объем входящего товара равен объему исходящего.

image

 

Объем разовой отгрузки (при одинаковом товаропотоке) «традиционного» склада практически всегда будет больше чем у кросс-докинга, что потребует большего количества автотранспорта или же изменение его типа в сторону увеличения грузоподъемности. Больший размер автопарка приводит к увеличению капитальных затрат на его приобретение.  Однако, высокая частота отгрузок при кросс-докинге подразумевает более интенсивное использование автотранспорта (повышенный износ и расход бензина), что в свою очередь приводит к росту эксплуатационных затрат.

Таким образом, при возможности организации кросс-докинга, несмотря на отсутствие затрат, связанных с устройством зоны хранения, может возникнуть ситуация, когда его использование будет нецелесообразным. Это возможно при увеличении числа обслуживаемых клиентов, так как в данном случае может происходить недогруз исходящего автотранспорта, в то время как «традиционный» склад позволяет равномерно распределить отгружаемый объем товара по адресам поставок.

На следующем примере мы проиллюстрируем случаи, когда кросс-докинг выгоднее «традиционного» склада и обратную ситуацию.

Предположим, что недельный товаропоток составляет   5000 м3 и поступает на склад следующим образом:

- для случая кросс докинга каждый день в объеме 1000 м3;

- для случая «традиционного» склада 2 раза в неделю в объеме 2500 м3.

Пусть  количество клиентов (адресов  отгрузок ) лежит в  диапазоне  от 2 до 1000, который  является наиболее  часто встречающимся  как следует из практики нашей  работы. Произведя расчеты полных затрат (см. рисунок 2) для каждого варианта, были получены следующие результаты: в большинстве случаев более выгодным является организация кросс-докинга, однако если число обслуживаемых клиентов лежит в диапазоне 100-150 целесообразнее выбрать «традиционный» склад (см. рисунок 5).

image

При увеличении числа клиентов и фиксированном товаропотоке происходит дробление заказов на более мелкие. С этим связанно изменение количества и типа уходящего транспорта. Именно этим объясняется зона с выраженным преимуществом «традиционного склада».

Так же при выборе типа склада необходимо учитывать, что при фиксированном количестве обслуживаемых клиентов (в данном случае количество клиентов равно 50) склад «кросс-докинг» становится выгоднее лишь после достижения определенного суточного объема (см. рисунок 6).

image

 

 

Таким образом, на примере мы показали, что склад кросс-докинга не всегда позволяет сократить затраты на организацию логистической системы и для его выбора необходимо проводить предварительный анализ товаропотока.

Если склад кросс-докинга по каким-либо причинам не может быть организован в «чистом виде», возможно применение одной  из его разновидностей -  схемы так называемых «револьверных» отгрузок. «Револьверная» отгрузка соответствует случаю, когда пришедший товар распределяется по адресам доставки и при необходимости размещается в зоне хранения в отдельные ячейки, соответствующие определенному клиенту (см. рисунок 7). Тем самым сокращается время на обслуживание исходящего автотранспорта.

image

 

Для того чтобы кросс-докинг действительно был выгодным необходимо, во-первых, тщательно взвесить все «за» и «против» ещё на этапе проектирования логистической системы с учетом всех особенностей конкретного предприятия, а также их изменений в будущем.

Организовать кросс-докинг дело не простое, требующее больших усилий, однако рискнуть стоит, ведь в случае успеха он может превратиться из «головной боли» в ваше конкурентное преимущество, и примером тому может служить ряд западных компаний, таких как Wal-Mart и The Home Depot.

Комментарии