Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Логистические аспекты доставки легковых автомобилей в регионы страны (контейнеризация лекового потока)

8 октября 2014 » 21:01
Логистические аспекты доставки легковых автомобилей в регионы страны (контейнеризация лекового потока)

Сравнительный анализ перевозки тремя видами транспорта: автовозами, специализированным железнодорожным составом («сетками») и контейнерами, а также анализ эффективности использования каждого способа перевозки.

При сравнении трех вариантов доставки легковых автомобилей с завода-производителя до региональных дилеров (в автовозах, специализированных вагонах-«сетках» и контейнерах) можно отследить тенденцию, что использование железнодорожного транспорта на дальние расстояния, более 3500 км, становится более выгодным. На рис. 1 показано сравнение трех вариантов транспортировки легковых автомобилей из Калуги до региональных городов.

 

 Безымянный


Из рис. 1 видно, что контейнерные перевозки могут составить конкуренцию автовозам и специализированному подвижному составу («сеткам») только на самых дальних расстояниях — более 3000 км. В действительности практически 100% перевозок легковых автомобилей осуществляется автовозами и «сетками». При этом в 2013 году объем железнодорожных перевозок данной номенклатуры, по оценке операторов (собственников подвижного состава), снизился на 13%. Если пользоваться статистикой ОАО «РЖД», где подсчеты ведутся в тоннах перевезенных грузов, то падение оказалось несколько меньше — около 10,6%. По мнению специалистов ОАО «РТА», на такой результат во многом повлияла политика автоперевозчиков, продемонстрировавших ценовую гибкость — в 2013 году они несколько раз снижали свои ставки.

 

В итоге компаниям, занятым железнодорожными перевозками автомобилей, пришлось работать с минимальным уровнем доходности, чтобы сохранить основных клиентов. Отметим, что дилеры в ряде случаев предпочитали перевозить продукцию автомобильным транспортом не только из-за более выгодных тарифов. Стоимость услуг могла быть сопоставимой у автомобильных и железнодорожных операторов, но первые, как отмечают участники рынка, предлагали более высокое качество сервиса.

 

По ожиданиям операторов, в 2014 году тенденция снижения объемов железнодорожных перевозок автомобилей в специальном подвижном составе может сохраниться. Несмотря на приведенные в рис. 1 данные и сложившийся опыт работы участников транспортного рынка, авторами установлено, что существует определенный сегмент легковых автомобилей, который целесообразно перевозить в контейнерах. При погрузке фиксированного месячного объема автомобилей в «сетки» или автовозы (до их полной вместимости) всегда остаются единичные автомобили, которые простаивают в ожидании накопления следующей партии машин. В таблице приведены данные по единичным автомобилям, ожидающим накопления.

 

Безымянный2

 

Размещение оставшихся автомобилей в контейнерах происходит по 2–4 машины с использованием дополнительного оборудования (по 2 больших машины, согласно ТУ, при помощи упорных и распорных брусков, по 3 средних машины, согласно МТУ, при помощи дополнительного съемного оборудования Car Rack, по 4 небольших машины, согласно МТУ, при помощи несъемного оборудования Trans Rak).

 

На рис. 2 предоставлены транспортные расходы по транспортировке единичных легковых автомобилей из Калуги до региональных городов России с использованием контейнерных перевозок. На рис. 2 показана динамика снижения стоимости перевозки легковых автомобилей с использованием контейнерных перевозок для отправки единичных автомобилей. Данная технология работы более целесообразна, чем ожидание накопления «сетки» или автовоза до полной вместимости. Экономический эффект при использовании контейнерных перевозок достигает почти 20 млн рублей в год. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что при транспортировке легковых автомобилей на расстояние от 100 до 1400 км выгоднее использовать автовозы, на расстояние от 1400 до 3500 км — автовозы и контейнеры, на расстояние более 3500 км — специализированные вагоны-«сетки» и контейнеры.

Безымянный3

 

Эксперты прогнозируют, что в 2014 году динамикаконтейнерного рынка будет определяться макроэкономической конъюнктурой. Рынок становится более сложным и конкурентным, и, как следствие, повышаются требования клиентов к качеству и спектру предоставляемых услуг. В России уровень контейнеризации существенно отстает от мирового и все острее встают вопросы о разработке и возможности курсирования контейнеров повышенной вместимости на территории РФ. Использование новых способов крепления легковых автомобилей позволяет располагать в универсальном 40-футовом контейнере по 3 или 4 автомобиля. А при наличии контейнеров повышенной вместимости можно будет располагать в них машины бо́льших размеров, что благоприятно отразится на стоимости доставки и, как результат, на цене товара.

 

Мировой опыт показывает, что разработка и использование контейнеров повышенной вместимости экономически выгодны. Многие производители идут на то, чтобы ускорить доставку своей продукции в контейнерах-поездах и уменьшить стоимость транспортной составляющей. Развитая инфраструктура, наличие современного подвижного состава и технические погрузочно-разгрузочные возможности создают благоприятные условия для нового этапа развития контейнерных перевозок — внедрения и распространения контейнеров повышенной вместимости.

 

Маргарита Нечаева, Лев Матюшин

www.logistika-prim.ru

Комментарии