Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Модель многоуровневого управления сферой транспортно-экспедиторских услуг : условия построения, логистическая нацеленность и составляющие

9 марта 2015 » 10:19
Модель многоуровневого управления сферой транспортно-экспедиторских услуг : условия построения, логистическая нацеленность и составляющие

В статье рассматриваются методологические вопросы построения иерархической системы управления транспортно-экспедиторской сферой на принципах логистики.

Проводимые у нас преобразования транспортно-экспедиторской сферы, разрабатываемые подходы к моделированию ее развития должны базироваться на принципах и механизмах, действующих в мировом сообществе. Кроме того, должны быть учтены особенности предыдущих этапов и современного состояния экономики страны, специфика ее отраслевой и региональной структуры, продолжительность процесса преобразований, менталитет населения, а также другие факторы.

 

Несмотря на имеющиеся разработки в области развития транспортно-экспедиторских компаний, еще многое предстоит уточнить в плане теоретического осмысления постпереходного периода и обоснования путей повышения устойчивости грузоперевозчиков в новой хозяйственной системе государственного регулирования и новых условиях взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами. Большой проблемой сегодня является недостаточная системность (отчасти фрагментарность) в управлении транспортно-экспедиторскими компаниями.

 

В транзитивной экономике положение транспортно-экспедиторских организаций коренным образом меняется. Становясь структурой, обладающей экономической самостоятельностью и полностью отвечающей за результаты своей хозяйственной деятельности, субъект транспортно-экспедиторской сферы должен сформировать у себя систему менеджмента, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

 

Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Задача менеджмента состоит в выявлении факторов и условий, при которых совместная деятельность хозяйствующих субъектов и отдельных работников оказывается более эффективной. Упорядоченные знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать хозяйственную стратегию компании, корректировать модели хозяйственного поведения.

 

Менеджмент — это интеграционный процесс, в ходе которого осуществляется формирование бизнес-структур и управление ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, стимулирования, регулирования, контроля и анализа. Действенным инструментом управления является логистика, позволяющая бизнес-структурам, в том числе транспортно-экспедиторским, формировать эффективную стратегию обеспечения своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынок, а из запросов конкретного потребителя.

 

Наиболее полно преимущества логистических методов управления проявляются в фирмах, действующих в условиях постоянного динамизма спроса и предложения, имеющих сложные хозяйственные связи, включая международные. Именно к таким структурам относятся субъекты транспортно-экспедиторской сферы.

 

Определенные шаги в сфере применения логистического подхода на макроуровне были сделаны еще в бывшем Советском Союзе при разработке балансов народного хозяйства. Тогда был разработан алгоритм решения ряда оптимизационных задач (прикрепления потребителей к поставщикам, ассортиментной загрузки производства, установления рациональных хозяйственных связей, размещения складского хозяйства и др.) преимущественно макроуровневого характера, в которых был реализован логистический подход, хотя сам термин «логистика» не применялся. Имело место использование отдельных элементов логистики, в то время как классическая логистика рассматривает все эти элементы во взаимосвязи и взаимозависимости.

 

В условиях рыночной экономики по сравнению с прежней административно-регулируемой системой кардинально меняются социально-экономические ориентиры управляющих воздействий. Это трансформирует не только саму постановку логистических задач, но и условия их реализации. В то же время при решении проблем логистики необходимо учитывать опыт, накопленный в отечественной экономике за предыдущие годы. Анализ деятельности различных звеньев логистического конвейера показывает, что большинство традиционных задач товародвижения сохраняют свою актуальность при внесении соответствующих рыночных корректив как в своей постановке, так и при выборе альтернативных способов их решения.

 

В качестве объекта управления в логистике признаются потоковые процессы (материальные, информационные, финансовые), в том числе экспортно-импортные. Управление материальным потоком — процесс многосубъектный. Задача логистики заключается в том, чтобы увязать организационные, технологические, экономические, экологические и другие возможности и интересы всех участников процесса товародвижения, рассматривая его в качестве системы.

 

Нужно отметить, что материальный поток опосредуется не только информационными и финансовыми потоками. Через каналы товародвижения проходит поток собственности и поток риска. Нельзя забывать и о кадровом обеспечении, инновационных процессах и т.д. Любой элемент данной системы должен совершенствоваться в той мере, в какой это ей необходимо. Это следует учитывать, применяя логистический подход к управлению конкретной бизнес-структурой, разрабатывая модели ее развития.

 

Полную характеристику логистики можно сделать на основе ее трактовки как сочетания всех компонентов, способствующих эффективному соединению пространства и времени. Обобщая различные точки зрения, можно сказать, что логистика — это система оптимизации материального, информационного и финансового потоков, обеспечивающая доставку нужного товара в нужном количестве, в нужном ассортименте, по нужной цене, в нужное время, в нужное место, по оптимальным маршрутам и с минимальными затратами. Интегрирующее свойство логистики заключается в обеспечении синхронизации сопряженных бизнес-процессов.

 

Актуальность логистического управления товародвижением многократно возросла в нашей стране в условиях развития рыночных отношений. Это вызвано рядом причин и прежде всего динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между бизнес- структурами. В настоящее время формируются новые условия для развития взаимодействия товаропроизводителей с транспортно-экспедиторскими структурами на основе расширения хозяйственной свободы и инициативы.

 

Одной из особенностей современного периода является переход от так называемой индустриальной экономики к сервисной. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, в том числе транспортно-экспедиторских, превращается в движущую силу хозяйственного развития. Этот процесс требует корректировки стратегий менеджмента. В сервисной экономике бизнес-структуры нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности, более полное удовлетворение специфических запросов клиентов.

 

Под понятием «качество» в сервисной экономике понимается способность производителя услуг установить и постоянно отслеживать отношения с потребителем в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей. В сервисной экономике меняется стиль менеджмента, отличительными особенностями его становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра и открытость.

 

Партнеры стремятся создавать органи- зационные структуры, которые отличаются развитыми связями. В этом случае, ориентируясь на потребности клиентов, организации больше внимания уделяют обеспечению взаимосвязи между стратегическими целями фирмы и мотивацией сотрудников. В сервисной экономике важным фактором, определяющим успех компании, является ее способность понять системы предпочтений клиента, оценить тенденции их развития и как можно лучше удовлетворить запросы. Ориентация на потребителя предполагает хорошее понимание системы его ценностей, умение предвосхищать желательные для клиента решения. Для реализации этой цели продавец услуг устанавливает диалоговые отношения со своими клиентами и становится для них консультантом.

 

Все процессы, явления и отношения могут рассматриваться как системы, обладающие определенной структурой. Взаимодействие и взаимоотношение между элементами в логистических системах приобретают характер особого взаимосодействия. Простого взаимоотношения и упорядочения элементов недостаточно для образования системы. Отдельные элементы системы должны терять часть своих степеней свободы и вступать в определенные и взаимозависимые отношения друг с другом, образующие единую целостность, не сводимую к сумме составляющих ее частей. Это предполагает увязку технологических и экономических возможностей и интересов всех участников логистической системы. Для того чтобы система, в том числе система транспортно-экспедиторских услуг, работала эффективно, она должна обеспечить сопряжение целей ее отдельных подсистем с целями системы в целом, что позволит минимизировать суммарные логистические затраты по всем звеньям системы и снижение относи- тельного уровня издержек.

 

Наиболее характерными свойствами логистических образований являются системность, синергизм и оптимальность. Системность подчеркивает целостность потоковых процессов, подвергающихся логистическому воздействию в рамках управляемой системы. Синергизм находит выражение в превышении эффективности функционирования системы в целом по сравнению с суммарной эффективностью отдельных ее частей. Оптимизационные решения в логистических системах обеспечивают устойчивость текущего управления и улучшают возможность выбора правильного решения в будущем.

 

Конкретизируя роль логистики и других инструментов менеджмента в обеспечении экономической устойчивости транспортно- экспедиторских компаний, подчеркнем, что сегодня это сложные хозяйственные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. При этом в последнее время резко возросла роль факторов внешней среды.

 

Управление транспортно-экспедиторскими организациями в условиях постпереходной экономики во многом сложнее, чем в условиях централизованного хозяйствования. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям во внешней среде.

 

Системный подход к управлению транспортно-экспедиторской деятельностью предполагает уточнение субъектов и объектов управления, взаимодействующих с использованием прямых и обратных информационных связей. Принципиальная схема управления транспортно-экспедиторским обслуживанием приведена на рис. 1.

 

рисунок 1

 

Ключевой задачей логистической поддержки транспортно-экспедиторских работ является повышение уровня координации сквозного потокового процесса на всех этапах его прохождения. Комплексная схема логистической поддержки потоковых процессов в транспортно-экспедиторской сфере приведена на рис. 2.

 

рисунок 2

 

 

Логистизация транспортно-экспедиторского бизнеса — это систематическая многоуровневая модернизация хозяйствования на основе инновационно-ориентированных концепций логистики, обеспечивающих оптимизацию всей совокупности потоковых процессов в области терминальных работ, грузоперевозок и экспедирования.

 

Нужно отметить, что менеджмент в современной транспортно-экспедиторской компании носит весьма многоцелевой характер. Наряду со стратегическими целями и задачами приходится решать огромное количество текущих и оперативных. Кроме экономических возникают задачи социальные, организационные, технические, научные и др. Наряду с регулярно повторяющимися традиционными проблемами приходится принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д.

 

Классификация целей менеджмента позволяет конкретизировать задачу целепо- лагания и использовать соответствующие механизмы и методы, применяемые для соответствующих классов целей. Количество и разнообразие целей менеджмента сегодня так велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, неза- висимо от ее масштабов, специализации и формы собственности. Все большее распространение сейчас получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких экстренных решений. Очевидно, они могут быть охарактеризованы как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

 

Сферой федерального и регионального воздействия все чаще становятся макроэкономические преобразования, а характерной тенденцией является децентрализация управления и передача основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности бизнес-структур.

 

Отмеченные обстоятельства обусловли- вают необходимость формирования и функционирования транспортно-экспедиторских структур как открытых социально ориентированных систем. Концепция открытых систем означает поворот лицом к потребителю. Каждая транспортно-экспедиторская компания, функционирующая в современной России, во многом должна самостоятельно решать не только внутрифирменные вопросы, но и проблемы всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, налаживание коммуникаций — вот весьма краткий перечень тех задач, которые раньше не входили в компетенцию грузоперевозчиков, а теперь стоят в ряду важнейших.

 

Наряду с развитием транспортно-экспедиторских компаний как таковых сегодня необходимо и гибкое сочетание методов внутрифирменного регулирования их деятельности с государственным управлением. С этих методологических позиций считаем необходимым обосновать следующее концептуальное положение: динамичное развитие транспортно-экспедиторской сферы возможно на основе постоянного совершенствования трех основных взаимосвязанных элементов целостной многоуровневой системы регулирования: блока макроэкономического управления, блока внутрихозяйственного управления, блока управления межфирменным взаимодействием (организации и развития рациональных логистически ориентированных хозяйственных связей). Схематически целостную многоуровневую систему управления транспортно-экспедиторской деятельностью во взаимоувязке с комплексом задач по оптимизации этой системы можно отразить в виде, представленном на рис. 3.

 

рисунок 3

 

В развитии системного подхода к управлению транспортно-логистической сферой мы видим пути решения большинства ее сегодняшних проблем. Все макро- и микроэкономические регуляторы в той или иной мере влияют на эффективность транспортно-экспедиторского обслуживания и, соответственно, на экономическую устойчивость его субъектов.

 

Среди задач оптимизации системы управления транспортно-экспедиторской сферой, по нашему мнению, можно выделить следующие:

 

1. Обеспечение рациональности отношений между такими управляющими и управляе- мыми подсистемами, как:

 

4

 

2. Оценка факторов, определяющих эффективность регулирующего воздействия (инструментария: Mi, Ti1, Ti2, Pi) в вышеприведенных подсистемах.

 

 

3. Разработка и реализация мер по развитию элементов управления.

 

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что динамичное повышение эффективности функционирования транспортно-экспедиторских структур возможно на основе формирования целостной многоуровневой системы управления их деятельностью с учетом требований логистики. В данной статье представлены некоторые методологические подходы к решению данной задачи.

 

 

АЛЕКСАНДР ЭЛЛАРЯН Институт ИТКОР, главный научный сотрудник, к.э.н.

Комментарии