Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Мы развиваем общение логистических предприятий разных регионов страны...

26 февраля 2015 » 10:12
Мы развиваем общение логистических предприятий разных регионов страны...

На вопросы журнала «ЛОГИСТИКА» отвечает Сергей ШАВЗИС, президент некоммерческой организации «Уральская логистическая ассоциация», кандидат технических наук.

— Сергей Семенович, здравствуйте! Давно ли у вас возникла мысль о необходимости создания логистической ассоциации и сколько времени потребовалось на реализацию решения?

 

— Активный рост российской экономики в начале 2000-х годов создал предпосылки для развития транспортной инфраструктуры и логистических технологий в Уральском регионе. В это же время в нашем регионе началось масштабное внедрение крупных торговых сетей федерального и международного уровня. Годы с 2005-го по 2008-й можно определить как начало периода инвестирования в частные транспортные предприятия и активизации девелоперов в сфере создания складских комплексов. Если основные промышленные и торговые предприятия уже имели профессиональные объединения, то транспорт и экспедиторы были представлены только региональным отделением АСМАП и Союзом автотранспортных предпринимателей Свердловской области. Поэтому к моменту создания нашей ассоциации желания бизнеса и региональных властей совпали: бизнес хотел реальной поддержки для развития инвестиционных проектов, а власти нужен был надежный партнер для создания условий развития экономики и интеграции региона в мировые распределительные сети.

 

— Какие компании в первую очередь оказались заинтересованы в объединении и с чего началась работа ассоциации?

 

— Лидирующие на Урале транспортно-экспедиторские предприятия к этому времени уже запустили свои проекты: ЗАО «Урал-Контейнер» одним из первых в стране построило контейнерный терминал на станции Свердловск-Товарный и стало партнером мировых лидеров контейнерных перевозок, ОАО «ЛОРРИ» стало крупнейшим автомобильным перевозчиком Уральского региона и реализовало проект «Евроазиатского международного транспортно-логистического центра», объединение «АВС-групп» активно продвигало авиационные перевозки и развивало в регионе передовые тамо- женные технологии, «AБ-логистик» одним из первых в регионе занялся аутсорсингом логистических услуг. Именно эти компании в 2009 году учредили некоммерческую организацию «Уральская логистическая ассоциация» (УЛА). Первым интересным проектом ассоциации стало участие в создании концепции и среднесрочной программы «Раз- витие транспортно-логистической инфраструктуры Свердловской области на период до 2015 года».

 

— Итак, на сегодняшний день УЛА включает 30 компаний, работающих в одном регионе и в одном секторе бизнеса. Скажите, конкурентные отношения не мешают в работе?

 

— Предприятия логистического сектора экономики не всегда конкурируют между собой. Крайне сложно представить, чтобы оператор склада стал конкурировать с автоперевозчиком. Исторически в УЛА входят компании, которые друг друга дополняют в логистических технологиях, и в этом наша уникальность. В состав ассоциации входят экспедиторы железнодорожных перевозок и собственники железнодорожного подвижного состава, девелоперы складских комплексов и операторы складов, специалисты по контейнерным перевозкам и крупные промышленные предприятия. Среди нас есть профессионалы в области навигационных технологий и производители специального оборудования для коммерческих автомобилей, научно-исследовательские предприятия и компании, перевозящие пассажиров.

 

Если перед ассоциацией встанет задача подобрать предприятия для создания сложной логистической цепочки, мы сможем сформировать ее из своих участников. Нас не так много, но каждое предприятие владеет уникальными компетенциями, пользуется уважением на рынке. Именно поэтому органы власти привлекают нашу ассоциацию для экспертизы новых законодательных актов и целевых программ в области транспорта и экспедирования. И если в бизнесе мы иногда конкурируем друг с другом, то в рамках ассоциации мы едины в своем стремлении продвигать в регионе современные технологии, создавать транспортную инфраструктуру, заниматься подготовкой кадров для себя и своих заказчиков, т.е. развивать экономику региона.

 

— В УЛА входят только компании уральского региона или Вы принимаете в члены ассоциации профильных участников рынка, которые планируют выйти в регион или позиционируют себя как компании федерального уровня?

 

— Безусловно, мы заинтересованы в привлечении новых участников в ассоциацию. Процедура вступления несложная, но предусматривает наличие у нового участника рекомендаций от действительных членов ассоциации. Эта процедура позволяет совету ассоциации принимать решение о приеме нового участника более взвешенно, а утверждается решение о приеме общим собранием ассоциации. Конечно, костяк ассоциации — предприятия Свердловской области, однако среди участников есть дочерняя ком- пания предприятия УралЭст (ведущего экспедитора в таллиннском порту), представитель группы компаний «Дальтранссервис» из Владивостока, компания «Фёст логистик» из Нижнего Новгорода, «Грузовой комплекс» из Челябинска.

 

— Чем УЛА может заинтересовать своих коллег из других регионов?

 

— Ассоциация развивает сотрудничество с коллегами из других регионов России. У нас устойчивое сотрудничество с Русской интермодальной логистической ассоциацией (Поволжье, г. Нижний Новгород), Международной транспортно-логистической ассоциацией (Черноземье, г. Воронеж), Союзом транспортников, экспедиторов, логистов Сибири (Сибирь, г. Новосибирск), Ассоциацией российских экспедиторов (г. Москва). Мы не считаем своей задачей принять в члены нашей ассоциации все компании страны, тяготеющие к транспорту и логистике, мы развиваем общение логистических предприятий разных регионов страны, объединяемся для решения общих проблем отрасли. На мой взгляд, очень эффективная и интересная площадка для работы региональных ассоциаций формируется в рамках комитета по логистике ТПП РФ. С председателем комитета О.Н. Дунаевым мы в прошлом году подписали соглашение о сотрудничестве, недавно состоялось заседание комитета по вопросам развития транспортно-логистической инфраструктуры в регионах.

 

— Есть ли у ассоциации зарубежные партнеры?

 

— Ассоциация активно развивает международное общение с коллегами: уже 4 года у нас действует соглашение с финским логистическим кластером Limowa, несколько лет мы сотрудничаем с логистической ассоциацией средиземноморских стран ELMED2, в этом году подписали соглашение с белорусской ассоциацией международных экспедиторов (БАМЭ). Эта работа позволяет нам эффективнее продвигать компетенции наших участников, способствует интеграции уральских предприятий в международные цепи поставок.

 

— В чем заключаются интересы федералов и регионалов? Есть ли различия в их активности?

 

— В настоящее время понятия федерального и регионального уровня в логистическом сегменте имеют весьма условное разграничение. Любая компания федерального уровня, приходя в регион, либо создает отдельную компанию для работы в регионе, либо подбирает регионального партнера, способного работать с федеральными и международными компаниями. Скажем, зарегистрированная в Екатеринбурге компания «КИТ», работающая с консолидированными грузами, имеет 92 филиала в России, представительства в Беларуси, Казахстане и Китае. Площадь крупнейшего складского комплекса, построенного в Екатеринбурге федеральными компаниями, — 70 000 м2, а у нашего участника, ООО «Гранит», — 80 000 м2, инвестиционная компания RED начинает строить комплекс площадью 170 000 м2. Группа «Феско» прекрасно работает на контейнерном терминале «C.I.T.», построенном предприятием «Оборонснабсбыт». Местные операторы управляют значительно бо́льшими складами, нежели филиалы федеральных компаний. Но главное — все они работают на развитие логистики в Уральском регионе.

 

— Мы видим, что государство поддерживает саморегулирование бизнеса и, например, отрасль архитектурно-строительного проектирования, полностью находится в рамках профессиональных СРО3. Как Вы считаете, рынок логистики готов к СРО, например, в части транспортных, экспедиторских или складских услуг?

 

— Одной из важнейших составляющих СРО является коллективное страхование строительных рисков участников СРО. В области транспортной логистики действующее законодательство настолько далеко от совершенства, что говорить о надежном страховании ответственности крайне сложно. Думаю, что в настоящий момент, именно участие в ассоциациях является первым шагом, который совершают участники рынка, декларируя свою публичность и качество услуг. Возможно, со временем саморегулирование будет больше значить в логистическом сегменте, но главное, чтобы рынок до этого дошел осмысленно. Гораздо важнее сегодня выстраивать прозрачное ценообразование на транспортно-логистические услуги, совершенствовать антидемпинговые процедуры внутри страны и налоговое законодательство применительно к транспорту. Грамотные заказчики умеют осуществлять конкурсные процедуры и, таким образом, повышают эффективность привлечения подрядчиков. Допуск перевозчиков на конкурс, скажем, к «Проктер энд Гэмбл» организован значительно сложнее, чем получение членства в строительных СРО.

 

— Какими Вы видите перспективы развития рынка логистических услуг в Уральском регионе?

 

— На мой взгляд, существующее размещение транспортно-логистической инфраструктуры весьма нерационально — скученное нагромождение складов в Москве и Санкт-Петербурге и недостаточное количество складов в регионах. Отсюда вытекает дорогая нераци- ональная доставка товаров: сначала мы все везем в Москву, в том числе с Дальнего Востока, а потом развозим в обратную сторону по регионам. Тренд на повсеместное использование автомобилей как средства доставки, кроме вреда экологии страны и ущерба дорогам, еще и потихоньку убивает контейнерные перевозки, которые для России имеют огромное значение и как международный транспорт, и как внутренний.

 

Поэтому в целях снижения затрат на доставку и обработку товаров торговые компании пойдут в регионы, создавая собственные распределительные центры. Свердловская область готова принять крупных игроков, уже сейчас в регионе действует около 800 000 м2 складов классов А и В, еще около 1 млн м2 строится и проектируется. Урал хорошо интегрирован в международную транспортную систему, действующие контейнерные терминалы позволяют обрабатывать до 600 тыс. TEU4 в год, развита сеть железных и автомобильных дорог. Весьма перспективным представляется и развитие перевозок продуктов в рефрижераторных контейнерах. Поэтому Урал вполне может стать международным распределительным центром для стран Таможенного союза и СНГ.

 

— Что, по Вашему мнению, может стать драйвером роста уральского логистического рынка?

 

— Я считаю, что настоящий рынок появится, когда промышленные предприятия откроются для аутсорсинга транспортно-логистических услуг. Большие перспективы имеет развитие контейнеризации перевозок продукции уральских предприятий, которая невозможна без развития современных технологий, создания специализированных участков погрузки/ выгрузки. В этом направлении мы намерены работать на международной выставке «Инновационная промышленность» (ИННОПРОМ), которая уже 5 лет проходит в Екатеринбурге. В 2014 году на ИННОПРОМЕ совместно с комитетом по логистике ТПП РФ мы провели конференцию «Логистика в промышленности». В этом году партнером выставки будет КНР. Считаю, что будет еще интереснее.

 

— Каковы ближайшие и перспективные планы УЛА, над чем и как продолжится работа?

 

— Ассоциация работала и продолжит работать над продвижением на рынке логистических услуг и проектов наших участников: развитие перевозок в ускоренных контейнерных поездах, организация региональных распределительных центров, создание инфраструктуры. Для этого мы участвуем в раз- работке Стратегии развития транспортного комплекса Свердловской области. Вообще, одной из целей ассоциации является экспертная деятельность в логистическом сегменте экономики. И безусловно, формирование постоянно действующих обучающих семинаров и обмен опытом на существующих и новых площадках. Хотелось бы создать в регионе реальный обучающий центр для практической подготовки специалистов.

 

— Сергей Семенович, благодарим за интересный рассказ об УЛА и желаем вам и всем уральским компаниям дальнейшего развития и процветания!

 

— Огромное спасибо за интерес, проявленный к Уральской логистической ассоциации. В ноябре мы отмечаем пятилетие с момента образования. Срок небольшой, но деятельность была весьма насыщенной. Полагаю, за это время ассоциация обрела свой стиль, научилась быть полезной.

 

Надеюсь, наша беседа помогла читателям открыть для себя Урал с новой стороны!

 

www.logistika-prim.ru

Комментарии