Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление логистикой

Как раскрутить компанию с минимальными затратами: опыт ИКЕA

2 апреля 2015 » 17:06
Как раскрутить компанию с минимальными затратами: опыт ИКЕA

Рано или поздно каждый коммерческий директор встает перед задачей сократить затраты на продвижение и при этом показать результат эффективного маркетинга. А это значит, что наступило самое время доказать, что хорошая идея побеждает большие деньги. Подробнее – в нашей статье.

Раскрутить компанию с минимальными затратами и доказать себе и коллегам, что хорошая идея побеждает большие деньги? Рано или поздно коммерсанту приходится столкнуться с такой задачей. Она может показаться невыполнимой, но это только на первый взгляд. Опыт использования бюджетного маркетинга  доказывает, что варианты есть всегда. 

 

Чтобы раскрутить компанию  с помощью бюджетного маркетинга нужно взглянуть на ситуацию немного иначе, например глазами клиентов. Ведь в условиях ограниченного бюджета успех рекламной кампании как никогда зависит от того, насколько правильно вы ответите на вопрос, кто ваша целевая аудитория, где и как до нее донести информацию. Это будет хорошей основой для креативного продвижения.

 

Узнайте своего потребителя

 

Типовой портрет покупателя можно составить абсолютно для любого бизнеса. Задача облегчается, если уже есть наработанная база клиентов. В таком случае достаточно лишь провести анализ покупателей.

 

В нашей компании стратегия маркетинга, рекламы и PR для каждого города разрабатывается с помощью исследования рынка. Мы проводим его мониторинг, а затем ежегодно анализируем деятельность открывшегося магазина. Кроме самостоятельных исследований пользуемся данными медиаагентств, которые тоже постоянно исследуют эффективность того или иного канала продвижения продукции или услуги в каждом городе. В этом плане очень хорошо помогают узконаправленные профессионалы из медиаагентств, с которыми мы сотрудничаем.

 

Как грамотно работать с возражениями клиентов

 

Но есть и другие, менее стандартные способы исследования целевой аудитории. Каждое предприятие может осуществлять их в зависимости от специфики деятельности и вида продукции. Основная задача нашей компании — создание новых интерьеров. Но перед тем, как перестраивать представленные в магазине интерьеры (как мы обычно делаем накануне выхода нового каталога), мы проводим исследование под названием Home Visited. Его суть в следующем. Дизайнеры и декораторы посещают дома жителей нашего города, смотрят их планировки, делают фотографии, спрашивают, чего им не хватает, что удобно и неудобно, что устраивает и не устраивает (рисунок). В этом году таких визитов было сделано около сотни. Кроме того, были проанализированы вообще все существующие планировки, которые представлены в Нижнем Новгороде, особенно самые типичные. И уже на основе собранной информации были перестроены первые пять интерьеров.

 

 

 

Оцените все возможные способы продвижения

 

Вариантов воздействия на целевую аудиторию немало (таблица). Не все они лежат на поверхности, но я бы рекомендовала двигаться от простого к сложному.

 

Реклама в местах продаж. Если у вас есть магазин, почему бы не использовать эту площадку для продвижения? Эффективным и недорогим вариантом могут стать POS-материалы. Отлично работает видеореклама на мониторах, дисплеях, мультиэкранах. Именно на такую рекламу посетители обращают наибольшее внимание  Например, в наших магазинах постоянно крутятся видеоролики (на экранах телевизоров, встроенных в интерьеры), где сотрудники рассказывают о продукции, в том числе о новинках.

 

Проекты с обратной связью. Это могут быть рекламные кампании в интернете, в различных СМИ. Например, мы активно используем радиорекламу. На «Хит FM» организовали интерактив, в рамках которого можно было пообщаться с ведущим, задать любые вопросы об ИКЕА, узнать про особенности нового каталога, выразить мнение, поделиться идеями. Таким образом мы убиваем двух зайцев: получаем обратную связь и в то же время продвигаем продукцию.

 

 

Краудсорсинг. Хороший инструмент малобюджетного маркетинга — использование потенциала толпы для реализации своих идей (так называемый краудсорсинг, от англ. crowd — «толпа», source — «источник»). Один из элементов этого приема был реализован в ходе малобюджетной акции с привлечением молодых дизайнеров. Они сделали для нас из картона огромные фигуры мебели, повторяющие те, которые представлены в магазине ИКЕА. Эти модели мы выставили на улице перед входом в торговый центр. Такая экспозиция привлекла внимание не только покупателей, но и прессы. Была создана информационная среда события, о нас стали говорить, давать оценки, делиться впечатлениями. Для ИКЕА это стало хорошим поводом заявить о себе, а для начинающих художников — возможностью получить опыт и засветиться в прессе.

 

Продвижение в инстаграме: полезные идеи

 

Партнерские программы. Хороший эффект имеют малобюджетные проекты в сотрудничестве с другими компаниями или госструктурами. В одном из проектов сотрудники профессионального колледжа шили одежду и аксессуары из нашего текстиля, затем профессиональные модели устроили показ мод. Про акцию написало множество СМИ — ее посетило много постоянных гостей. В итоге она стала ежегодной.

 

Клуб постоянных покупателей. На мой взгляд, это один из наиболее эффективных способов продвижения. В нашей компании все началось с клубных карт ИКЕА Family. Постоянным клиентам мы выдаем такие карты, и по ним раз в месяц можно бесплатно принять участие в семинаре по обустройству дома. Люди, участвующие в наших акциях, — активные покупатели продукции. Иногда они сами предлагают нам какие-то идеи, говорят, что хотели бы еще узнать от компании, какие бы хотели видеть специальные предложения. В процессе такого взаимодействия возникла идея создать клуб покупателей, которых мы можем периодически приглашать на беседы, чтобы они делились впечатлениями, рассказывали, какие бы изменения хотели видеть в магазине, вплоть до перестройки интерьеров.

 

 

Найдите нестандартный подход

 

Креативные решения помогают значительно сэкономить. Хорошим вариантом таких решений я бы назвала флешмобы и промоакции. Они недороги и при этом имеют хорошую отдачу.

 

Войти в жизнь потребителя. Одной из эффективных акций можно назвать нашу кампанию «Ночь в ИКЕА». Она заключалась в следующем. Мы предоставили необычную возможность переночевать в магазине в то время, когда в нем уже нет покупателей. Можно было выбрать любую спальню. Первая акция была приурочена к 14 февраля: мы организовали ее специально для пар. Второй раз «Космическая ночь в ИКЕА» состоялась в День космонавтики. Если человек решился ради компании на такой нестандартный поступок, значит, он относится к категории лояльных, постоянных покупателей. И тогда логичная цель — поближе с ними познакомиться, пообщаться, что мы и делали.

 

К интересным акциям можно отнести и «Свадьбу в ИКЕА», когда два года подряд 14 февраля мы организовывали свадебную торжественную церемонию для всех желающих. И единственным условием было наличие свадебного наряда. Мы выдавали официальный сертификат от ИКЕА о том, что эти люди женаты. И теперь у компании есть несколько десятков пар, зарегистрировавшихся в этот день. Каждый год 14 февраля они приходят в торговый центр, чтобы получить по этому сертификату подарок. А если у них родился ребенок, он тоже получает сувенир. Со всеми этими людьми мы стараемся поддерживать общение, ведь они наиболее лояльные клиенты, а потому готовы делиться идеями и советами.

 

Прибыльный бизнес в кризис: 9 свежих идей

 

Ставка на стремление к популярности. Многие любят делиться фотографиями, помещать их в интернете, высылать знакомым. Это естественное стремление, и им нужно пользоваться. Например, мы запустили такой проект для покупателей. Любой из наших клиентов может сфотографироваться на обложку нового каталога и потом получить его (со своей фотографией) по почте. Об акции мы рассказываем в листовках, которые можно найти как непосредственно в «Меге», так и в других магазинах города.

 

Разыграть театральное шоу. Звучит громко, но по сложности эта акция не слишком отличается от организации новогоднего корпоратива и при этом весьма эффектна. Мы воспользовались таким приемом в преддверии открытия нового каталога. С помощью актеров в наших интерьерах были разыграны типичные жизненные ситуации, при этом были продемонстрированы основные функции использованных в интерьере предметов. Актеры разыгрывали сценки, а наш декоратор подробно рассказывал о преимуществах и особенностях новой мебели. Чтобы усилить эффект, на каждую подобную акцию мы приглашаем представителей СМИ и наших постоянных клиентов. Отдача от таких мероприятий действительно высока.

 

Используйте потенциал клиентов

 

Дмитрий Смиркин, директор по связям с общественностью центрального филиала, «Мегафон»

 

Самый эффективный и малобюджетный способ продвижения услуг, продукции и бренда компании — это налаживание общения с постоянными и новыми клиентами посредством собственного сайта. В нашем случае — через раздел «Форум». Это своего рода таргетированная социальная сеть, объединяющая людей по интересам. Более того, модераторами на нашем форуме выступают сами абоненты. Они не работают в компании, но фактически управляют нашим информационным ресурсом. В этом его главная ценность.

 

Сегодня на форуме центрального филиала компании зарегистрировано более 10 000 пользователей. С активистами и модераторами мы встречаемся ежеквартально. Обычно эти встречи проходят в демократичной атмосфере. Мы обсуждаем актуальные темы, отвечаем на вопросы и, самое главное, ждем обратной связи по оперативной деятельности компании. Часто абоненты предлагают весьма ценные идеи. Удивительно, но люди, работающие на нашем форуме, часто могут дать фору любым техническим специалистам. Они своего рода фанаты мобильной связи, владеющие информацией об инициативах отечественных и зарубежных операторов. И это составляет начинку нашего форума, ведь именно они формируют информационный ресурс. Они обсуждают все новинки, сами рассказывают о них и расширяют тем самым аудиторию наших лояльных клиентов.

 

Эпатаж подходит не всем

 

Лидия Сутягина, руководитель службы маркетинга, Промсвязьбанк

 

Наша сеть банков выпускает собственный федеральный корпоративный журнал, ориентированный на внешний рынок корпоративных клиентов. Это малобюджетный продукт, позволяющий продвигать и услуги, и компанию. Наличие такого журнала очень помогает работать с корпоративными клиентами. Мы занимаемся довольно сложными продуктами, суть которых можно объяснить только при личной встрече. И прямая реклама в данном случае практически не дает никакого результата — отдача минимальна. На результат можно рассчитывать лишь в том случае, если корпоративных клиентов поддерживать с помощью информационных материалов — разъяснительных публикаций в печатных СМИ.

 

Также весьма эффективный способ продвижения бренда — участие в социально значимых проектах. Если компания предлагает услуги, где важна стабильность, например банковские, эпатаж здесь явно не подойдет. Поэтому мы стараемся продвигать наш банк как банк-друг. 

 

Чтобы клиенты нас так воспринимали, мы приглашаем их на различные мероприятия. Привлекаем к той части жизни, которая не связана с бизнесом, например к выставке художников. Так, если мы финансово поддерживаем какое-либо культурное мероприятие, то обязательно рассылаем приглашения на него нашим клиентам.

 

Отслеживайте тренды

 

 Андрей Петров, генеральный директор, «Единение»

 

Сократить затраты на продвижение продукта – это значит сократить продажи. Но ведь вопрос не в том, чтобы сокращать, а в том, чтобы более эффективно использовать те средства, которые выделяются на маркетинг, на продвижение. Как это сделать?

 

Совет один: надо более эффективно работать с агентствами, консультантами, которые профессионально разбираются в этом вопросе. Выбирайте лучших, налаживайте с ними хорошие отношения, чтобы вы могли всегда получать самую свежую информацию о новых веяниях в маркетинге и рекламе. Это наиболее конкурентная сфера, а по скорости изменений она сравнима с IT. Поэтому нужно постоянно быть в курсе тенденций.

 

Как сделать продающий сайт: особенности, которые нужно знать

 

Например, сейчас интернет продвигает товар или услугу на троечку. Пока, на мой взгляд, методика продвижения еще недостаточно развита. Интернет не является единым полем, где население проводит время (даже несмотря на большой интерес к социальным сетям). Поэтому пока при выборе компании или продукции люди в основном пользуются сарафанным радио, телевидением и газетами. В связи с этим сегодня, на мой взгляд, печатные СМИ более эффективны, чем сеть.

 

Однако у интернета большой потенциал, гораздо выше, чем реализованный на сегодняшний день. Когда более 50 % населения станет пользоваться услугами интернета, как на Западе, можно будет говорить о его эффективности. Вот тогда этот канал станет самым эффективным и малобюджетным способом продвижения. Я считаю, это произойдет ближе к 2020 году, со сменой поколений.

 

 

Юлия Манаева,

старший менеджер отдела рекламы и маркетинга, ИКЕА

 

Комментарии