Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Складская логистика

Голосовой подбор как метод ускорения складских операций

10 декабря 2014 » 14:29
Голосовой подбор как метод ускорения складских операций

Инновации проникают во все сферы бизнеса, не является исключением и складская логистика. Технология pick-by-voice или voice picking (подбор товара с помощью голосовых команд) применяется в европейских странах и в США уже около 20 лет. В нашей стране до недавнего времени подбор осуществлялся по бумажному носителю и радиочастотному терминалу, однако в последние годы логистические компании в России начинают тестировать и активно внедрять эту разработку.

В работе с различными клиентами логистический оператор сотрудничает с поставщиком оборудования и программного решения, который оказывает техническую поддержку, а при необходимости дорабатывает процесс голосового подбора под потребности конкретного клиента на складе. 


У голосового подбора есть очевидные преимущества: возможность освободить руки сотруднику склада, который не отвлекается на работу с терминалом или бумажным листом, упрощенное обуче-ние сотрудников, возможность проверки числовых значений без штрихкодов, увеличение производи-тельности труда на складской площадке.


Существуют две основные технологии голосового подбора:
 система, которая обучается голосу каждого пользователя;
 система, которая по вибрациям голоса  способна понять слова, произнесенные любым человеком, без предварительного обучения.


По результатам многочисленных тестирований  мы установили, что системы второго типа на текущем уровне своего развития показывают более низкое качество распознавания речи, в то время как системы первого типа, несмотря на затрачиваемые 20 минут на обучение каждого нового сотрудника, компенсируют потраченное время за счет практи-чески безошибочного распознавания голоса.


На своих складах мы внедрили оборудование марки Vocollect (предоставляется компанией «оптискан»), которое предлагает две основные схемы работы:

 

 Voice Link — в данном случае создается не-кая надстройка над WMS, которая на основании данных, полученных из WMS в начале выполнения задания, может реализовы-вать свою логику, а затем в конце работы возвращает в WMS результат.


 Voice Direct — голосовой подбор постоянно  обменивается сообщениями с WMS, под-борка происходит онлайн (как и в случае с радиочастотным терминалом), и вся логика содержится в WMS. Однако в данном случае обычно требуется дорабатывать WMS для взаимодействия с системой голосово-го подбора.


Так как в российском отделении Itella используется современная PSI WMS, было решено использовать Voice Direct, чтобы оставить возможность видеть онлайн всю подборку. Чтобы проверить реальную экономию от внедрения технологии голосового подбора, наша компания протестировала ее на одном из проектов со следующими характеристиками:
1) товарная группа — одежда;
2) зона штучной подборки — мелкоячеистая система с хранением монокоробов;
3) каждый размер любого товара — отдельный  артикул;
4) пикингом ежедневно занимаются 6 сотруд-ников. Все они обучены работе с системой pick-by-voice, и каждый день трое из этих сотрудников работали с терминалами, а трое — с системой pick-by-voice.


В процессе внедрения пилотного проекта Itella выяснилось, что у технологии pick-by-voice есть ряд важных особенностей. е сли при работе с бумагой или радиочастотным терминалом возможна нумерация ячеек как по рядам, так и по проходам, то для голосового подбора выгоднее нумерация по проходам — это позволяет значительно сократить произносимые фразы. За счет подобного подхода достигается экономия времени: при входе в проход сотрудник единожды подтверждает его номер, и далее система оперирует уже номерами мест-уровней. в случае с нумерацией по рядам, при том же маршруте зигзагом внутри прохода (что является оптимальным) системе придется каждый раз называть сотруднику и ряд, и место, и уровень, что занимает больше времени и сложнее воспринимается.


Если при работе по бумажной технологии и применению радиочастного терминала длина номера короба, в который происходит сборка, не имеет принципиального значения (сканер считывает с одинаковой скоростью и 5, и 15 символов), то при технологии голосового подбора необходи-мо сократить ее до минимума, как и все номера, которые система должна распознавать.


Дефекты речи человека не влияют на использование системы pick-by-voice, если они постоянные (например, человек всегда говорит вместо слова «десять» слово «деять»). о днако при наличии непостоянных дефектов речи система испытывает сложности с распознаванием (например, на тестовом проекте нам встретился сотрудник, который в зависимости от каких-то внутренних факторов то шепелявил, то нет, чем окончательно запутывал систему).

 

К сожалению, подобные сотрудники непригодны для работы с системой pick-by-voice, но такие случаи — редкость. Было также зафиксировано, что после прохождения персоналом обучения и нескольких практических под-боров с наушниками ошибок при распознавании речи практически не случается. Все вышеперечисленные сложности при работе с системой компенсируются существенными преимуществами. Сокращается время, затрачиваемое на перемещение по складу (сотрудник не должен останавливаться, чтобы посмотреть следующее место на экране — место сообщает система на ходу через наушник). При работе по pick-by-voice уменьшается время на подбор товара (не нужно сначала сканировать место, потом откладывать терминал — подтверждение голосом происходит практически мгновенно).


По технологии pick-by-voice можно работать практически с любыми товарами, однако есть товарные группы, где ее применение нецелесообразно. Например, это касается крупной бытовой техники (холодильники, электроплиты и т.д.), где время физического подбора значительно превышает время общения сотрудников с терминалом или системой pick-by-voice. Следует помнить, что оборудование для работы pick-by-voice является дорогостоящим — его цена может в 2,5 раза превышать стоимость обычных радиочастотных терминалов. Также в большинстве случаев использования оборудования pick-by-voice (если WMS не поддерживает эту технологию как встроенную) необходимо приобретать сервер и лицензии на использование программы для необходимого количества пользователей. 


По результатам пилотного проекта общая экономия трудоемкости при внедрении голосового подбора составила 26% по сравнению с подбором по радиочастотному терминалу, что продемонстрировало эффективность применения голосовых технологий. После успешной реализации пилотного проекта нами был запущен проект внедрения техноло-гий у крупного клиента Itella в России рынка FMCG, где в настоящее время работают до 35 комплектовщиков в смену. По нашим расчетам, внедрение на данном складе системы по технологии voice picking окупится для компании через 1–2 года. 


Важно также понимать, что на сегодняшний день не все клиенты логистических операторов в России готовы переходить на новые технологии подбора, даже если их продукция идеально подходит для этой технологии. Требуются время и веские аргументы, чтобы убедить клиента в рациональности и выгоде внедрения инноваций. с нашей точки зрения, самый действенный аргумент для применения новых технологий — это эффективно работающая у других клиентов система, с которой можно наглядно ознакомиться.

 

Сергей Ступарь, www.logistika-prim.ru

 

Комментарии