Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Практические аспекты построения холодовой цепи в России для иностранной фармацевтической компании

3 декабря 2014 » 13:16
Практические аспекты построения холодовой цепи в России для иностранной фармацевтической компании

В статье рассматриваются практические аспекты построения холодовой цепи в России для иностранной фармацевтической компании. Основываясь на собственном опыте, автор описывает базовые этапы внедрения безопасных и эффективных логистических операций для фармацевтических продуктов, чувствительных к температуре, а также определяет основные критерии выбора транспортной компании для перевозки фармацевтических товаров внутри страны.

Соблюдение температурного режима на протяжении всей холодовой цепи (завод–склад–транспорт–аптека/ферма) для фармацевтических препаратов является особой зоной контроля в связи с влиянием на их последующую эффективность и безопасность при применении пациентами. Перечислим основные внешние барьеры для качественной организации холодовой цепи в России: отсутствие нормативно-правовой базы по хранению и транспортировке термолабильных лекарственных препаратов, отсутствие стратегической комплексной программы развития и обновления инфраструктуры в России (в основном ее логистической  составляющей), сильно завышенные требования, предъявляемые к качеству холодовой цепи корпоративными процедурами внутри компании.

 

Какие шаги необходимо предпринять, чтобы преодолеть указанные выше барьеры с минимальными потерями для бизнеса? Рассмотрим пример того, как можно найти золотую середину в организации безопасных и оптимальных с точки зрения затрат логистических операций по всей холодовой цепи от пересечения границы страны до конечного пациента. На рынке присутствует ряд крупных игроков, имеющих готовые решения для хранения фармацевтической продукции в надлежащих условиях или готовых предложить инвестиционные проекты по строительству «под ключ». Важно учитывать, что спрос на рынке недвижимости Московского региона превышает предложение в построенных складских объектах(см. рисунок). Следовательно, иностранной компании производителю необходимо иметь стратегического и проверенного партнера в России для организации складских операций с надлежащим уровнем инфраструктуры, сервиса и качества операций. При выборе оператора складских услуг также важно заранее продумать оптимальную схему взаимодействия таможни и склада.

 

Безымянный

 

 

Особенно актуально четкое разграничение зон ответственности и построение управляемого процесса взаимодействия таможни и склада в соответствии с бизнес-процессами внутри компании. В данном случае следует отметить потенциальную необходимость диверсификации услуг логистических и таможенных операторов.

 

Можно указать три основных варианта взаимодействия:

 

1. Использование одного логистического оператора для всех видов услуг, начиная от таможенной очистки и заканчивая услугами по хранению препаратов и их отгрузке со склада или транспортировке конечному клиенту.

2. Разделение зон ответственности по нескольким компаниям (таможенные услуги, услуги по хранению и транспортировке).

3. Использование одного таможенного брокера с последующей транспортировкой и хранением продукции на арендованном или собственном складском комплексе. Наиболее удобный вариант — диверсификация таможенно-складских бизнес-процессов, т.е. привлечение разных поставщиков услуг для таможни и складирования лекарственных препаратов. Данный вариант обеспечивает бо́льшую гибкость в управлении логистическим провайдером и не требует значительных человеческих ресурсов внутри компании.

 

При выборе таможенного брокера для таможенной очистки ветеринарных препаратов следует обратить внимание на наличие ветеринарного врача на посту, в соответствии с российским законодательством.Единственная проблема, с которой можно столкнуться при выборе таможенного брокера с ветеринарным врачом на таможенном посту, — это отсутствие надлежащего склада временного хранения (СВХ) для хранения ветеринарных вакцин при температуре +2–8 °С. Эта проблема решается посредством организации таможенной очистки с колес, т.е. без выгрузки товара на СВХ, или с помощью дистанционного декларирования на другом посту с надлежащим уровнем сервиса. Как правило, между постами по электронному декларированию нет тесного сотрудничества, поэтому предпочтителен первый вариант. В данном случае таможенная очистка с колес наиболее быстрая и оптимальная по цене, но в то же время и более рискованная услуга, так как, если соблюдение надлежащего температурного режима в кузове машины невозможно, груз может испортиться (особенно при заморозке).

 

Безусловно, основными критериями выбора логистического провайдера являются стоимость оказываемых услуг и условия оплаты. Так как значимый риск, влияющий на качество фармацевтической продукции и эффективность при ее применении, возникает в связи с несоблюдением надлежащих условий хранения и транспортировки, то не менее важным критерием становится непосредственно качество оказываемых логистических услуг.

В связи с отсутствием надлежащей законодательной базы для фармацевтической логистики  основным критерием выбора поставщика становится подтвержденный успешный многолетний опыт работы по оказанию качественных логистических услуг для термолабильных препаратов в России. Один из первых вопросов, на который необходимо ответить при организации перевозок: какой вид транспорта и какой способ доставки будут оптимальны для построения холодовой цепи?

 

Перечислим три базовых ограничения, на основании которых принимается решение:

 

1) бюджет на логистику;

2) количество трудовых ресурсов внутри отдела (готовых обслуживать транспортировку);

3) особенности бизнес-процессов и корпоративные (международные) правила (наличие одного центрального склада в России и запрещение использования авиадоставки как наиболее рискованного вида перевозки термолабильных препаратов).

 

С учетом всех ограничений, указанных выше, наиболее безопасный и оптимальный по цене вид транспорта для перевозки термолабильных грузов в России — автомобильный. Следует заметить, что данный вид транспортировки является самым популярным в России (из расчета объема перевозок в млн т ).

 

В связи с тем, что рынок транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющих услуги по авторефрижераторным перевозкам, разбит на мелкие части, не сгруппирован и разношерстен, при организации тендера на закупку транспортных услуг для термолабильных лекарственных препаратов выделим следующие критерии:

 

1) знание и применение четких стандартов в повседневной оперативной работе (стандартные операционные процедуры, контроль продукции и температуры, инструктаж персонала и пр.);

2) наличие нового парка авторефрижераторов с автономным холодильным оборудованием и автономным терморегистраторами;

3) страхование ответственности перевозчика;

4) наличие малотоннажных авторефрижераторов импортного производства для междугородных перевозок по России;

5) умение рассчитывать под клиента оптимальную транспортно-логистическую схему;

6) желание руководства компании развиваться в холодовой логистике и улучшать свои процессы в соответствии с международными стандартами.

 

Основной отправной точкой дальнейшего успешного взаимодействия с компанией, оказывающей услуги по перевозке термолабильных препаратов, является правильно составленный транспортный договор, имеющий юридическую силу.Следуя данным рекомендациям и корректируя их под нужды бизнеса, можно построить эффективно функционирующую, безопасную и оптимальную по затратам холодовую цепь в России.

 

Валентин Толкунов, www.logistika-prim.ru

Комментарии