Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Природа логистического аутсорсинга: трансформация транзакционных действий в транзакционные услуги

8 октября 2014 » 22:53
Природа логистического аутсорсинга: трансформация транзакционных действий в транзакционные услуги

Глобализация мировой экономики и продолжающиеся тенденции дальнейшего международного разделения труда увеличивают значимость управления потоковыми процессами и способствуют формированию на рынке сложных интегрированных структур преимущественно сетевого характера с множеством потоковых процессов, единым информационным пространством, объединяющих различные по специализации субъекты рынка.

Управление бизнес-процессами в глобальных цепях поставок становится все более сложным и дорогостоящим. Многие компании мирового класса принимают современные подходы к оптимизации цепочки создания потребительской стоимости в рамках концепции управления цепями поставок (SCM), что позволяет сократить общие логистические издержки цепи. При этом, как правило, используют аутсорсинг (передачу выполнения определенных логистических функций посреднику, логистическому провайдеру), кооперацию, создание альянсов в цепях поставок, что позволят более успешно реагировать на запросы потребителей. Аутсорсинг как особая форма деловых отношений относится к числу наиболее распространенных институциональных инноваций. Созданные на основе аутсорсинга логистические системы направлены на повышение эффективности деятельности задействованных в цепях поставок организаций путем снижения административных и транзакционных издержек, повышения производительности труда, получения доступа к имеющимся на рынке активам и снижения стоимости поставок.

 

Рынок логистических услуг в России находится в стадии формирования, и мировые тенденции в сфере логистики для отечественных предпринимателей служат отправной точкой для поиска новых технологий, способов и форм обслуживания клиента в условиях растущей конкуренции. Специалисты разделяют рынок логистических услуг в России на три основных сектора: перевозка и экспедирование грузов различными видами транспорта; складские услуги; услуги по интеграции и управлению цепями поставок. Доля транспортно-экспедиторских, складских операторов и дистрибуторов составляет 83% от общего числа участников рынка. Однако если сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних компаний, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок (поле деятельности логистических провайдеров) на рынке в основном представлен ведущими международными компаниями.

 

Логистические провайдеры — это компании, управляющие грузопотоками, запасами в сети распределения и в цепочках поставок от имени клиента. Появление логистических провайдеров («третьей стороны» логистики — Third-PartyLogisticsProviders) связано с расширением передаваемых на сторону логистических процессов. Деятельность таких компаний базируется на модели управления качеством услуг (ISO 9000). Большое значение имеет наличие мощной информационной системы, поддерживающей взаимоотношения с клиентами. Такая система позволяет предлагать клиентам OPEN BOOK (прозрачные издержки) и участвовать в международных тендерах. Провайдеры работают с большими и концентрированными грузопотоками, для чего используют сеть кросс-докинговых платформ на обслуживаемой территории.

 

Так, например, с марта 2014 года на рынке дальних морских перевозок начнет работать новый альянс под названием P3 Network, объединивший три крупнейших морских контейнерных перевозчика. Совокупная рыночная доля Р3, по оценкам специалистов, составит 42% [2, с. 31]. Фактически речь идет о формировании новой модели судоходства. Отрасль превращается в систему глобального логистического обслуживания. Созданный P3 независимый операторский центр совместного движения судов позволит снизить время простоя и топливные затраты судов посредством участия альянса в логистическом управлении дистрибуцией грузов на суше. Альянс намерен преобразовать перевозочный процесс в форме системы «коллектора», опирающегося на избранные порты-хабы с отлично налаженной логистикой на суше.

 

Степень логистической компетенции провайдеров, задействованных в цепочке создания стоимости, таких как, например, P3 Network, позволяет компаниям, использующим контрактную логистику, повысить эффективность хозяйственной деятельности путем снижения административных и транзакционных издержек на операции, ранее выполняемые собственными подразделениями, и таким образом снизить стоимость поставки путем перехода на модульные (комплектные) и системные поставки (например, в производстве автомобилей, строительной техники и т.п.). Сегодня функцию системного поставщика на себя берет логистический провайдер, предоставляющий комплексную услугу по снабжению предприятия-изготовителя. Он несет ответственность за сроки доставки, количество и качество поставляемых ресурсов производителю конечного продукта.

 

При возникновении рынка логистических услуг происходит преобразование транзакционных действий в транзакционные услуги. Под действиями в данном случае понимается координация любых взаимоотношений с потребителями, поставщиками, другими хозяйствующими субъектами и государством. К ним можно отнести регистрацию юридического лица, получение лицензии, согласование работы с административными органами, ведение стандартизированного учета, подготовку и сдачу отчетной документации, подготовку документов для получения патентов, оценку полезных свойств блага, измерения качества, контроль соблюдения сделки, координацию нелегальных связей. В данном случае для отдельной компании, фирмы транзакционные действия становятся все более обременительными, требуют вовлечения дополнительных ресурсов, отвлекают материальные и финансовые ресурсы от производственной деятельности. Возникновение транзакционных услуг свидетельствует о появлении нового предмета обмена, который до этого был включен в состав транзакционных действий, осуществляемых компанией самостоятельно.

 

Транзакционные действия трансформируются в услуги (которые представляют измеряемую часть транзакционных издержек) при смене субъекта их исполнения с предприятия, фирмы на специализированную организацию, например логистического провайдера, профессионально оказывающую данный вид транзакционных услуг. Действия, которые могли бы быть осуществлены компанией при отсутствии необходимости выполнения транзакционных действий, как отмечает известный специалист в области социологии организаций и рынков Сергей Барков, можно отнести к альтернативным. В данном случае они включают создание эффективной инфраструктуры и продукции (НИОКР), воспроизводство основных фондов, улучшение качества выпускаемой продукции, совершенствование и обновление технологии, повышение экологической безопасности продукции и производства.

 

Высокие транзакционные издержки в логистике снижают эффективность функционирования как отдельно взятого субъекта, так и всей логистической системы в целом. Проблема заключается в том, что рыночные субъекты зачастую не имеют возможности отказаться от неэффективных транзакционных действий и доверить их другому специализированному субъекту — провайдеру логистических услуг. К тому же они отвлекают ресурсы от воспроизводства основных фондов, создания эффективной инфраструктуры. При значительном увеличении транзакционных действий компания не осуществляет альтернативные действия уже не потому, что у нее не хватает на это соответствующих ресурсов, а из-за отсутствия соответствующей практики осуществления подобного рода действий, отсутствия соответствующих компетенций, хронической неспособности осваивать дополнительные средства.

 

В силу того что специализированные организации (провайдеры) осуществляют транзакционные действия профессионально, объем эксплицитных транзакционных издержек (явных, получивших рыночную оценку в денежном выражении в контракте) будет меньше объема имплицитных транзакционных издержек (неявных, скрытых, альтернативных, связанных с использованием собственных активов фирмы) из расчета на одну транзакцию. Однако появление нового рынка ведет к росту эксплицитных транзакционных издержек в абсолютном выражении, в виду того что новые услуги проникают в широ-
кую экономическую практику, а специализированные организации, осуществляющие транзакционные действия, активно вовлекают в экономический процесс новых хозяйствующих субъектов, увеличивая число транзакций. Таким образом, сфера охвата транзакционными действиями расширяется, и эксплицитные транзакционные издержки начинают превосходить имплицитные в абсолютном значении.

 

В этих условиях, как отмечает президент Международного центра логистики НИУ–ВШЭ, д.э.н., профессор Виктор Сергеев, возрастающие транзакционные издержки компенсируются синергетическим эффектом, возникающим в результате согласованного взаимодействия всех элементов логистической системы. Проявление этого эффекта выражается, например, в существенном сокращении времени цикла выполнения заказа клиента. Снижение времени цикла выполнения заказа посредством достижения синергетического эффекта является основной целью рассмотренного выше альянса P3 Network. Создаваемый альянс P3 предполагает достижение синергии логистических активов трех крупнейших мировых компаний посредством жесткой организации перевозок грузов на основе системы «коллектора», при этом стороны сохраняют за собой независимый маркетинг и функции обслуживания клиентов. Как отмечают специалисты, система «коллектора» должна функционировать как машина, все элементы которой заведомо подогнаны друг к другу. Конкуренция за место в ней, если и возможна, то не на уровне механизмов горизонтальной конкуренции, которая здесь абсурдна и может привести к снижению синергетического эффекта.

 

В процессе передачи транзакционных действий специализированному субъекту — логистическому провайдеру — у компании высвобождаются ресурсы для альтернативных действий, концентрации внимания на собственной профессиональной деятельности. При увеличении объемов продаж и производства продукции можно говорить о повышении эффективности деятельности субъекта вследствие появления объективной возможности осуществлять другие действия. Как правило, появление нового рынка транзакционных услуг оказывает наибольшее влияние на деятельность малых и средних предприятий, у которых самостоятельные транзакционные действия отвлекают значительную долю ресурсов.

 

Соотношение транзакционных и альтернативных действий в наибольшей степени значимо для малых предприятий и отчасти для средних, тогда как у крупных доля транзакционных издержек в общих издержках относительно мала, и даже серьезные транзакционные действия не оказывают сильного влияния на результаты хозяйственной деятельности. По мере развития рыночных отношений транзакционные действия трансформируются в деятельность специализированных субъектов: логистических провайдеров (3PL-, 4PL-провайдеров), экспедиторов, складов общего пользования, грузовых терминалов, транспортных компаний, таможенных брокеров, агентов, стивидорных компаний, страховых компаний, фирм по оказанию информационно-консалтинговых услуг в области логистики и т.п. В одних случаях возникновение новых рынков обусловлено объективными факторами качественного усложнения экономической организации, в других — стагнационной природой транзакционных издержек. В последнем случае факт функционирования специализированных организаций по оказанию транзакционных услуг сам по себе позитивен, однако необходимость существования данных услуг свидетельствует о несовершенстве институциональной среды.

 

Другим важным условием возникновения нового рынка логистических услуг является практическая возможность выработать технологию оптимизации транзакционных действий, которая при данном уровне развития экономической системы максимально возможно минимизирует уровень издержек. Должен появиться экономический субъект, способный выработать соответствующую технологию оптимизации транзакционных действий и практически реализовать данную технологию через оказание нового вида услуг. Вместе с тем затраты на создание технологии оптимизации транзакционных действий должны быть достаточно высоки для компании либо значительно больше аналогичных затрат специализированной организации (например 3PL-, 4PL-провайдера), выходящей на новый рынок и делающей инвестиции в интеллектуальный продукт. Это позволяет специализированной организации иметь информационные преимущества перед компанией-производителем. В этой связи следует указать, что, например, американский экономист Дуглас Норт обращает особое внимание на инновации, снижающие транзакционные издержки, способствующие повышению мобильности капитала, снижению информационных издержек и распределению риска.

 

Еще одним условием возникновения рынка логистических услуг является устойчивость асимметричности информации между компанией и специализированной организацией (3PL-,4PL-провайдеров), то есть практическая невозможность эффективного освоения предприятием технологии оптимизации транзакционных действий. В данном случае асимметричность информации является одним из стимулов развития рынка логистических услуг и предпринимательской активности в этой сфере. Вышеперечисленные обстоятельства фактически вынуждают фирму — хозяйствующего субъекта обращаться к специализированным организациям — логистическим провайдерам для осуществления транзакционных действий.

 

Таким образом, выбор аутсорсинга в качестве основной стратегии развития логистических систем выводит на первый план, как отмечает д.э.н., профессор НИУ-ВШЭ Виктор Сергеев, не наличие собственных ресурсов, а способность организовать, задействовать доступные внешние ресурсы в рамках взаимовыгодного сотрудничества компаний в цепях поставок. Важнейшей становится способность логистического менеджмента превращать различия контрагентов цепи поставок не в основу для противоборства, а в конкурентные преимущества. «Взаимодействуй, чтобы конкурировать» — этот принцип становится основополагающим для успешного ведения бизнеса в условиях глобальной конкуренции.

 

Илья Охотников, Иван Сибирко

www.logistika-prim.ru

Комментарии