Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Закупочная логистика

Процессы управления закупками на рынке подакцизной продукции

21 ноября 2014 » 17:14
Процессы управления закупками на рынке подакцизной продукции

В статье рассматриваются ключевые особенности процессов управления закупками на рынке алкогольной продукции как неотъемлемой части рынка подакцизных товаров, а также даются рекомендации по оптимизации и совершенствованию данных процессов.

В современных условиях управление закупками рассматривается гораздо шире, чем просто отношения поставщик–покупатель. Все большее значение приобретает внешняя интеграция участников бизнеса, основанная на межфирменных кооперационных связях и создании единых информационных каналов с поставщиками и клиентами. В рамках этой интеграции все более актуальным становится управление закупками на базе процессного подхода. Возникает необходимость в оптимизации процессов управления закупками и их синхронизации с бизнес-процессами других подразделений на протяжении всего пути движения товара от поставщика до конечного потребителя.

  

Деятельность предприятий на рынке подакцизной продукции в области управления закупками имеет свои особенности как вследствие специфичности продуктов, так и в связи с высокими доходами государства от ее налогообложения. Перечень подакцизных товаров определяется законом и в настоящее время включает следующие основные группы товаров: спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла и прямогонный бензин.

  

В данной статье особенности процессов управления закупками рассматриваются на примере рынка алкогольной продукции. Рассмотренные автором процессы и решения по их оптимизации могут служить руководством для предприятий, оперирующих как с алкогольной продукцией, так и с другими подакцизными товарами.Помимо стандартных процессов планирования потребности, размещения и доставки заказа процесс закупки алкогольной продукции имеет два ключевых отличия:

 

— государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции посредством Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГА-ИС);

 

— необходимость обеспечения производимой и импортируемой продукции акцизными марками (АМ).

 

 

 

Безымянный11

 

 В связи с вышеуказанными особенностями процедура закупок имеет довольно сложную организацию и занимает значительное количество времени. К традиционным участникам цепи поставок: поставщик, покупатель, перевозчик, склад, —добавляются акцизная таможня и банк-гарант. При формировании заказа на закупку учитываются сроки заказа АМ, печати, отправки и оклейки продукции. Получение АМ, печать, ввоз оклеенной продукции на территорию РФ в обязательном порядке регистрируются в системе ЕГАИС (табл. 1).Таким образом, процесс обеспечения АМ в среднем составляет 58 дней. Полный цикл импорта подакцизной алкогольной продукции составляет 82 дня с момента заказа на закупку АМ до ввоза оклеенной продукции на склад. Возврат АМ занимает еще 28 дней и происходит по результатам ввоза всей партии товара по заявлению, данный процесс главным образом влияет на финансовые потоки компании. В описанных процессах основное время занимают государственные процедуры по регистрации заявления и обязательства о ввозе маркируемой продукции, а также регистрация банковской гарантии и выдача АМ. Данные сроки фиксированы и находятся практически вне зоны влияния компаний, оперирующих с алкогольной продукции, поэтому в ходе предложенных решений акцент ставится на совершенствование бизнес-процессов в рамках цепи поставок непосредственно в круге влияния компаний, оперирующих с подакцизными товарами (табл. 2).

 

 

 

Безымянный122

 

 Рассмотрим предложенные решения подробнее.

  

1. Создание распределительного центра для оклейки продукции.

  

При закупке продукции из разных стран отправка марок и оклейка продукции происходят на конкретном заводе поставщика. Согласно ФЗ-171 вся алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи,подлежит обязательной маркировке . При этом алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется АМ строго за пределами РФ.Удаленность производства создает дополнительное время на доставку АМ и транспортировку оклеенной продукции.В зависимости от расстояния и вида транспорта доставка АМ может осуществляться от 3 до 7 дней, а транзитное время готовой продукции составлять от 4 до 28 дней. Поскольку длительный цикл получения марок затрудняет возможность своевременно реагировать на меняющиеся рыночные условия, любое увеличение спроса ведет к нехватке марок в краткосрочной перспективе. Создание распределительного центра способствует сокращению времени на доставку марок и транспортировку продукции. Оптимальными можно считать страны европейского региона, граничащие с РФ или находящиеся в непосредственной близости с ней. Распределительный центр позволяет переместить дополнительный объем продукции под появившуюся потребность, не дожидаясь получения новых АМ. Таким образом, время на обработку заказа сократится до минимальных 7 дней по сравнению с максимальными 35 днями.

 

 2. Развитие информационных технологий.

 

 Важным фактором успеха для эффективного управления процессами закупок является создание интегрированной информационной системы. В современных условиях эффективное управление закупками возможно только при развитых информационных технологиях на всех участках движения товара. Модули планирования потребности, управления запасами, создания, обработки и экспедирования заказов позволяют оптимизировать процессы управления закупками и значительно сократить логистические издержки на единицу продукции. Корпоративные информационные системы класса ERP (Enterprise Resources Planning system) на сегодняшний день являются наилучшим способом информационной поддержки маркетинговой деятельности предприятия как на стратегическом, так и на оперативном уровне. Ключевая особенность ERP-систем состоит в интеграции данных из всех аспектов деятельности организации. Для этого используются единая база данных и многочисленные программные модули, обеспечивающие выполнение различных бизнес-функций предприятия. Таким образом, посредством ERP-систем происходит тесная интеграция различных видов деятельности в общий процесс внутрифирменного планирования и контроля деятельности предприятия.

 

 3. Оптимизация процессов обеспечения АМ.

 

 

С точки зрения процессов необходимость оклейки продукции значительно усложняет цикл обработки заказов, требуя дополнительное время и ресурсы, поэтому оптимизация данных процессов может оказать значительное влияние на процессы внутри цепи поставок продукции: обеспечить качество, сократить сроки и издержки на доведение продукции до потребителя. Автором разработаны следующие решения по совершенствованию процессов:

 

 а) Включение в заявление о закупке марок широкого ассортимента продукции.

  

В качестве решения по оптимизации предлагается перейти на формирование заявления исходя из типа марки, включив все возможные наименования из портфеля компании. Таким образом, перечень продукции для оклейки по одной квитанции расширяется, и у компании появляется вариативность в принятии решения, какое количество и на какой продукт использовать марки. Данное решение позволяет более гибко и своевременно реагировать на изменения спроса, перераспределяя заявленные объемы по различным видам продукции.

 

 б) Продление срока ввоза АМ.

 

 Необходимость ввезти товар до срока ввоза создает дополнительный объем запасов на складе, что повышает расходы на складирование и снижает оборачиваемость финансовых средств. При задержках производства или транзита продукции товар просто физически не успевает пересечь границу, приходится возвращать ненаклеенные марки и заказывать новые. В данной ситуации можно подать заявление о продлении срока ввоза продукции с оклеенными марками. В результате дальнейшие закупки можно осуществлять более равномерно, переместив заказы на будущий срок. Недостаток данного решения заключается в снижении оборачиваемости средств обеспечения банковской гарантии, поэтому каждый раз нужно принимать индивидуальное решение о продлении или перевыпуске новой.

 

 в) Автоматизированная оклейка продукции.

  

Автоматизация процессов оклейки продукции подразумевает переход от ручной оклейки к оклейке продукции на линии в процессе бутилирования. Автоматизация устраняет ошибки, связанные с человеческим фактором. Данная мера требует дорогостоящего оборудования и квалифицированных специалистов. Недостатком автоматизированной оклейки является то, что АМ могут наноситься только на заводе поставщикe в момент производства/комплектации продукции. Большой процент брака АМ вследствие четкой настроенности оборудования и отсутствия гибкости присутствует и при ручной оклейке. Однако при больших объемах закупок автоматизация вносит значительный вклад в сроки выполнения заказа и скорость реакции на изменения в потребности в продукте и становится незаменимой.

  

г) Интеграция модуля ЕГАИС с программным обеспечением предприятия.

 

В связи с необходимостью занесения данных в автоматизированную информационную систему ЕГАИС компании сталкиваются с дополнительным объемом работы, вынужденным дублированием операций, постоянной проверкой соответствия информации в системе ЕГАИС и внутри фирмы. Для упрощения процедур, экономии времени и рабочих ресурсов стоит уделить внимание разработке программных решений, интегрирующих модули ЕГАИС и корпоративные системы планирования закупок и обеспечения АМ. Подобная программа может включать такие функции, как учет закупаемой, оклеенной и ввезенной продукции, проверка сопроводительных документов на корректность АМ, учет срока ввоза продукции, учет запасов по конкретным партиям товара, таможенное оформление, планирование потребности в продукции и ее обеспечение АМ.

 

 д) Координация страховых запасов АМ в зависимости от роли продукта в портфеле компании.

 

 При планировании обеспечения АМ имеет смысл учитывать значимость продукта в объеме продаж компании. Для продуктов, пользующихся спросом и составляющих большую долю из общего объема, стоит разбить потребность на отдельные партии (заявления) на закупку марок. Это поможет увеличить оборачиваемость средств на обеспечение банковской гарантии, раньше высвобождая средства гарантий по уже ввезенным товарам. Для продуктов с маленькой долей продаж, напротив, имеет смысл увеличить страховой запас АМ. Данная мера позволит сэкономить ресурсы и средства на оформление и выпуск документов, при этом замороженные средства оказываются значительно менее весомыми, чем при ключевых позициях.

  

Таким образом, путем оптимизации процессов управления закупками специалисты по закупкам вносят вклад в деятельность фирмы, добавляя ценность конечному продукту и реализуя корпоративную стратегию. Предложенные рекомендации по совершенствованию могут служить универсальным примером для построения бизнес-процессов управления закупками на рынке алкогольной продукции. В зависимости от текущего состояния, масштабов и степени развитости бизнеса участники рынка могут выбрать один или несколько из предложенных вариантов.

 

Татьяна Глушко, www.logistika-prim.ru

 

 

Комментарии