Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Производственная логистика на лакокрасочном предприятии — это обеспечение рационального процесса планирования и снабжения на всех стадиях производства …

22 октября 2014 » 21:16
Производственная логистика на лакокрасочном предприятии —  это обеспечение рационального процесса планирования и снабжения на всех стадиях производства …

Сегодня производственная логистика решает задачи рационального обеспечения производства сырьем, расходными материалами, тарой и упаковкой, отвечает за организацию и управление всеми материальными потоками предприятия. Таким образом, она интегрирует технологические процессы предприятия в единый цикл создания конечного продукта и оказывает большое влияние на cебестоимость производства, а значит, и на ценовую конкурентоспособность выпускаемых товаров.

На вопросы по тематике производственной логистики отвечает Александр ШУРАНОВ, генеральный директор группы компаний «InDeCs», кандидат экономических наук.

 

Александр Юрьевич, что для Вас как  генерального директора и акционера компании означает производственная логистика?


— Особенностью нашего производства является изготовление на основе исходного химического сырья (связующих, пигментов, растворителей и целевых добавок) профессиональных материалов для лакокрасочных про-мышленных покрытий (краски, эмали, грунтовки, грунтэмали, шпатлевки и пр.), а также 
полуфабрикатных лаков и смол различного  типа и назначения для лакокрасочных производств и других сфер применения.


Выпуск лакокрасочной продукции стабильно высокого качества невозможен без обеспечения качественными исходными компонентами и, конечно же, строгого соблюдения установленных технологических режимов. Это касается всех стадий производственного процесса:

- мобеспечения строго заданной (порционной, ритмичной и т.д.) подачи и приема сырья;

- приготовления пигментной суспензии и ее диспергирования;

- составления эмали и постановки на «тип»;

- фильтрации и фасовки готовой продукции; 

- передачи продукции на склад и обеспечения надлежащих условий хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.


Поэтому производственная логистика  на нашем предприятии — это обеспечение рационального процесса планирования и снабжения на всех стадиях производства, а продвижение нашей продукции до полки магазина или до конечного потребителя, на-правленное в первую очередь на максимальное удовлетворение потребностей в качес-тве, стоимости и количестве продукции, мы относим к распределительной, или сбытовой, логистике.


В чем заключаются основные задачи производственной логистики на Вашем предприятии?

 

— В нашем случае основными задачами производственной логистики являются: 


 обеспечение предприятия в нужном количестве всеми компонентами, необходимыми  для производства лакокрасочных материалов при условии соответствия этих компонентов качественным критериям, предъявляемым нами к используемому сырью;
 обеспечение своевременной подачи сырья (компонентов) в соответствии с рецептурой и тары на производственную линию;
 своевременность изготовления всех полуфабрикатных компонентов, входящих в со-став готового продукта;
 транспортировка готовой продукции  на склад и обеспечение надлежащих условий хранения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
 своевременная отгрузка готовой про -дукции нашим потребителям.

 

Все это базируется на четкой системе учета материальных ресурсов на всех стади-ях производственного цикла, обеспечении полной прослеживаемости и прозрачности производства продукции, а также тесно переплетается с необходимостью соблюдения производственными подразделениями законодательных требований в части промышлен-ной и пожарной безопасности, охраны труда и экологии.


— Отвечая на предыдущий вопрос, Вы особо подчеркнули важность обеспечения производства сырьем в нужном количестве. В этой связи вопрос: входит ли в компетенцию (или зону ответственности) производственной логистики закупка сырья и поиск поставщиков?


— Да, входит и взаимодействие специалистов компании, занимающихся логистикой и поставкой сырья со специалистами производства, самое непосредственное. Правильный расчет потребности в сырье, полуфабрикатах, таре, складских мощностях и транспортном обеспечении, определение оптимального размера запасов, сформированный календарный график поставок и отгрузок — результат такого взаимодействия. Своевременная и точная информация от производства — основа правильной логисти-ки при закупке и поставке сырья, от которой, в свою очередь, напрямую зависят как сроки 
выполнения заказа потребителя, так и возникающие в производстве затраты.  

 

Также производственная статистика ока-зывает самое непосредственное влияние на процесс выбора как сырьевых компонентов, вспомогательных материалов, тары и оборудования, так и их поставщиков. Помимо установленных нормативными документами качественных параметров сырья и тары, проверяемых нами перед пуском в производство , немаловажными аспектами мы считаем информацию и производственный опыт, полученные при использовании сырья (материалов, тары, оборудования) в процессе производства. н асколько управляем про-изводственный процесс? Какие замечания к сырью (поставщику) имеются на входном контроле? к акое влияние оказывает при-менение того или иного сырья на качество продукции, сроки ее изготовления, длительность отдельных стадий, дополнительные затраты, возникающие в процессе производства? Эта информация учитывается нами при выборе сырьевых компонентов и поставщиков, разработке программ внедрения новых видов сырья, поиске новых поставщиков. Мы также стараемся вовлекать в работу по  анализу и устранению возникающих в производстве проблем действующих поставщиков и надеемся в первую очередь на эффективное сотрудничество с нашими давними и проверенными партнерами.

 

аппвп

Конечно, в условиях жесткой конкуренции на рынке стоимость сырья для нас является важным, но не единственным пока-зателем. Надежность партнера, стабильно высокое качество поставляемого им сырья, финансовая устойчивость — вот факторы, которые позволяют нам формировать пул поставщиков. 


— Когда вы ощутили необходимость заняться консолидацией логистики на предприятии? Какие события или причины этому сопутствовали?


— Необходимость создания некой логистической структуры возникла уже с 1992 года, когда в связи с прекращением деятельности госплана и снятием функции централизован-ного управления с Министерства химической промышленности прекратились централизо-ванные поставки сырья и реализация готовой продукции. В тот момент за логистику на предприятии отвечали различные службы: коммерческие отделы, маркетинг, транспортная служба. Дальнейший опыт приобретался путем проб и ошибок. В конечном итоге консолидация логистики завершилась в середине 2000 года объединением всех служб под общее руководство коммерческого директора. Наверное, можно сказать, что логистика на нашем предприятии сейчас находится в стадии зрелости, но тем не менее это не статичная, застойная структура, а живой, постоянно развивающийся и совершенствующийся процесс, от эффективности которого существенно зависит результат деятельности всей компании.


— Если ответ не составляет коммерческую тайну Вашего предприятия, скажите, пожалуйста, какая доля производственных затрат (или себестоимости продукции) приходится на логистику? Существует ли утвержденный нормативный показатель логистических затрат на производстве?


— Спасибо за интересный вопрос! Я сам его периодически задаю нашим специалистам, но, к сожалению, пока ответа, который я мог вынести на суд ваших читателей, еще нет. Я поясню почему действительно, мы уделяем самое пристальное внимание себестоимости нашей продукции и постоянно боремся за ее снижение. Конечная себестоимость зависит от многих факторов и для нас не является ве-личиной постоянной, наоборот, она меняется в разные периоды времени, учитывая различные изменения на рынке. в опрос выделения доли логистических затрат в структуре себестоимости требует единой методологии учета, например, транспортных и складских затрат, понесенных нами по факту. Мы приобретаем часть сырья с самовывозом и в этом случае 
транспортная составляющая нам понятна, но  часть сырья поступает к нам на производство транспортом поставщика с ценой, опре-деленной условиями контракта до склада. Здесь мы не имеем прямых транспортных за-трат, но тем не менее мы понимаем, что они есть и включены в стоимость закупаемого 
сырья. Другой вопрос — это необходимость корректного учета наших складских затрат с учетом времени нахождения сырья и готовой продукции на наших складах. Конечно же, мы комплексно учитываем и нормируем логистические затраты, но понимаем, что в этом направлении нам есть куда развиваться. Таким образом, все затраты, связанные с обеспечением складских запасов и функционированием логистических служб, нормативно заложены в структуре себестоимости продукции. По этому принципу работают все известные мне предприятия. 


— Видите ли Вы резервы дальнейшего  снижения логистических затрат? В каких направлениях планируете проводить эту работу?


— Конечно, мы видим пути дальнейшего совершенствования. Например, мы ведем постоянную работу по оптимизации складских запасов, складских операций, внедрению системы учета сырья и готовой продукции. 

 

рввв


— Кстати, а есть ли норматив запасов? Насколько для Вас важны страховые запасы и каков их уровень?


— В нашем случае норматив запасов готовой продукции в большей части определен требованиями наших основных клиентов — автомобильных заводов. В рамках выполнения договорных обязательств мы обеспечиваем складские запасы готовой продукции на консигнационных складах в объеме месячной 
потребности клиента. Для снижения рисков мы также имеем примерно такой же объем готовой продукции на заводских складах. Что касается нормативных запасов на сырье — работа по их снижению ведется постоянно. 


На логистику сырьевых запасов в нашем случае оказывает влияние стабильность поставок сырья. Учитывая, что наше предприятие в достаточно большом количестве использует импортное сырье, мы также ориентируемся на курсовую разницу, сроки поставок, возможность оперативного реагирования поставщиков на изменение заявки.


— Каковы требования Ваших клиентов  и покупателей к Вашей логистике уже как к логистике поставщика лакокрасочных материалов?


— Наши основные клиенты, а среди них в том числе крупнейшие российские автозаводы, очень требовательны к срокам поставки продукции. Для обеспечения бесперебойной работы автомобильных конвейеров мы создаем консигнационные склады. Для обеспечения пожарной и экологической безопасности уделяем особое внимание качеству упаковки и маркировки продукции, соблюдению температурного режима хранения и транспортировки лкМ. Каждая партия нашей продукции сопровождается паспортом качества и отправляется потребителю после полной проверки на соответствие не только нормативной документации, но и согласованным дополнительным (специальным) требованиям наших потребителей. Существует и своя система технического сопровождения продукции.

пкрк
Какие программные средства сейчас  используются для автоматизации логистических процессов (WMS-решения для складов, специальные модули ERP/MRP-систем, самописные программы и т.д.). Как Вы оцениваете их эффективность и не жалеете ли о потраченных на них деньгах?


— В соответствии с требованиями наших основных потребителей — автомобильных заводов, система менеджмента нашего предприятия сертифицирована на соответствие ISO/TS 16949.В рамках этой системы у нас внедрены логистические процессы, обеспечивающие решение вопросов бесперебойного обеспечения поставок. Программные сред -ства, которые мы используем для решения этих вопросов, общедоступны, они могут быть приобретены любым пользователем, отлаже-ны под конкретные задачи предприятия и не требовали от нас значительных ресурсов при внедрении. 


Есть ли у Вас видение перспективных изменений в производственной логистике Вашей компании? Какие изменения на иболее вероятны?


— На нашем предприятии в рамках реа-лизуемой программы модернизации произ-водства мы планируем автоматизировать основные производственные процессы. Отсюда логично вытекает, что следующим серьезным шагом к совершенствованию системы учета материальных ценностей и производственной логистики было бы обеспечение взаимосвязи данной автоматизации с системой учета товарно-материальных ценностей. 


И в заключение, что Вы можете посоветовать тем, кто только начинает задумываться о консолидации логистической активности на производстве?


— Заниматься этим нужно. Несмотря на негативные явления, которые мы наблюдаем сегодня в экономике, общение на рынке, на мой взгляд, приобретает более цивилизованный характер. Рыночные отношения в боль -шей степени основываются на долгосрочных договорах, гарантийных обязательствах сторон, возможности страхования финансовых результатов, что в свою очередь требует совершенствования системы управления процессами от начальной стадии закупки сырья до отгрузки готовой продукции.

 

Константин Толмачев, www.logistika-prim.ru

 

Комментарии