Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Модель транспортно-логистической системы Московского региона с применением RFID-технологии

16 февраля 2015 » 09:17
Модель транспортно-логистической системы Московского региона с применением RFID-технологии

В статье рассматриваются возможность и порядок применения радиочастотных технологий идентификации в транспортно-логистической системе Московского региона как инструменты, позволяющие повысить эффективность технологических и бизнес процессов.

Анализ затрат на функционирование транспортно-логистической системы региона показывает, что удельные показатели (стоимость транспортной работы и др.) существенно превышают значения транспортно-логистических систем развитых стран мира. Среди причин таких показателей — низкое качество дорожной и логистической инфраструктуры, отсутствие систем оптимального распределения транспортных и материальных потоков, низкий уровень технологических решений, применяемых в отрасли. Одним из эффективных направлений решения указанных проблем является интеграция технологий радиочастотной идентификации в транспортно-логистическую систему региона.

 

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ

 

Транспортно-логистическая система Московского региона представляет собой совокупность следующих элементов: производители сырья и материалов, логистические центры, производители продукции, склады дистрибьюторов, торговые объекты, потребители, объекты рециклинга и грузовой транс- порт, выполняющий роль связующего звена (рис. 1). С точки зрения формирования затрат, ресурсо- и станкоемкости, наиболее важны стыковые процессы между элементами транспортно-логистической цепи: между грузообразующим пунктом (к которому относятся производители сырья и материалов) и грузовым транспортом; между грузовым транспортом и производителем готовой продукции; между производителем готовой продукции и логистическим центром и т.д. Взаимодействие между элементами транспортно-логистической цепи и грузовым автотранспортом происходит через погрузо-разгрузочные узлы, участки экспедиции и приемки, т.е. через терминально-складскую инфраструктуру. Результат анализа функционирования элементов транспортно-логистического комплекса Московского региона показывает, что все его основные звенья (объекты терминально-складской инфраструктуры и грузовой транспорт) представляют собой сложные вероятностные системы. Терминально-складские объекты и грузовой транспорт имеют большое количество характеристик и параметров, позволяющих квалифицировать их как сложные технико-экономические системы со статистическими и динамическими параметрами функционирования, меняющимися под воздействием внешних и внутренних факторов.

 

рисунок 1

 

ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

 

Анализ параметров транспортно-логистической системы Московского региона позволил разработать схему оптимизации технологического процесса товародвижения (совокупности последовательно выполняемых операций по доведению товаров предприятий-производителей через торговые, дистрибуторские и логистические центры до конечных потребителей) в регионе с применением технологий радиочастотной идентификации. Внедрение представленной схемы позволяет создать единую цепь поставок, состоящую из элементов технологического цикла складского комплекса отправителя, поставщика и доставки продукции. Связь с единым информационным центром (сервером) цепи позволит своевременно передавать и получать информацию, что в свою очередь сделает доступным оперативное планирование всеми участниками процесса, в том числе при возникновении изменений и сбоев на отдельных участках цепи. В предлагаемой схеме рассматривается организация технологического процесса на трех основных этапах: при производстве продукции, во время транспортировки грузов и их получения и в ходе грузообработки на складском или торговом объекте (рис. 2).

 

схема 2

 

 

Для каждого из перечисленных звеньев транспортно-логистической цепи разработан регламент применения систем радиочастотной идентификации с учетом технологических ограничений применения радиотранспондеров и считывающего оборудования, выделены уровни радиочастотных диапазонов, применяемых для каждого звена цепи. Первое звено логистической системы — производство продукции. Для эффективного применения систем радиочастотной идентификации на этапе производства продукции необходимо совершить ряд процедур, и первая из них — определение номенклатуры, подлежащей RFID-кодированию. Затем опре- деляется формат грузовых единиц. За основную первичную грузовую единицу принимается груз в транспортной таре, например, в ящиках, бочках, мешках и т.п. Может рассматриваться и укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной таре, в зависимости от объемов поставки. После того как формат грузовых единиц определен, необходимо разработать стандарт укладки грузовых единиц. Для этого производится тестирование RFID-системы, позволяющее определить максимально возможное количество грузовых единиц на паллете, варианты их укладки, геометрию расположения антенн, мощность зондирующего сигнала для максимального качества считывания информации с RFID-транспондеров.

 

Следующий шаг — определение типа используемых транспондеров. Радиочастотные транспондеры уровня упаковки продукта должны отличаться от радиочастотных транспондеров последующего уровня при считывании/опросе устройством (УСО)1, обеспеченным методикой группового отбора. Применяются RFID-транспондеры нулевого уровня с частотным диапазоном 860–960 или 13,56 МГц. Функция «группового отбора» позволяет считывающему устройству и поддерживающей автоматизированной системе информации (АСИ) быстро идентифицировать радиочастотные транспондеры уровня упаковки продукта. После определения исходных параметров происходят формирование информации для занесения в RFID-транспондер и синхронизация с автоматизированной системой управления (АСУ). На этом этапе в RFID-транспондер заносится информация о номенклатуре груза, производителе, дате изготовления, сроках и условиях хранения и транспортировки (для некоторых видов грузов). Далее через интерфейс радиочастотного канала информация записывается в транспондер. Альтернативные интерфейсы доступа к памяти RFID-транспондера отсутствуют — назначение традиционных RFID-транспондеров не предполагает иных, помимо RF-канала, способов доступа к данным.

 

Затем RFID-транспондер наносится на единицу груза. Для повышения качества считывания информации необходимо выбрать место расположения транспондера на грузовой единице и найти наилучшую позицию RFID-транспондера на каждом конкретном объекте для предотвращения потери точности при передаче информации. При отгрузке промаркированной продукции производится считывание данных с транспондера. Таким образом формируется блок с обобщенной информацией о грузовых единицах. Происходят процедура контрольного считывания RFID-транспондеров и сохранение (резервное копирование) информации об отправляемом грузе у производителя. Затем составляется сопроводительная документация на груз. Далее формируется обобщенная информация о транспортируемом грузе, а также информация о транспортном средстве (ТС) для занесения в RFID-транспондер. Запись информации на транспондер ТС, как и при маркировке грузовых единиц, осуществляется через интерфейс радиочастотного канала. До прибытия ТС при наличии сведений о его реквизитах (параметрах) осуществляется подготовка RFID-транспондеров.

 

После прибытия транспортного средства производится нанесение RFID-транспондера с информацией о доставляемом грузе и реквизитах самого ТС. Важно правильно определить место расположения транспондера, поскольку это влияет на качество считывания информации. Перед отправлением транспортного средства с грузом осуществляются процедура контрольного считывания RFID- транспондера и отправление информации покупателю об отправляемом грузе, ТС, времени отправки. Внедрение систем радиочастотной идентификации в процессы транспортно-логистической системы региона предполагает возможность отслеживания грузопотоков по всему региону. При движении грузового автотранспорта, маркированного RFID-транс- пондером, по магистралям, оборудованным считывающим RFID-оборудованием, производится считывание информации о перево- зимом грузе, при этом нет необходимости останавливать транспорт для проведения контрольных проверок, так как сбор информации происходит на скорости до 80 км/ч.

 

Сведения о движении груза сначала считы- ваются с RFID-транспондера грузового ТС, а затем поступают на сервер региона для дальнейшего анализа и формирования обобщенной информации о состоянии груза для производителя и получателя. На основе получаемой с RFID-комплексов информации о движении грузов составляется прогноз перемещения грузового автотранспорта, отслеживаются грузопотоки по региону, планируется время прибытия транспортного средства к получателю. С сервера региона информация о местоположении груза и прогнозе его прибытия передается получателю. Оптимальный маршрут формируется с учетом изменения дорожной ситуации, в режиме реального времени.

 

Если в период транспортировки с перевозимым грузом или ТС происходят изменения, необходимо: Внести дополнительную информацию в RFID-транспондер. Передать информацию в информационный центр при наличии GPRS-связи (General Packet Radio Service — технология пакетной передачи данных по радиосвязи). При каких-либо изменениях, происходящих на пути перемещения груза от производителя к получателю, на сервер ИТС2 региона поступает информация, на основе которой строится новый прогноз движения, отслеживаются грузопотоки по региону. Осуществляется передача данных грузополучателям о месте нахождения ТС.

 

После прибытия транспортного средства в место назначения происходит частичное удаление информации: стирается информация о доставленном грузе, информация о ТС сохраняется. Кроме того, осуществляется технический контроль соответствия транспондера транспортного средства. Проверяются целостность RFID-транспондера, рабочее состояние, возможность перезаписи для дальнейшего использования. Применение систем радиочастотной идентификации позволяет отслеживать перемещение продукции также на складском или торговом объекте. По прибытии транспортного средства на территорию терминально- складского комплекса или торгового объекта осуществляются считывание информации с RFID-транспондера ТС и сверка с информацией, поступившей от поставщика. Если при считывании с RFID-транспондера ТС не выявлено расхождений с информацией от поставщика либо принято решение о проведении приемки продукции, осуществляется разгрузка ТС. После разгрузки ТС и перемещения продукции в зону приемки осуществляется приемка продукции по количеству и качеству (комплектности) посредством считывания RFID-транспондеров с грузовых единиц. Производится сверка с электронной накладной и выявление расхождений. Если информация, полученная от поставщика, не соответствует считываемой информации с RFID-транспондера, приемка продукции приостанавливается, грузоотправителя уведомляют о случившемся.

 

После проведения входного контроля происходит размещение груза на хранение и занесение информации о месте хранения в систему управления складом (СУС). По окончании приемки продукции осуществляется перераспределение грузовых единиц на хранение в целях дальнейшего использования или продажи. После процедуры перераспределения грузовых единиц в RFID-транспондер вносится дополнительная информация об изменениях параметров грузовой единицы или формируется и устанавливается новый RFID- транспондер. Следующий этап — формирование электронной накладной на комплектацию и отгрузку. Документ должен содержать наименование продукции, индивидуальный код, количество продукции, подлежащей отбору, адрес места хранения. После этого осуществляется отбор продукции с мест хранения в процессе комплектации. Идентификация продукции (путем считывания информации с RFID-транспондеров) в местах хранения осуществляется с помощью мобильных считывателей, способных работать автономно.

 

После отбора продукции производится считывание RFID-транспондеров всех товарных единиц и формирование укрупненных грузовых единиц для отправки грузополучателю. Затем в RFID-транспондер вносится дополнительная информация об изменениях параметров грузовой единицы, или формируется и устанавливается новый RFID-транспондер. После формирования заказа и перемещения продукции в зону отгрузки осуществляется исходящий контроль по количеству и качеству (комплектности) путем считывания RFID-транспондеров с грузовых единиц. Формируется сводная информация для внесения в RFID-транспондер транспортного средства. До прибытия ТС при наличии сведений о его реквизитах (параметрах) осуществляется подготовка RFID-транспондеров. После прибытия ТС осуществляется наклейка транспондера, содержащего информацию о доставляемом грузе и реквизитах самого ТС. Выбирается место нанесения RFID-транспондера на транспортное средство. Потом осуществляется считывание транспондера при отправлении ТС. Кроме того, считывания происходят при перемещении транспортного средства по магистралям с установленными RFID-считывающими комплексами.

 

При внедрении радиочастотных технологий идентификации в транспортно-логистическую систему региона возможен положительный эффект по трем направлениям: экономическому, технологическому и сервисному. Рассмотренный в статье порядок выполнения операций технологического процесса с использованием систем радиочастотной идентификации во всех элементах логистической цепи позволяет осуществить внедрение с учетом технических требований и особенностей эксплуатации на различных технологических участках.

 

 

Василий Демин, www.logistika-prim.ru

 

Комментарии