Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Рынок логистики в России чрезвычайно подвижен

4 февраля 2015 » 12:16
Рынок логистики в России чрезвычайно подвижен

Российский логистический рынок уже около десятка лет является привлекательным для иностранных компаний. Игроки, пришедшие из-за рубежа, не только становятся полноправными участниками всех рыночных процессов, но и прочно занимают лидирующие позиции в России. У компании Itella есть глобальная стратегия, в соответствии с которой Россия — один из приоритетных рынков, так как он обладает хорошим потенциалом для развития и роста.

Логистика — клиентоориентированный бизнес, который должен развиваться для клиентов и вместе с клиентами. Компания Itella всегда прислушивается к потребностям своих клиентов, прежде чем сделать очередной шаг в бизнесе. Например, логистический оператор идет с клиентами в регионы, где есть спрос, который снова оживился после кризиса 2008–2009 годов. В 2012–2013 годах запросы логистических услуг росли в основном в региональном направлении. Itella в России была готова реализовать их за счет хорошего географического покрытия собственными складами и наличия точек входа в страну через все базовые порты России (Новороссийск, Санкт- Петербург, Владивосток), а не только через западную границу.

 

В целом, необходимо констатировать, что в России уровень развития логистики находится на средней отметке. В европейском логистическом пространстве, где рынок уже сложился и давно поделен между основными игроками, борьба в основном идет за цену, так как набор предоставляемых услуг и их уровень качества уже определен. В России же рынок логистики все еще чрезвычайно подвижен, подвержен частым изменениям и колебаниям, здесь нередки события, меняющие вектор развития, например, частые экономические кризисы, поэтому отрасль развивается не линейно, а по спирали.

 

Российские логистические компании и их клиентов бросает то в борьбу за мировой уровень качества операций и инноваций, что, понятно, стоит немалых денег, то в борьбу за самую низкую цену, когда качество и долгосрочные отношения начинают уходить на второй план. Все это происходит в зависимости от ситуации на рынке. Но оба аспекта важны, и здесь приходится искать равновесие, идти на компромиссы, чтобы сбалансировать кратко- и среднесрочные цели. Особенно это заметно в транспортной логистике, в то время как рынок складских услуг более состоявшийся, хотя и там колебания очень заметны.

 

Логистический аутсорсинг

 

В России на сегодняшний день велик процент компаний, самостоятельно организующих логистические процессы, в том числе работу на своих складах. В то время как в Европе и тем более в Америке ситуация противоположная — компании предпочитают сотрудничать с внешними провайдерами логистических услуг.

 

Согласно последним исследованиям международных и российских аналитических групп, доля логистического аутсорсинга в России оценивается всего в 20%. При этом в развитых странах Запада значение этого показателя достигает 40–50%. В России передача логистических услуг на аутсорсинг в основном ограничивается входящей и исходящей транспортной логистикой, тогда как во всем мире данная услуга затрагивает не только внешние сегменты деятельности предпри- ятий, но и управление запасами и цепочками поставок продукции в целом.

 

Многие российские клиенты по-прежне- му предпочитают осуществлять и курировать логистические процессы самостоятельно, силами своих логистических служб, а не пе- редавать их на исполнение логистическому провайдеру. Если же говорить о тех клиентах, которые отдают логистику на аутсорсинг, в России его доля выше в транспортных услугах и ниже для 3PL- и 4PL-сервисов. Хотя картина постепенно меняется, и российские предприятия реального сектора экономики учатся правильно считать затраты на логистику и все чаще прибегают к услугам профессионалов, экономя деньги и время. Еще не так давно, в 1990-е годы, у каждого предприятия был свой автопарк, даже небольшие компании имели у себя в штате водителей на «Газелях», решавших все вопросы с транспортной логис- тикой. Сейчас таких явлений намного меньше — доля аутсорсинга транспортной логистики достаточно высока.

 

На мой взгляд, одним из новых направ- лений развития станут логистические услуги для современного ритейла, где еще очень высок потенциал для оптимизации на растущем рынке электронной коммерции. Несмотря на отсутствие роста ВВП, рынок Интернет-торговли продолжает расширяться. Растет и логистика для этого сектора. Определенным потенциалом обладают страны Таможенного союза, где по-прежнему имеются возможности для развития и, соответственно, поле для работы логистических провайдеров. Перспективным направлением для логистических операторов и, в частности, для нашей компании является рынок экспресс-доставки. Несмотря на то что на этом рынке сейчас наблюдается определенное замедление, у него высокая доходность, и он по-прежнему остается привлекательным.

 

Игроки рынка складской логистики

 

Если рассуждать о рынке контрактной логистики, я бы охарактеризовал его как относительно состоявшийся. Здесь достаточно четко определен список основных игроков — это международные логистические провайдеры и крупнейшие российские игроки, пережившие кризис 2008 года. Если говорить о ведущих игроках, то одним из них, безусловно, является наша компания — Itella. Также крупным игроком и, соответственно, одним из наших основных конкурентов на этом рынке, являет- ся компания FM Logistic, которая сопоставима с нашей и по объемам бизнеса, и по показателям выручки. Мы в зависимости от региона занимаем от 20 до 50% рынка складской ло- гистики. Все остальные игроки — компании среднего и небольшого размера.

 

Мы оцениваем игроков рынка складской логистики и, соответственно, наших конкурентов по количеству складских площадей и сегментам, в которых они работают. В Itella мы выделили 6 основных сегментов, индустрий рынка, на которые мы обращаем основное внимание как в складской логистике, так и в транспорте. И, разумеется, мы анализируем своих конкурентов, развивающихся в этих же направлениях.

 

Именно эти 6 направлений, на наш взгляд, продолжат активно развиваться в России. Это такие индустрии, как фармацевтика, сегменты «одежда и обувь», «автозапчасти», «электроника и бытовая техника», FMCG и индустрия так называемых DIY («Do It Yourself»)1 ритейл- магазинов. Несмотря на наметившийся экономический спад, эти сегменты не останавлива- ются в росте, а значит, если мы хотим идти в ногу с тенденциями рынка, нам следует разрабатывать те направления, которые продолжат свое развитие в России.

 

Портрет клиента логистического оператора

 

Говоря о современном портрете клиента логистического оператора в России, попробую назвать его основные черты. Наш клиент — скорее и чаще иностранная компания, а не российская. В первую очередь это связано с тем, что крупные международные компании в большей степени готовы к аутсорсингу логистических функций и знают, как с ним работать. Зарубежные игроки давно осознали, что для бизнеса выгоднее ситуация, когда каждый занимается своим делом, а не раздувает штаты собственных отделов логистики. Понятно, что людей нужно набирать, обучать, удерживать, развивать, обувать и одевать, и на это работает целая армия сотрудников. Проще найти профессионального партнера, договориться с ним о правилах работы, о по- казателях по качеству и цене и интегрировать его в свою ИТ-инфраструктуру. Это резко снижает количество персонала и повышает гибкость, так как снижаются фиксированные затраты, и фокус смещается на развитие ос- новного бизнеса и отношений с собственными клиентами.

 

Хотя среди российских компаний по-прежнему сохраняется тенденция делать все самостоятельно, очень многие из них уже начали отдавать транспортные услуги на аутсорсинг. Постепенно складывается понимание того, что иметь собственный автопарк неразумно — гораздо выгоднее найти надежного партнера. Но в складской логистике такого понимания пока нет.

 

В целом портрет нашего идеального клиента таков: это либо компания, имеющая большой объем перевозок от завода-изготовителя, расположенного за пределами России, либо российский производитель, осуществляющий дистрибуцию по территории всей нашей страны. Во втором случае отсутствуют импортная составляющая и услуги по таможенному оформлению, но имеется большой объем работы по транспортировке и хранению. Ценен каждый клиент, но логистических провайдеров особенно интересуют нуждающиеся в организации полноценной цепочки поставок.

 

Работа для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса

 

30% российского рынка — это сети: продуктовые («Пятерочка», «Магнит» и т.д.) и непродуктовые («М.Видео», «Эльдорадо» и т.д.), а также компании, поставляющие свою продукцию в эти сети. На ритейл приходится значительная часть российской экономики, и очевидно, что мы все работаем над удовлетворением его потребностей. Задумайтесь: любой товар, лежащий на полке в магазине, прошел через склады и транспорт. И большинство товаров, имеющихся у вас дома, прошли, вероятно, через наши склады (это и утюги, и телевизоры, и игровые приставки, и мобильные телефоны, и зубная паста, и мебель, и многое другое, даже сигареты и алкоголь). Сейчас работа с ритейлом и для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса.

 

Компанию Itella в России интересует также обслуживание крупных производств, когда нам передается часть внутренней логистики на аутсорсинг. Это очень перспективное направление, и оно во многом отличается от нашего стандартного бизнеса. Мы имеем успешный опыт такой работы в Санкт-Петербурге на одной из крупных табачных фабрик.

 

Складская инфраструктура

 

Перейдем к описанию складской инфраструктуры. На сегодняшний день уровень ее развития можно охарактеризовать как достаточный. В 2013 году процент вакантных площадей в Московской области был незначителен — около 1,5%. Но сейчас тенденция изменилась: введено и заложено много новых площадей, поэтому на рынке появилось много свободных складских пространств — почти 3%, в настоящее время не составляет труда найти склад практически любого размера. Поэтому арендные ставки начали падать.

 

На мой взгляд, для крупных международных логистических компаний идеальный вариант склада — build-to-suit. Это означает, что здание изначально строится с учетом требований конкретного клиента, и можно сразу учесть все его нужды (к примеру, специальные условия по пожарной безопасности, увеличенная зона экспедиции, конфигурация и этажность мезонинов). Но чаще всего 3PL- провайдеры предпочитают арендовать стандартный блок в здании класса А.

 

Сейчас происходит бурное развитие регионов, в частности Санкт-Петербурга и юга России — покупательская способность там растет. Наша компания имеет несколько крупных логистических центров в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Владивостоке и Екатеринбурге. Пока этого достаточно для удовлетворения спроса со стороны наших клиентов. Но есть и новые проекты по развитию в ряде регионов, которые могут быть запущены уже в следую- щем году.

 

Критерии отбора для складских пространств обычно таковы: инфраструктура (электричество, коммунальные сети, связь и пр.), транспортная доступность (крупные трассы, развязки и вылетные шоссе), наличие потенциальной рабочей силы с возможностью добраться до склада и организовать подвоз; важно также, чтобы рядом были другие склады и технопарки. В частности нас весьма интересует область вокруг будущей ЦКАД.

 

Что касается общей ситуации на рынке собственных и арендованных складов логистических операторов, сложившейся сегодня в Московской области, то порядка 30% складских площадей арендуется логистическими операторами и 70% сдаются в прямую аренду непосредственно компаниям. На российском рынке немало компаний, которые самостоятельно организуют логистические процессы. Они-то как раз и стремятся к схеме прямой аренды.

 

Но у каждого логистического оператора имеются свои представления о правильном соотношении собственных и арендованных складов. Мы в Itella предпочитаем взвешен- ный подход — сбалансированное соответствие между своими и арендованными складами. По состоянию на III квартал 2014 года в Itella доли распределены примерно поровну.

 

Партнеры и поставщики услуг логистических операторов

 

У крупных логистических провайдеров, конечно, есть партнеры, вместе с которыми они организуют логистические процессы. Мы сотрудничаем с лизинговыми компаниями, ко- торые помогают подбирать персонал в пиковые периоды загрузки складских сотрудников, а также пользуемся услугами транспортных партнеров. Что касается складских операций, мы не допускаем посторонние компании для работы на наших площадках.

 

В компании Itella сложная система отбора и утверждения поставщиков. К сожалению, в России все еще велика вероятность завязать сотрудничество с недобросовестным контрагентом, поэтому мы очень осторожно и взвешенно подходим к выбору партнеров.

 

В частности наша компания предъявляет высокие требования к состоянию автопарка. Мы учитываем год выпуска транспортных средств, проверяем водителей, перевозящих наши грузы, смотрим, давно ли компания существует на рынке, как платит налоги, застрахована ли ее ответственность перевозчика и экспедитора и т.д. Каждый поставщик проходит серьезный отбор. Это могут быть как российские, так и западные компании; мы пользуемся также услугами иностранных поставщиков из Европы и Азии. Наши подрядчики должны соответствовать этическому кодексу ведения бизнеса. Все партнеры выбираются на тендерной основе, контакты постоянно анализируются, пересматриваются на соответствие требованиям.

 

О санкциях и будущем рынка

 

Сейчас во всем мире широко обсуждается тема санкций, и обойтись без нее в статье невозможно. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, Itella планирует и далее развивать российский бизнес. Россия является одним из приоритетных направлений Itella Group на ближайшие годы, и мы не собираемся менять приоритеты. Itella по-прежнему усматривает в стране потенциал, представляющий колоссальные возможности для роста и развития. Основные наши клиенты не попали под вступающие в силу санкции. Мы, в частности, не работаем со скоропортящейся продукцией.

 

Впрочем, некоторое замедление экономического роста в результате экономических санкций, несомненно, снизит товарооборот между Россией и европейскими странами, а также внутри страны. В свою очередь, это может привести к росту конкуренции логистических провайдеров в борьбе за клиентов. Но на больших компаниях это вряд ли отразится, поскольку они, работая с крупными клиентами, нацелены на улучшение сервиса и разработку новых логистических решений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы компаний.

 

Наша компания продолжит оказывать услуги в сфере логистики и электронной коммерции, развивать новые и перспективные, на наш взгляд, направления (температурное хранение, кросс-докинг и сборные грузы, обслуживание электронной торговли).

 

Многие сейчас говорят о резком сокращении иностранных инвестиций в российское пространство, но нельзя забывать и о том, что большое количество инвестиций уже сделано. Многие компании уже построили заводы, вло- жились в автоматизацию производств, и едва ли они бросят свои начинания. То, что уже вложено, никуда не денется, поэтому развитие логистического рынка будет продолжаться — силами иностранных и крупных российских операторов.

 

Мы следим за развитием ситуации, и, хотя на сегодняшний день вопрос об экономических санкциях по-прежнему актуален, надеемся, что ситуация на Украине и внешнеторговые отношения России и зарубежных стран стабилизируются, и наш рынок снова будет развиваться бурными темпами.

 

Николай Воинов, www.logistika-prim.ru

Комментарии