Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Складская логистика

Склады нефтегазовых компаний состояние и эффективный опыт модернизации

27 октября 2014 » 22:47
Склады нефтегазовых компаний состояние и эффективный опыт модернизации

Склад современной добывающей компании, работающей в нефтегазовой отрасли обеспечивает хранение и грузообработку более 100 тыс. SKU, разделяемых на несколько десятков номенклатурных групп, к которым относится продукция с различными весогабаритными характеристиками, условиями хранения и обращения (от запорной арматуры, трубной продукции, металлопроката, нормалей до спец одежды, СИЗ, канц товаров и опасных грузов).

Параметры материальных потоков также выделяют нефтегазовую отрасль от других производственных предприятий. Так неравномерность входящих потоков на склады, расположенных в труднодоступных условиях (в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним)составляет коэффициент 5 – 7, что в несколько раз выше, чем на производственных предприятиях других отраслей.

Несвоевременная или неточная (с расхождениями по наименованиям или количеству) отгрузка заказов на «производство» зачастую может повлечь за собой крайне серьёзные последствия, вплоть до временной остановки операций. Большинство руководителей подразделений, отвечающих за материально-техническое снабжение в нефтегазовых компаниях, понимая возможность таких рисков стремятся к поддержанию максимально высокого уровня запасов на складах. Кроме того, регламент выдачи заказов со складов во многих нефтегазовых компаниях предполагает подачу заявки заказчиком (производственным подразделением) на отгрузку за 20 – 30 дней до момента физической отгрузки.

Однако не смотря на столь высокий уровень предусмотрительности результаты анализа работы складов крупнейших нефтегазовых предприятий в России показывают, что качество логистического обслуживания[2] является крайне низким (около 2,5% отгружаемых заказов с ошибками). Если при этом дополнительно обратить внимание на экономические показатели (стоимость грузопереработки, хранения, доля непроизводительных операций, уровень сохранности продукции на складе), то мы увидим, что и они существенно хуже, чем у производственных складов в других отраслях.

В чем заключаются основные причины такой ситуации? В первую очередь в значительной технологической отсталости складов нефтегазовых предприятий от современного уровня. Большинство объектов складской инфраструктуры формировалось в период освоения месторождений в 1960 – 70-е гг. За прошедший период технологии добычи и переработки постоянно модернизировались, внедрялось новое оборудование, новые методы и стандарты работы. Однако эти изменения почти не коснулись складов. Если измененияи происходили, то экстенсивно, т.е. за счет увеличения используемых площадей, количества сотрудников и техники. В итоге к 2014г. на большинстве крупнейших нефтегазовых российских предприятиях склады остались на уровне 70-х гг.

Этот уровень означает:

- бумажный учет и документооборот или использование на минимальном уровне возможностей ERPили учетных систем (преимущественно SAP, 1С) и, как следствие, пересортица и осложнения с поиском продукции на складе, хотя по данным учета она в наличии;

- отсутствие корректных справочников весогабаритных характеристик ТМЦ, без которого крайне сложно внедрять и использовать современные складские технологии;

- используемые технологии, опирающиеся на минимальную механизации и автоматизацию, с преобладанием ручного труда, что привод к существенному увеличению стоимости грузообработки;

- низкое качество самих зданий складов, не обеспечивающих ни требуемых условий хранения ТМЦ, ни условий труда.

 

рере

пепепе

ае

 

Таким образом, большая часть описанных проблем, решается путем создания нового склада, либо изменения технологии хранения и грузообработки на уже существующем объекте и внедрения современных систем управления. Современный складской объект нефтегазовой отрасли это, как правило, однообъемное здание (за исключением обособленного размещения складов для хранения опасных грузов) с комплексом сбалансированных технологий хранения и грузообработки, эффективной топологией склада и применением систем управления класса WMS.

 Пример эффективной топологии в сочетании с различными технологиями хранения представлен в эскизном проекте на рис. 1– 3.

 

Рис. 1. Внешний вид модернизированного складского комплекса

 

 

Рис. 2. Участок погрузки, разгрузки модернизированного складского комплекса

 

 

Рис. 3. Участок хранения метизов, нормалей модернизированного складского комплекса

 

Данный пример показывает, что на одном складе сосредоточено хранение нескольких десятков тысяч товарных позиций, относящихся к различным номенклатурным группам и для каждой из ни в соответствии с весогабаритными характеристиками, интенсивностью обращения разработаны специальные технологии хранения. Топология данного склада позволяет, использую единый центральный проезд, объединять в один заказ несколько частей, комплектуемых на различных участках и осуществлять отгрузку через один док (пост обслуживания).

Создание нового складского комплекса или реконструкция существующего с применением комплекса сбалансированных технологий, логистических методов грузообработки и систем управления позволяет повысить качество и надежность складского обслуживания и при этом снизить операционные затраты (OPEX) на 25 – 30%.

Однако реализация проектов по модернизации складов в нефтегазовой отрасли имеет еще одну специфическую особенность. «Нефтянка», пожалуй, наиболее консервативная из всех отраслей российской промышленности и эта консервативность выражается в высоком уровне сопротивления каким бы то ни было изменениям на уровне операционного персонала и среднего управленческого звена.На значительном количестве предприятий отрасли распространены, например, такие парадоксальные явления как то, что сотрудники открыто критикуют существующее положение вещей в тех подразделениях, в которых работают, обосновывая этим и невысокий уровень своих показателей, но при этом при реализации каких-либо нововведений создается прочное сопротивление, подкрепляемое доводами: «а мы 20 лет работаем по другому».

Эффективным способом преодоления сопротивления изменениям является обучение специалистов в корпоративном формате. Данный формат позволяет определить наиболее важные проблемы и задачи в складской логистике конкретного предприятия путем проведения аудита работы склада (проводится в течение 2 – 3 дней), определить уровень компетенций персонала при организации«входной» аттестации[1]. На основании этих данных формируется программа обучения, позволяющая в условиях, максимально приближенных к специфике предприятия изучить практические методы и технологии организации работы склада, оптимизации затрат, управления логистическим обслуживанием. Важным элементом обучения являются «живые» проекты и примеры других компаний нефтегазовой отрасли, которые демонстрируются во время обучения, как успешно преодолевшие все трудности и достигшие успешных результатов. За счет такого ознакомления с новыми технологиями преодолевается первый барьер, сотрудники начинают твердо осознавать, что «работать можно по другому». Следующим этапом является решение практических расчетных и управленческих задач во время обучения в формате, при котором каждый участник самостоятельно по предложенным методам и исходным данным предприятия решает поставленные задачи. Это почти всегда 100% гарантия того, что на «следующий» день сотрудники смогут использовать эти же методы в своей работе, т.к. их доступность и эффективность апробирована самими специалистами в процессе обучения. Немаловажным является включение в программу моделей работы складов в форме деловых игр, которые позволяют самим сотрудникам выявить проблемы в своей деятельности путем «проигрывания» во время обучения всех складских процессов, выявить и проанализировать допускаемые ошибки и разработать решения.

Именно такая последовательность в виде обучения персонала и развития компетенций на первом этапе, а затем переход к модернизации логистической инфраструктуры позволяет эффективно и в короткие сроки решить проблемы, приведенные в начале данной публикации.

 

Демин В., www.ec-logistics.ru

Комментарии