Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Социально ориентированная логистика: цели, задачи и экономическая эффективность

28 января 2015 » 14:15
Социально ориентированная логистика: цели, задачи и экономическая эффективность

Авторами рассмотрен вопрос, связанный с проблемами развития социально ориентированной логистики в России и мире. В статье обосновывается рациональное потребление ресурсов планеты Земля с учетом социально ориентированной потребности общества в будущем.

Человечество за длительный период своегосуществования на планете Земля смогло воссоздать огромное количество методов, способов и технологий, обеспечивающих жизнеспособность и комфорт. Сформировались государства, за которыми закреплены территории и расположенные на них ресурсы. Эти технологии позволили по-новому комплексно решать проблемы жилья, досуга, питания, образования и др. Человек смог воспроизвести сложные логистические системы, основанные на социальных потребностях, и наметил свое дальнейшее развитие и эволюционирование. При этом потребовалось ресурсное, транспортное, финансовое и энергетическое обеспечение, чем в настоящее время активно занимается логистика (закупочная, складская, производственная, информационная, производственная, таможенная и сбытовая). К сожалению, многие современные технологии сильно влияют на экологию окружающей среды, вносят изменения в климатические условия на планете, меняют быт и мировоззрение самого человека, а также условия его взаимодействия с природой на Земле и в космическом пространстве (мы уже начали загрязнять мусором околоземную орбиту!).

 

Приведу несколько наглядных примеров, изменяющих облик нашей планеты в глобальных масштабах (рис. 1–4). 

 

1

 

2

 

 

Как видно из приведенных ниже примеров, большинство природных ресурсов в настоящее время на планете добывают способами, нарушающими баланс ранее существовавшей экосистемы, варварски истребляется животный и растительный мир, загрязняются воздух, почва и вода. Эти проблемы носят общепланетарный характер, и общество пересматривает свои потребности, переходя от товарного потребления к природному балансу, так как без определенных товаров жить можно, а без воздуха, воды и земли — нет. В данном случае получает стимул к развитию новый вид логистики — социально ориентированная логистика.

 

Стоит отметить, что логисты к этому идут уже в течение 20 лет. "В зарубежной практике среди логистических технологий в дистрибуции за последнее десятилетие большое распространение получили различные варианты концепции/технологии DDT (Demand-driven Techniques/Logistics) — логистики, ориентированной на спрос… В конце 1990-х годов появились усовершенствованные версии концепции DDT — Effective Customer Response (ECR) — "эффективная реакция на запросы потребителей" и Vendor Managed Inventory (VMI) — "управление запасами поставщиком", основанные на новых возможностях логистических информационных систем и технологий".

 

Теперь информационная логистическая инфраструктура формирует у потребителя следующие бренды: "экологически чистое жилье", "экологически чистые продукты питания", "экологически чистые районы проживания". Мы согласны с высказыванием Е. Кейвановой: "Социально ориентированная логистика представляет собой такую форму логистической деятельности, результаты которой измеряются не только экономическим, но и социальным эффектом в виде общественно значимых последствий этой деятельности, способных становиться ее главной целью".

 

Постепенно человек находит решения, позволяющие переходить от природного сырья к искусственному, но эти технологии небезопасны, разрушительны для природы, ониподвергают опасности здоровье самого человека . При этом в процессе производства основного продукта первичное сырье в определенной доле превращалось в отходы, которые безвозвратно терялись в цепи технологических процессов (30% металлических стружечных отходов в процессе переплавки сгорают, 20% древесных отходов в виде веток, листвы, коры, опилок и стружки не перерабатываются и загрязняют окружающую среду, 60% пластиковых отходов загрязняют водный и земельный фонды, 30% земель, занятых под сельскохозяйственным производством, перенасыщены пестицидами, гербицидами и различными другими химическими веществами), что не позволяло произвести дополнительную единицу продукции и в полной мере удовлетворить потребности современного общества, вставшего сейчас на пусть чистого экологического развития.

 

В таких случаях становится необходимым вторичное многостадийное использование отходов для удовлетворения первичных, вторичных, третичных и т.д. потребностей человечества с учетом общеизвестных логистических подходов, позволяющих минимизировать затраты и увеличивать эффективность вновь применяемых технологических процессов. Таких технологий человечество уже сейчас накопило достаточно, но их реализация невозможна из-за отсутствия должного воспитания (восприятия) людей, понимания обществом различных стран проблемы исчерпаемости ресурсов, а самое главное — без осознания руководством крупных мировых компаний (концернов, синдикатов, картелей, корпораций и т.д.) результатов возможных последствий от экологической катастрофы.

 

Современные логистические подходы уже сейчас помогают комплексно решать эти задачи: формировать рабочие места, создавать новые виды энерго- и ресурсосберегающего производства, удовлетворять потребности общества и при этом поддерживать экологический баланс в природе. Многие специалисты в добывающих отраслях согласны с мнением ученых, что некоторые виды ресурсов у нас уже добыты в избытке и их воспроизводить и добывать уже не нужно. Необходим новый оптимизированный подход к распределению ресурсов и сырья для удовлетворения всех сфер деятельности человека с позиции социальных аспектов не современного, а будущего общества. Многие общественные и государственные организации уже сейчас предлагают пути решения данных проблем в рамках двух основных направлений: ресурсосбережения и вторичной переработки отходов.

 

Согласно первому подходу, если правильно распределять ресурсы и рачительно их использовать (информационная, производственная, транспортная, сбытовая и закупочная виды логистик), то можно было бы установить порядок восполнения этих ресурсов или замещение их новыми материалами, способами, технологиями и видами топлива (энергии).

 

Первый подход (современный — линейные технологии) заключается в том, чтобы логистика могла изучить формирующиеся потребности общества в ближайшем будущем и для их удовлетворения спрогнозировать, какие виды ресурсов будут направлены в различные отрасли и сферы. Нужно предусмотреть повторное использование (многократность) данных видов ресурсов по описанной выше аналогии (см. рис. 9).

 

рисунок 9

 

Второй подход (подход будущего — замкнутые технологии) учитывает уже сложившуюся ситуацию, когда мы имеем на городских и промышленных свалках широкий спектр отходов, занимающих огромные земельные площади и вносящие загрязнение в окружающую среду (водоемы, почву, подземные воды и воздух). Пассивные методы переработки этих отходов, к сожалению, в настоящее время ни к какому результату пока не привели. Теперь нужно, ориентируясь на вновь создаваемую концепцию социально ориентированной логистики, создавать сортировочные и мусороперерабатывающие заводы, которые будут разделять вторичное сырье, перерабатывать несортируемую массу отходов и продумывать последующее использование продуктов переработки (информационная, закупочная, социально ориентированная, производственная и сбытовая логистика).

 

Социально ориентированная логистика (авторская трактовка понятия В.В. Жарикова) — это механизм учета потребности общества в будущем и механизм планирования цикличности переработки отслуживших свой срок службы изделий и вновь создаваемых материалов и продуктов с оптимальным распределением (без излишков) их по всем отраслям (в том числе вновь формируемым) с целью удовлетворения потребности в далеком будущем (на длительную перспективу). Будет сложно перерабатывать комбинированные изделия, такие как композиционные материалы, наноармированные материалы, мембраны, фильтрующие элементы и др. Нужно формировать новые требования к первичной продукции и доводить их до производителей изделий и разработчиков материалов уже сейчас, параллельно совершенствовать способы и технологии производства с учетом безопасности, экологичности, возможности вторичного использования, широкопрофильности и создания благоприятных условий труда людей. При этом производитель при разработке метода, способа или технологии производства нового вида продукта обязан будет закладывать в технический регламент способы, методы и технологии вторичной утилизации, переработки и использования отслуживших свой срок продуктов (в идеале в качестве первичного сырья сразу предлагать имеющиеся промышленные отходы с полигонов и свалок).

 

В ряде европейских стран (Германия, Австрия, Франция) уже сейчас по закону нельзя открыть промышленное производство, если оно имеет какие-либо отходы, которые не используются в другом производстве как сырье, или на предприятии не применяется рециклинговый метод их использования (технологии с замкнутым циклом утилизации и переработки). В настоящее время мировая общественность особое внимание уделяет экологичности вновь открываемого производства и видовому составу применяемого на нем сырья и полуфабрикатов на начальной стадии технологического процесса.

 

Во многих странах по сей день не применяется классификация отходов по их составу на первичной стадии сбора и в дальнейшем при получении их комбинированной массы на свалках и полигонах требуются трудоемкие операции сортировки, подготовки и переработки (утилизации). Только после этого

данные отходы представляют собой полуфабрикат, который можно будет использовать во вторичном производстве. Пока это в значительной степени увеличивает себестоимость конечного изделия, что серьезно повышает стоимость самого технологического процесса и делает его менее привлекательным для частного бизнеса и инвесторов.Такому продукту будет сложно конкурировать на рынке, но если "мусорный бизнес" государства всего мира будут бдительно патронировать и обеспечат ему льготные условия становления, развития и функционирования, это положит начало процессу воссоздания социально востребованной отрасли, которая, руководствуясь новыми принципами социально ориентированной логистики, сможет изменить будущую сущность самого общества.

 

Потребность человечества станет планироваться и прогнозироваться на длительный период (20–0 лет) исходя не из имеющихся начальных ресурсов, а из количества уже добытых или ставших отходами. Этот подход позволит многим развивающимся странам, в которые сейчас более богатые страны вывозят отходы (Россия не является исключением, так как мы принимаем на свою территорию радиоактивные, химические, бактериологические и др. виды отходов) создать на своей территории отрасли, которые обеспечат население рабочими местами, заработком и дадут возможность поставлять всему миру вторичное сырье и полуфабрикаты.

 

В качестве примера приведем диаграмму Исикавы: качество новых продуктов, методов, оборудования и технологий (см. рис. 10).

 

рисунок 10

 

ртсунок 10

 

С помощью группы экспертов нами были выявлены внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на новые методы, способы, оборудование и технологии, а также были установлены числовые значения коэффициентов значимости (степени важности) каждого фактора — они представлены на диаграмме в виде цифр зеленого цвета (внешние) и синего цвета (внутренние). Это позволит в будущем формировать в рамках социально ориентированной логистики первичные, вторичные и третичные направления развития социально ориентированных сфер человека, а затем и все остальные с учетом их степени важности и значимости для будущего общества. На наш взгляд, следует применять комплексный подход (кооперировать различные виды логистик) и за счет синергетического эффекта достигать максимальной отдачи от производства, удовлетворяя потребности общества и поддерживая природный баланс на планете Земля.

 

рисунок 11

 

Как мы видим из приведенного нами рисунка 11, необходимо:

 

 объединить или уменьшить количество этапов в технологической цепи;

 повысить производительность на каждом этапе;

 увеличить количество автоматизированных или роботизированных операций на каждой технологической стадии (операции);

 уменьшить численность работников и обслуживающего персонала на вредном производстве;

 применять метод работы с колес, сокращая число складских помещений под мусор и отходы;

 снижать объем производственных площадей и бытовых помещений;

 закупать энерго- и ресурсосберегающее оборудование;

 использовать энерго- и ресурсосберегающие методы, способы и технологии;

 создавать технологические процессы с учетом современных требований общества к экологии.

 

Сейчас большое количество известных людей выступает в поддержку сохранения окружающей среды и за внедрение новых ресурсо- и энергосберегающих способов, методов и технологий как в быту человека, так и в промышленности. Перечислю лишь некоторых из них: Николай Дроздов (пропагандирует охрану окружающей среды), Джон Мэйер (использует биодизельный автобус на своих гастролях), Стелла Маккартни (поддерживает организации, защищающие животных, не использует мех и кожу при создании одежды в своих дизайнерских коллекциях), Вуди Харрельсон (живет в доме с энергосберегающими технологиями, использует биотопливо и пропагандирует органическое земледелие), Вилли Нельсон (основатель компании, производящей биотопливо из отходов жиров и семян масличных культур), Леонардо Ди Каприо (основал фонд защиты окружающей среды, родственникам подарил машины на солнечных батареях).

 

Многие люди осознают, что альтернативные технологии зачастую являются более дешевыми, менее вредными для здоровья человека, к тому же они положительно влияют на экологическую ситуацию в целом на всей планете. Теперь нам только нужно начать их активно внедрять в свою жизнь, и тогда нагрузка на природу от нашей совместной жизнедеятельности резко снизится, а ресурс нашего тела от уменьшения внешнего воздействия увеличится. Думаю, никто не будет спорить, что пожить на этой красивой и загадочной планете Земля каждому человеку хочется как можно дольше. Если и вы придерживаетесь этой точки зрения, значит, основные принципы социально ориентированной логистики будут востребованы обществом уже в ближайшем будущем.

 

Валерий Жариков, Николай Чайников

Комментарии