Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Страхование грузов: кто отвечает за повреждение груза в результате не правильного крепления?

4 ноября 2014 » 07:26
Страхование грузов: кто отвечает за повреждение груза в результате не правильного крепления?

Как понять на кого ложится ответственность за крепление груза? С кого требовать возмещение ущерба?

Невзирая на то, что на сегодняшний день действуют нормативные акты, на основании которых вся ответственность, как правило, ложится на «хрупкие» плечи грузоотправителя, судебные решения показывают неоднозначность в данном вопросе. В большинстве случаев виноватым в повреждении груза оказывается перевозчик.

Чем регулируются отношения в случае повреждения застрахованного груза по причине некачественного крепления:

1. Конвенцией о Договоре Перевозки Грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г. не определяется, как идентифицировать лица, которые отвечают за крепление груза.

2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом". В пункте 50 написано, что погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон, а в приложении №7 данного Постановления, в подпункте 4 уточняется, что в перечень работ по погрузке грузов входит так же и его крепление в транспортном средстве.

3. Аналогичная ответственность, как и в пункте 2, за крепление груза прописана в: Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 06.11.2011) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и "Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом" (утв. Министерством автотранспорта РСФСР 30.07.1971).

На основе приведенных выше законодательных актов и судебной практики, мы делаем вывод, что законодательство РФ не слишком требовательно к перевозчикам в части их ответственности за крепление груза. В качестве примера предлагаем рассмотреть Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2008 N Ф08-3378/2008 по делу N А63-11575/07-С3-18. Дело рассматривалось в кассации (кассационная инстанция):

Основная суть дела:

Компания «Икс» (Истец) передала компании «Игрик» (Ответчику) заявку на перевозку груза (листовое стекло). Упаковку и погрузку застрахованного груза осуществлял грузоотправитель. При выгрузке были обнаружены повреждения груза (бой стекла). В заключении эксперта указано, что было нарушены требования предъявляемые к по погрузке стекла. В частности, отмечено, что «упаковка (деревянный каркас) установлена на металлическую пирамиду длиной 220 см, что не соответствует длине упаковки стекла (340 см), и закреплена эластичными ремнями. Застрахованный груз упакован в деревянные каркасы, в которых отсутствуют перекладины, прокладочный и уплотняющий материал».

Позиция Истца:

В нарушение § 14 раздела 5 Правил перевозки грузов ответчик не сообщил грузоотправителю о замеченных недостатках при укладке и креплении застрахованного груза, угрожающих его сохранности, а также не проверил соответствие укладки и крепления груза на подвижном составе требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности.

Позиция Ответчика:

Упаковку и погрузку стекла листового осуществлял грузоотправитель. По этой причине с перевозчика снимается всякая ответственность.

Позиция суда по делу:

Из материалов дела усматривается, что упаковку и погрузку застрахованного груза листового осуществлял грузоотправитель. Правила перевозки, приводимые Истцом в обоснование своей позиции, возлагают на водителя обязанность проверить качество укладки и крепления груза только на предмет обеспечения безопасности дорожного движения. Указанные нормы не возлагают на перевозчика обязанности проверить упаковку и крепление груза для обеспечения его сохранности при перевозке. Оценив предоставленные доказательства, суд сделал вывод о доказанности перевозчиком того, что повреждение застрахованного груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Из всего выше изложенного становится понятно, что процесс и качество упаковки, укладки и крепления застрахованного груза всецело лежит на грузоотправителе, но только в той части, в которой такие упаковка, укладка и крепление могут повредить сам перевозимый товар. А вот в части обеспечения безопасности в процессе самой перевозки и нанесения вреда застрахованным грузом третьим лицам или создание аварийной ситуации всецело отвечает перевозчик. Но если в договоре на перевозку указано, что перевозчик своими силами обеспечивает укладку и крепление груза в транспортное средство и несет полную ответственность за эти действия, то позиция суда будет уже на стороне грузоотправителя, так как обязанность обеспечить сохранность груза прописана в самом договоре.

Чтобы обезопасить себя со всех сторон мы рекомендуем страховать груз и ответственность перевозчика, так как в случае повреждения груза судиться будут уже страховые компании между собой, что даст возможность остальным участникам процесса продолжить работу без конфликтов.

 

www.lobanov-logist.ru

Комментарии