Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Теоретические основы анализа объектов логистической инфраструктуры региона в интересах военной организации государства

19 января 2015 » 11:43
Теоретические основы анализа объектов логистической инфраструктуры региона в интересах военной организации государства

Анализ потенциальных возможностей логистической инфраструктуры региона является актуальным вопросом, решение которого позволяет оценить целесообразность привлечения местной экономической базы при материально-техническом обеспечении военной организации государства. В статье представлены существующие подходы к оценке объектов логистической инфраструктуры региона, сделаны выводы о степени их использования при решении аналогичных задач в интересах органов военного управления.

Безопасность страны во многом определяется состоянием военной организации государства — силовой компоненты, призванной обеспечить его защиту от внешних угроз и территориальных притязаний. В свою очередь, современная военная организация техническом оснащении и кадрах, способных не только работать на современном оборудовании, но и создавать новые технические средства и программные продукты, научно обосновывать принятие управленческих решений. Важное значение в условиях современной войны имеет логистическое обеспечение ведения боевых действий.

 

На сегодняшний день время на переход государств от политико-дипломатических мер к применению военной силы максимально сократилось. Решения о создании, применении и логистическом обеспечении группировок войск (сил) принимаются в реальном масштабе времени. Военные действия смещаются в информационное и космическое пространство, пересматриваются военные доктрины ведущих государств, расширяются возможности для применения вооруженного насилия практически в любых регионах мира.Логистическое обеспечение современных боевых действий предполагает не только своевременную доставку (с использованием всех возможных видов транспорта) материальных средств (боеприпасов, горючего,продовольствия, вещевого имущества и др.) воинским подразделениям, эвакуацию раненых и больных, поврежденной и трофейной техники, но и оказание военнослужащим (спецпотребителям) различных услуг по питанию, банно-прачечному обслуживанию.

 

Так, например, во время войны в Ливане (имеется в виду израильско-ливанский конфликт летом 2006 года) израильской армии за 30 дней тыловыми подразделениями были доставлены более 400 тысяч порций сухих пайков, 900 тысяч ≪хамгашиет≫ (готовых обедов в завернутых в фольгу коробках), 300 ты-сяч бутылок минеральной воды, 80 тонн колбасы, 60 тысяч упаковок йогуртов, 60 тысяч буханок хлеба, 135 тонн фруктов. Горючего доставлялось по 420 тысяч литров в сутки.Ежедневно для перевозок только продовольствия осуществлялось более 1000 рейсов грузовиков. Непосредственно в войсках обслуживанием военнослужащих были заняты передвижные автоматические прачечные, установленные на грузовиках, мобильные пекарни, полевые кухни и буфеты, автомобили с устройствами для подзарядки мобильных телефонов и много другой специальной техники.Для перевозки личного состава были задействованы 6000 автобусов, для проведения погрузочно-разгрузочных работ были использованы 1000 автокранов. Материально-техническое обеспечение (далее МТО) современных боевых действий предполагает активное использование логистической инфраструктуры. При этом речь идет не только об объектах, принадлежащих Министерству обороны. В обязанности всех должностных лиц, ответственных за обеспечение боевых подразделений, входит обязательное использование данных о театре военных действий (далее ТВД ), о его оборудовании, наличии объектов, которые можно было бы использовать при организации обеспечения спецпотребителей (в том числе путем временной передачи объектов гражданского назначения для использования в военных целях, а также совместного использования логистических объектов для гражданских и военных нужд).

 

 

В последние несколько лет в России отмечается увеличение объемов строительства объектов логистической инфраструктуры, отвечающей современным требованиям (см.таблицу). С одной стороны, это объясняется объективными причинами — большая часть производственных фондов, доставшихся в наследство от Советского Союза, пришла в непригодное состояние и их эксплуатация невозможна. С другой стороны, можно говорить о наблюдавшемся в 2000–2008 гг. росте сферы товарообращения. Ее развитие предполагает наличие и соответствующее качественное состояние логистической инфраструктуры, основные фонды которой обновляются из года в год (см. рис. 1).

 

рисунок 1

 

Под логистической инфраструктурой следует понимать материально-техническую систему, предназначенную для удовлетворения потребностей организаций различных форм собственности, производства и населения и в продукции, работах и услугах. Она,как правило, включает транспортную сеть,

транспортный парк по видам транспорта и собственникам, логистические центры, терминалы, склады, объекты водо- и энергоснабжения, предприятия по обслуживанию населения и пр. 

складские комплексы

 

Развитая логистическая инфраструктура — необходимое условие эффективности капиталовложений в производственную сферу. Игнорирование приоритета развития инфраструктуры по сравнению с промышленным  сектором экономики может отрицательно сказаться на последней, несмотря на то что создание инфраструктуры непосредственно не приносит прибыли в краткосрочной перспективе. В то же время чем выше уровень развития инфраструктуры, тем выше привлекательность инвестиций в регион и темпы его роста.

 

Отдельные элементы логистической инфраструктуры представляют интерес не только для коммерческого сектора, но и для государственных организаций. В данной работе речь пойдет о некоторых аспектах деятельности органов военного управления, задачей которых является МТО военных потребителей. МТО организуется для полного удовлетворения потребностей вооруженных сил в вооружении и военной технике, ракетах, боеприпасах, горюче-смазочных материалах и других видах материальных средств, необходимых для повседневной жизни и боевой деятельности войск (сил), а также осуществления транспортного, технического, метрологического, ветеринарно-санитарного обеспечения, пожарно-спасательных работ, эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами, обеспечения экологической безопасности и проведения мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

 

Действующая в настоящее время система МТО Вооруженных сил Российской Федерации (далее ВС РФ) образована указом Президента Российской Федерации от 06.07.2010 в результате объединения двух самостоятельных видов обеспечения вооруженных сил:тылового и технического. Она имеет многолетнюю предысторию и является самой масштабной из обеспечивающих государственные институты систем. В настоящее время она включает большое количество структурных элементов: ОАО.≪Оборонсервис≫ — холдинг, в состав которого входят 10 субхолдингов:≪Авиаремонт≫, ≪Спецремонт≫, ≪Ремвооружение≫, ≪Оборонстрой≫, ≪Агропром≫, ≪Оборонэнерго ≫, ≪Военторг≫, ≪Красная звезда≫, ≪Славянка≫ и ≪Оборонторг≫ (ОАО.≪Оборонсервис≫ до конца 2014 года будет преобразовано в ОАО ≪Гарнизон≫, в его составе будет 4 субхолдинга), предприятия военно-промышленного комплекса, центры МТО в военных округах;производственно-логистические комплексы (строительство которых с 2013 года осуществляется по пилотным проектам в рамках государственно-частного партнерства); соединения, части и подразделения МТО.Взаимодействие между элементами системы в масштабах вооруженных сил организовано через Штаб МТО ВС РФ, департаменты и главные управления, в округах — через соответствующие управления и службы.

 

Эффективность деятельности системы МТО ВС РФ во многом зависит от возможностей использования промышленной базы и объектов логистической инфраструктуры (предприятий экономического комплекса страны). В этой связи особое значение имеет не только степень экономического развития региона, но и наличие инструментария, позволяющего должностным лицам органов военного управления центрального, окружного и войскового уровня произвести соответствующую оценку и в случае необходимости принять обоснованные решения по целесообразности (или возможности) привлечения субъектов хозяйствования к выполнению задач в рамках МТО спецпотребителей (рис. 2).

 

рисунок 2

 

Безымянный

 

Предприятия экономического комплекса страны привлекаются на основании совместных решений органов военного управления и муниципальных органов власти. Данные мероприятия осуществляются в соответствии со складывающейся обстановкой и регламентированы требованиями соответствующих руководящих документов. В рамках нашего исследования, результаты которого изложены в двух статьях (вторая выйдет в следующем номере журнала) не предполагается рассмотрение существующей законодательной базы, регулирующей вопрос использования объектов логистической инфраструктуры в интересах военной организации государства. В первую очередь это обусловлено тем, что большая часть законов и подзаконные актов носит закрытый характер и доступна ограниченному кругу лиц. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что действующие руководящие документы в достаточной степени регулируют все вопросы, возникающие в процессе взаимодействия органов исполнительной власти и военной организации государства с хозяйствующими субъектами. В этой связи предлагается рассмотреть методический аспект данных отношений: на основе научного подхода ответить на практические вопросы: можно ли использовать объект (объекты) логистической инфраструктуры отдельно взятого региона в интересах военной организации?

 

Если да, то в какой степени их качественное состояние, обеспеченность оборудованием, размещение, укомплектованность трудовыми ресурсами позволяет обеспечить выполнение соответствующих задач. Как показал проведенный анализ, работы большинства исследователей, посвященные вопросам оценки развития логистической инфраструктуры, в большей степени носят теоретический характер. Целью оценки, как правило, выступает изучение логистической составляющей в единой системе оценки региона либо принятие решения об инвестировании в его развитие на основе выводов об уровне его институционального развития. Так, например, А.Н. Шендалев и О.А. Шендалева ограничиваются описанием общей процедуры оценки логистической инфраструктуры региона, не приводя соответствующего инструментария. С. Карнаухов, рассматривая основные аспекты совершенствования управления логистической инфраструктурой в регионах России, на основе значительного массива статистической информации сделал вывод о том,что наиболее важной составляющей с позиции логистики для экономических районов имеет транспортное хозяйство, а именно железнодорожный транспорт. На основании результатов и выводов проведенного им теоретического исследования было предложено сформировать на территории Российской Федерации ряд макрологистических платформ, которые представляют собой глобальное региональное или межрегиональное образование (отдельный экономической район или объединение нескольких областей двух или более экономических районов), включающее в свой состав ряд микрологистических платформ, объединенных материальными, информационными и финансовыми потоками.

 

Вопросам оценки социально-экономического потенциала региона для размещения объектов логистической инфраструктуры посвящена работа А.Н. Рахмангулова и О.А. Копыловой. В ней представлены разработанные многофакторные статистические модели, определяющие степень взаимосвязей факторов социально-экономического развития регионов и степень их влияния на размещение элементов логистической инфраструктуры, а также имитационная модель, позволяющая оценивать динамику этих факторов и прогнозировать спрос на объекты логистической инфраструктуры. В свою очередь,в работе А. Манунина представлен логистический подход к инфраструктуре как фактору экономического развития региона. Интерес представляют разработанные автором принципы логистического подхода, оказывающие влияние на дальнейший экономический рост и развитие региона.

 

Таким образом, на основе анализа работ ученых и специалистов в сфере логистического менеджмента можно сделать вывод о разносторонних подходах к вопросам оценки логистической инфраструктуры региона. Хотелось бы также отметить, что существующие в настоящее время рейтинги экономического

развития субъектов Российской Федерации весьма ограниченно включают оценку элементов логистической инфраструктуры. Для проведения предварительного анализа можно основываться на Рейтинге социально-экономического положения регионов РФ и Рейтинге развития регионов. В качестве показателей, используемых для их расчета, выступают эффективность экономики, состояние бюджетной и социальной сферы, а также степень развития экономической инфраструктуры. При этом они носят характер абсолютных значений: стоимость услуг связи, темпы строительства, наличие объектов социальной инфраструктуры, протяженность автомобильных дорог и пр.

 

Разумеется, ни один из существующих подходов не учитывает специфику требований, предъявляемых военной организацией, что не позволяет применять их для решения задач объективной оценки состояния объектов логистической инфраструктуры. При разработке системы показателей целесообразно ориентироваться на требования, которые формирует сам потребитель логистической инфраструктуры, в данном случае — военная организация государства. Отметим также, что для различных объектов логистической инфраструктуры и система показателей будет несколько отличаться.

 

Задача оценки логистической инфраструктуры, определения степени ее возможного использования в интересах военной организации весьма сложна, ей уделяется серьезное внимание не только у нас, но и за рубежом. Так, например, в рамках реформы командования МТО сухопутных войск армии США была создана бригада обеспечения контрактов. Ее основной задачей является содействие управлению/отделу тыла штаба сухопутного компонента объединенного оперативного формирования в разработке плана тылового обеспечения на ТВД и интеграции в нее подрядчиков (гражданских организаций, географическое расположение которых позволяет использовать их логистические мощности в интересах спецпотребителей).

 

Таким образом, логистическая инфраструктура региона, представляющая собой материально-техническую систему, предназначенную для удовлетворения потребностей населения и производственных предприятий, имеет большое значение и для обеспечения национальной безопасности государства. Однако ее практическое использование не всегда возможно. Применению объектов логистической инфраструктуры должна предшествовать

оценка их качественного состояния, проводимая при помощи специальных методических подходов, один их них будет изложен в следующем номере журнала.

 

Лев Ворушилин, Павел Горьков, Артур Курбанов

www.logistika-prim.ru

Комментарии