Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Складская логистика

Типичные ошибки при выборе складского оборудования

26 мая 2015 » 08:59
Типичные ошибки при выборе складского оборудования

Эффективная работа современного складского комлпекса определяется правильным сочетанием архитектурно-планировочных решений здания, технологического зонирования помещений, технологии обработки и хранения товаропотока. На этапе разработки технологии нового складского комплекса или в процессе модернизации имеющегося склада приходится решать много вопросов, связанных с выбором типов подъемно транспортного, докового и стеллажного оборудования.

Сделать правильный выбор без тщательного сравнения возможных вариантов технологического оснащения становится очень непросто, особенно с учетом роста новых типов оборудования и расширений технологических функций уже привычных всем ричтраков и погрузчиков.
 
Учиться всегда лучше на чужих ошибках. В статье мы рассмотрим на примерах наиболее распространенные ошибки, возникающие при выборе складского оборудования с нарушением принципов системного подхода проектирования складского комплекса и способы их устранения.
 
Систематизация основных ошибок, допускаемые при выборе складского оборудования, показана на рисунке 1.
 
Основные ошибки
 
Основных причин возникновения всех типов ошибок выбора складского оборудования всего две:
  • отсутствие практического опыта работы на складе и/или проектирования складских технологий;
  • отказ от системного подхода при выборе оборудования.
 
Итак, рассмотрим подробнее где можно ошибиться, а главное, как исправить допущенную ошибку, используя наш классификатор ошибок:
 
Технологическая ошибка выбра оборудования для склада – ошибка, приводящая к снижению эффективности использования или в худшем случае невозможности применения складского оборудования. Обычно влечёт за собой дополнительные расходы на переоборудование.
 
Типовые технологические ошибки:
 
При размещении стеллажной системы не учтено расстояние между верхним краем мачты подъемно-транспортного оборудования (ПТО) и перемещаемой паллетой (см. рисунок 2, расстояние а).
 
В данном случае размещение товара на верхний ярус становится невозможным, так как движение мачта подъемно-транспортного обрудования ограничивается инженерными коммуникациями. Таким образом, при размещении стеллажной системы складскомго комплекса необходимо учитывать такую характеристику подъемно-транспортного обрудования как высота мачты в поднятом состоянии.
 
Размещение товара на паллете
Не учтены габариты ПТО со сложенной мачтой.
 
При необходимости выполнения механизированной загрузки/разгрузки товарного потока в складском копмплсексе важно учесть такую характеристику, как высота подъемно-транспортного обрудования со сложенной мачтой, так как в противном случае может возникнуть ситуация, при которой высота мачты превышает высоту кузова транспортного средства, что приводит к невозможности его использования на данном этапе обработки товара. А если ошибка была не замечена, то из эксплуатации будет выведена и единица подъемно-транспортного оборудования и автотранспортное средство. Подобная проблема может возникнуть и в случае организации проезда техники под мезонинными конструкциями и стеллажными секциями, где высота проезда ограничивается не только по ширине, но по высоте. Поэтому, при заказе подъемно-транспортного оборудования, необходимо указывать такую характеристику, как высота мачты в сложенном состоянии.
 
При размещении товара на паллете не учтено отклонение мачты подъемно-транспортного оборудования от вертикального положения.
 
На практике встречаются случаи, когда желание сэкономить пространство между товаром на паллете и размещенной над ним балкой (см. рисунок 2, расстояние b) приводит к невозможности установки или снятия товара в стеллажных секциях (ячейках). Дело в том, что любое складское подъемно-транспортного оборудование имеет допуск на отклонение мачты от вертикального положения, информация о котором отражается в паспорте оборудования и как правило, составляет не более 50. Отклонение мачты от вертикального положения при размещении товара на стеллаже приводит и к отклонению паллеты, что в свою очередь увеличивает требуемую высоту ячейки хранения (см. рисунок 3). Рассмотрим на примере способ определения зазора между товаром на паллете и следующей над ним балкой (расстояние b).
 
Способ определения зазора между товаром на паллете
Пусть с - высота товара с учетом паллеты, f – глубина ячейки, gama - угол отклонения паллеты от вертикального положения (отклонение мачты), d – смещение паллеты, h – высота товара на паллете с учетом отклонения. Тогда получим:
 
выбор складского оборудования, ошибки
Если принять, что с = 1,65 м; f = 1,2 м , gama=50, то величина h составит 1,75 м, т.е. при отклонении мачты от вертикального положения на 50 происходит увеличение требуемой высоты ячейки на 10 см.
 
Таким образом, при определении высоты ячейки в свету необходимо учитывать следующие значения: высоту паллеты, высоту товара на паллете, отклонение от вертикального положения и высоту, на которую техника Подъемно-транспортного обрудования приподнимает паллету при работе с ней (см. рисунок 3, расстояние t, данное значение, как правило, составляет порядка 5 см). Для рассматриваемого примера требуемая высота ячейки в свету составляет 1,8 м (1,75 м – высота товара на паллете с учетом отклонения от вертикального положения и 0,05 м – высота для отрыва от балки).
 
Для устранения рассматриваемой ошибки можно рекомендовать ввести строгое ограничение на высоту товара на паллете за счет использования соответствующих отметок, которые могут быть размещены как на стенах/стеллажах складского комплекса, так и на униформе сотрудников (см. рисунок 4).
 
Использование отметок
 
Невозможность маневрирования техники в проходе в силу недостаточной его ширины.
В ряде случаев при подборе подъемно-транспортного обрудования Заказчик для определения требуемой ширины прохода для техники ориентируется только на величину AST* без учета необходимого запаса (см. рисунок 5). В действительности оказывается, что операторы подъемно-транспортного обрудования не имеют достаточной подготовки для работы в проходах шириной, равной AST, а также возможны случаи свисания товара с паллеты (overlap), при которых требуемый минимальный проход увеличивается. Поэтому при определении минимальной ширины рабочего прохода для подъемно-транспортного обрудования рекомендуется принимать 20-ти процентный запас на AST, а также учитывать габариты самого длинного товара, размещаемого в стеллажных секциях. Для сокращения времени адаптации сотрудников к новому оборудованию, рекомендуется выезд к Поставщику для проведения демонстрационного показа и обучения навыкам управления и работы.
 
Маневрирование ПТО в межстеллажном проходе
Рисунок 5. Маневрирование ПТО в межстеллажном проходе
 
Использование балок равной несущей способности на всех ярусах стеллажных секций.
При организации многоярусного стеллажного хранения нагрузку на стеллажную секцию принимают, как правило, исходя из размещения максимальных по весу паллет. Это не рациональный подход. Дело в том, что номинальная грузоподъемность Подъемно-транспортного обрудования уменьшается с изменением высоты. Раз техника не всегда способна размещать на верхние и нижние ярусы паллеты с максимальным весом, то зачем же тогда использовать везде стеллажные балки, рассчитанные на максимальную нагрузку?
 
При использовании балок разной несущей способности можно добиться существенного снижения затрат на оснащение складского комлпекса. Рассмотрим это на примере. Пусть требуется оснастить складской комплекс, площадью 10 000 м2 шести ярусными паллетными фронтальными стеллажами, размещенными по широкопроходной схеме. В среднем на рассматриваемой площади можно разместить порядка 3000 ячеек* хранения. На рисунке 6 приведен пример размещения различных по нагрузке стеллажных балок в зависимости от остаточной грузоподъемности Подъемно-транспортного оборудования.
Пример размещения балок разной нагрузки
 
Рисунок 6. Пример размещения балок разной нагрузки
 
Сравним затраты на организацию стеллажных конструкций на складкой площади 10 000 м2 в 2 случаях:
 
1 случай – устанавливаются балки на равную нагрузку;
2 случай – устанавливаются балки, рассчитанные на различные нагрузки (см. рисунок 6).
 


Случай Количество балок с нагрузкой 
4000 кг*3000 кг**2200 кг***
Стоимость, мл. руб.
1 Балки равной нагрузки 6300                -             -        12,6
2 Балки различной нагрузки 3150             2100       1050         11,6

 

Итоговая разница  (мл. руб)1
* стоимость за пару балок – 2000 руб.
** стоимость за пару балок – 1700 руб
*** стоимость за пару балок – 1600 руб
 
Таким образом, экономия при использовании балок разной нагрузки составляет порядка 1 млн. рублей.
 
Отсутствие нижней балки при работе штабелера (наличие нижней балки при работе тележки).
 
Ошибка данного рода приводит к невозможности работы штабелера на всех ярусах стеллажных секций. Для устранения подобного недостатка следует установить на первом ярусе складского комплекса стеллажные балки на высоте 15-20 см. от уровня пола и уже на них проводить складирование товара (отказ от напольного хранения на 1 ярусе).
 
Нерациональный выбор длины балок.
 
Для того чтобы сделать правильный выбор стеллажной системы складского комплекса недостаточно учитывать только распределенную на пару балок нагрузку, необходимо обращать внимание и на тип товарного носителя (финская, американская или евро паллета). Не учет типа паллет может привести к нерациональному использованию площади хранения, а следовательно и к дополнительным затратам на организацию системы хранения товара. На примере сравним 2 типа паллет: финские и евро и 2 типа балок: длинной 2,7 м и 3,6 м (см. рисунок 7).
 
логистический консалтинг, выбор складского оборудования ошибки
Рисунок 7. Пример размещения евро и финских паллет на стеллажных балках длинной 2,7 м и 3,6 м
Пусть требуется оснастить зону хранения площадью 10000 м2 6 ярусными фронтальными стеллажами. Определим емкость зоны хранения:
 
  • ПараметрЕмкость зоны паллетного хранения по типам паллет, п/м
  • Размер стеллажной балки, м2,73,6
  • Европаллеты18 90018 500
  • Финские12 60013 800
 
Таким образом, для разных типов паллет максимальные значения емкости соответствуют различным значениям длин балок.
 
Основным показателем при выборе стеллажной системы являются удельные затраты на ее организацию, которые включают в себя стоимость земельного участка, стоимость строительства и стоимость конструкций стеллажей. Принимая во внимание, что экспертная оценка стоимости строительства для механизированного склада – 1000 $ за 1 м2 , затраты на создание стеллажной системы на 1 п/м – 35 $ при балке 2,7 м и 44 $ при балке 3,6 м, получим итоговые удельные затраты на организацию 1 п/м:
 
  • Удельные затраты на создание 1 п/м, $
  • Параметр
  • Размер стеллажной балки, м2,73,6
  • Европаллеты564585
  • Финские829769

 

Из приведенной таблицы следует, что для рассмотренного случая при организации хранения товара на европаллетах наиболее предпочтительной будет стеллажная система с длиной балки, равной 2,7 м, а при размещении финских паллет с балкой 3,6 м.
 
При проектировании погрузо-разгрузочного фронта (далее по тексту ПРФ) не учтена специфика автотранспорта Заказчика.
 
В данном случае могут возникнуть следующие проблемы:
 
1. Несоответствие уровня пола складского комплекса уровню кузова транспортного средства, вследствие чего невозможность выполнения механизированных работ по загрузке/разгрузке транспорта. Если уровень ПРФ находится выше уровня кузова, то разницу можно компенсировать за счет устройства мобильной эстакады (см. рисунок 8).
 
Устройство мобильной эстакады
 Рисунок 8. Устройство мобильной эстакады
2. Использование средне и малотоннажным транспортом докшелтера для крупнотоннажных транспортных средств.
 
Это приводит к тому, что образуется проем между кузовом автотранспорта и докшелтером, а, следовательно, происходит охлаждение складского комплекса в зимнее время. В данном случае возможны следующие варианты решения: установить тепловые завесы над воротными доками, установить регулируемую по высоте верхнюю шторку на каждый докшелтер.
Ошибка расчетов при выборе складского оборудования – ошибка в выбранном методе или способе расчёта, приводящая к неверному результату всех вычислений.
 
Для устранения расчетных ошибок, прежде всего, необходимо провести анализ причин, приводящих к неверному результату и после их выявления разработать алгоритм, позволяющий исключить найденные ошибки.
 
Рассмотрим наиболее типичные примеры расчетных ошибок:
 
При определении пропускной способности склада не учтен участок с минимальной производительностью.
 
Ошибка данного рода чаще всего характерна складам с наличием автоматизированной зоны хранения и отбора. На практике встречаются случаи, когда на складах-высотниках наблюдается простой крана-штабелера. Это связано с тем, что пропускная способность зоны автоматизации превышает пропускную способность прочих операционных складских зон. К примеру – неспособность зоны отгрузки поддерживать пропускную способность автоматизированной системы из-за нехватки воротных доков, или недостаток складских площадей для размещения требуемого количества персонала для обработки (контроль, комплектация, маркировка) отобранного автоматизированной системой товара. Для исключения подобного рода ошибок необходимо на этапе предварительного проектирования определить максимальную пропускную способность складского комплекса, рассчитав потенциал каждой зоны и выбрав минимальный.
 
Проведение весового контроля с погрешностью измерения больше половины минимального веса артикула.
При введении весового контроля заказа перед отгрузкой, производится его контрольное взвешивание. Если погрешность средства измерения (весов) больше половины минимального веса артикула, то результат весового контроля может быть недостоверным. Поэтому при введении весового контроля особое внимание следует уделять подбору средства измерения.
Для того, чтобы повысить качество весового контроля необходимо проводить его поэтапно, в процессе сбора заказа, а не после всего завершения. Таким образом, поэтапная проверка уменьшит долю заказов, не прошедших финальный весовой контроль (т.е долю тех заказов, которые необходимо перепроверить). Также, для повышения точности, необходимо использовать выборочный контроль заказов, после прохождения общего весового контроля.
 
При расчёте персонала и техники не учтены пиковые значения по товаропотоку.
 
Пренебрежение пиковыми значениями товаропотока при определении требуемого количества персонала и техники приводит к нехватке ресурса для обработки максимального товаропотока, что ведет к нарушению графика поставок/отгрузок и потери логистического/клиентского качества. Если нехватку людского ресурса можно компенсировать за счет привлечения сотрудников из незадействованных смен, то нехватку техники только за счет приобретения дополнительных единиц. Однако, надо помнить, что поставка техники в среднем занимает 2-3 месяца и компенсировать ее нехватку сразу не удастся. Поэтому каждый раз, проводя расчеты требуемого ресурса, необходимо не забывать учитывать возможные пики.
 
Не проведен расчет требуемого количество аккумуляторов для подъемно-транспортного обрудования.
 
Для обеспечения бесперебойной работы Подъемно-транспортного обрудования необходимо правильно определить требуемое количество аккумуляторов, особенно когда планируется круглосуточная работа Подъемно-транспортного обрудования. В противном случае, во время зарядки аккумуляторов могут возникать простои техники, приводящие к срыву сменных заданий. Требуемое количество аккумуляторов рассчитывается следующим образом:
 
formula2.png
где tзар - время заряда батареи, tраз - времени разряда батареи.
 
Операционные ошибки при выборе технологического оборудования для склада – ошибки нерационального использования материальных средств.
 
Как правило, операционные ошибки являются следствием расчетных и технологических ошибок. Для устранения данных ошибок необходимо периодически (период определяется высшим руководством) проводить анализ работы складского комплекса с целью выявления «слабых сторон» и увеличения эффективности выполняемых складских операций.
 
Рассмотрим наиболее типичные примеры операционных ошибок:
 
Нерациональный выбор складского оборудования.
Наиболее распространенный вид ошибки, когда по незнанию основных технологий работы склада приобретается дорогостоящее оборудование с завышенными техническими характеристиками. К примеру, на склад высотой 6 метров нет смысла покупать ричтрак с максимальной высотой подъема вил 8 метров, так как это технологически неоправданно и приводит к увеличению капитальных затрат. Или использование ричтрака на тех складах, где все операции без потери производительности мог бы выполнять штабелер.
 
Неоправданно завышенное число сотрудников.
Яркий пример, когда операционная ошибка является следствием технологической или расчётной. Раздутый штат сотрудников возможен за счет выбора неверной технологии работы складского комлпекса и отсутствия результата АВС анализа.
 
Неизменная технология при изменении товарных потоков.
При значительном увеличении товаропотока, проходящего через складской комплекс, или при изменении его структуры, для уменьшения затрат на обработку товара порой требуется изменить технологию работы. На рисунке 9 показан пример капитальных (значения затрат на начало периода эксплуатации) и эксплуатационных затрат (каждый год прибавляются к капитальным) для 3 вариантов технологии товарообработки. Как видно из графика, на начальном этапе работы складского комплекса самой выгодной является ручная технология, однако, по мере увеличения товаропотока и времени эксплуатации приоритетней становится механизированная, а потом и автоматизированная технология работы. Поэтому лучше всего уже на этапе предварительного проектирования выбирать технологию товарообработки запасов с учетом перспектив развития компании.
 
Эксплуатационные и капитальные затраты для различных технологий
Рисунок 9. Эксплуатационные и капитальные затраты для различных технологий
Ошибки управления потоками при выборе оборудования для склада – ошибки, связанные с нерациональным расположением товара на местах хранения.
 
Причины появления данного рода ошибок следующие:
  • Нерациональное зонирование складского комлпекса приводит к пересечению товарных потоков;
  • Не проведен АВС анализ.
Это может привести как к технологической, так и к экономической ошибке. К примеру, самый востребованный товар размещается в дальнем углу складского комплекса, и в итоге к товару с наибольшим количеством обращений будет наибольший пробег. При этом потребуется количество персонала, чем в том случае если провести АВС анализ и по его результатам разместить данный товар в непосредственной близости к зоне погрузо-разгрузочной площадки.
Устранить данную ошибку потоков можно лишь полностью пересмотрев технологию обработки товаропотока и проведя соответствующие изменения.
 
Ошибка в технике безопасности при выборе и эксплуатации складской техники – ошибки, возникающие при нарушении правил и положений, направленных на обеспечение условий безопасного труда. На практике встречаются следующие ошибки в технике безопасности:
 
Отсутствие ограждающих конструкций на мезонине
  • может привести к падению людей с высоты;
Пересадка сотрудника на другой тип техники (с большей высотой мачты)
  • может привести к повреждению стеллажных конструкций и Подъемно-транспортного оборудования;
Отсутствие цепи на Подъемно-транспортного обрудования для снятия статического заряда
  • может привести к поломке оборудования и травме водителя Подъемно-транспортного оборудования;
Размещение груза у незащищенных батарей
  • может привести к получению сотрудников ожогов при работе с товаром.
Для повышения уровня безопасности складских работ, прежде всего, следует проводить обучение сотрудников  склада технике безопасности, особенно если они являются водителями Подъемно-транспортного обрудования или в своей работе задействованы на мезонинных конструкциях. Однако не следует забывать о наличии человеческого фактора и предусматривать всевозможные ограждающие конструкции и визуальные метки.
 
Правильный выбор складского оборудования – сложный процесс, требующий не только хороших знаний всех технологических процессов, выполняемых в складском комплексе, но и тенденций современного рынка технологического оборудования для склада. Для тех, кто приступает к нелегкой задачи подбора оборудования, мы рекомендуем воспользоваться следующими советами:
 
Убедитесь, что характеристики выбранного Подъемно-транспортного обрудования обеспечивают:
  • Диапазон требуемой Вам грузоподъемности в том числе и с учетом высоты подъема вил;
  • Геометрия (габариты) проездов и стеновых проемов обеспечивает безопасное перемещение Подъемно-транспортного обрудования с грузом;
  • В состав технологических операций Подъемно-транспортного обрудования входят требуемые вами операции. То есть погрузчик не должен использоваться как высотный комиссионер.
  • Запасных батарей достаточно для обеспечения требуемого ресурса работы
  • Стеллажное оборудование и способ его расстановки обеспечивает максимальную емкость зон хранения, безопасную и эффективную работу в проходе.
  • Рамповое оборудование соответствует типу обслуживаемых автомобилей. Для обеспечения взаимозаменяемости при обслуживании малотоннажных автомобилей в доках крупнотоннажного транспорта, применяйте дополнительные приставные рампы или эстакады.
  • Количество оборудования и состав рабочих смен определяется с учетом пиковых значений нагрузки и времени ее действия.

 

www.clogic.ru

Комментарии