Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Топливо сливать смысла нет: меньше расход - больше зарплата

24 июля 2015 » 15:09
Топливо сливать смысла нет: меньше расход - больше зарплата

Дальнобойщик… В 90-х годах именно дальнобойщики являлись главными поставщиками дефицитных товаров в страну победившего социализма. Жвачки Turbo, видеомагнитофоны, джинсы. Дальнобойщик в 90-х - рискованная, но очень хорошо оплачиваемая профессия. На дворе XXI век, романтика 90-х улетучилась, но возить грузы по-прежнему нужно.

Константин родился в Латвии еще во времена СССР недалеко от белорусской границы - в городе Даугавпилсе. Население здесь на 80% русскоговорящее, поэтому Костя считает себя "русским жителем Латвии". Он работает дальнобойщиком всего два года, но уже успел побывать во многих странах Европы. Это и неудивительно, ведь с 2004 года Латвия - член Евросоюза, а с 2008-го - полноправный участник Шенгенской зоны.

 

- Расскажите немного о том, как вы стали дальнобойщиком и на чем сейчас ездите?

 

- Не помню, подписывал ли я "соглашение о неразглашении", поэтому скажу просто: работаю в одной из латвийских фирм-перевозчиков. Она уже 22 года на рынке, в основном работа идет в географических пределах Испания - Россия. Возим на рефрижераторе продукты, "молочку", фрукты-овощи - "холодильник" лучше оплачивается. Я вообще считаю, что мне повезло. После двух стажировочных рейсов пересел на новый Volvo FX13 из салона. Сейчас автомобилю полтора года, он уже откатал 340 тысяч километров. Самый экономный рейс был со средним расходом 26,5, самый неэкономный - 30 литров на 100 километров. Хороший аппарат, с радостью бы продолжил на нем ездить, если бы не одно но - скоро мне должны дать новый Mercedes Actros. 

 

Слышал от коллег, что он более экономичный, в нем больше пространства, чем в "старом" Volvo. Так что придется с ним распрощаться - Mercedes обещает быть лучше. Еще в нашем автопарке есть другие, более новые, Volvo. В них мне не нравится только одно - AdBlue хватает на 2000 километров, а на нашем Volvo можно 11.000 проехать.

 

- AdBlue? Что это такое и с чем его едят? И почему вы так заостряете внимание на экономичности?

 

- AdBlue - это такой реагент, который расщепляет выхлопные газы, делая их более безопасными для экологии. На расход топлива он никак не влияет, если я не ошибаюсь. Эта система начала применяться с двигателей Евро-4: стоит отдельный бак для AdBlue, и если жидкость в нем заканчивается, машина начинает "тупить" и не хочет ехать больше 70 километров в час. 

 

А насчет расхода топлива - большое внимание ему уделяется потому, что это один из основных критериев, по которому рассчитывается заработная плата. 

 

- Про зарплату подробнее, пожалуйста.

 

- Начнем с того, что в рейс у нас отправляют двух водителей. Поодиночке в "дальняки" мы не ездим. Перед поездкой выдают каждому по 100 евро на личные расходы. Дальнейший расчет происходит исходя из километража и среднего расхода топлива. Допустим, рейс - 10.000 километров, на него установлен средний расход 27 литров на "сотню". Считаем: мне заплатят за 5000 километров плюс 14,9 евроцента за каждый километр, если я проехал маршрут с заявленным расходом. Если удавалось экономить, то за каждые сэкономленные 0,5 литра топлива мне добавят к зарплате 0,004 евро за километр. Например, при расходе 26,5/100 - 15,3 евроцента за километр, 27/100 - 14,9, 27,5/100 - 14,5. Получается, что с рейса в 5000 километров можно получить прибавку к зарплате от 20 евро только за счет экономии.

 

Если ехать более расточительно, то зарплата будет уменьшаться в тех же пропорциях. В общем, экономия в нашем деле - это очень хорошо. 

 

- И какая получается в итоге месячная зарплата?

 

- За месяц выходит примерно 1500 евро. Бывало, что и 2200 евро "срывали". Зарплата у нас начисляется по множеству критериев, как конструктор. Кроме вышеописанных километража и экономичности учитывается еще и стаж работы в компании. По истечении двух лет можно достигнуть максимального уровня по стажу. Есть еще премии: если едешь рейс Испания - Швеция, то добавляют 100 евро к зарплате каждому; когда Испания - Англия - плюс 60 евро. Почему именно столько и именно за эти рейсы - не знаю. Просто добавляют, а мы и не жалуемся. 

 

Если отработал 20 дней за календарный месяц, то добавляют еще 250 евро к зарплате, за 21 день - 300 евро. И так до максимальных 450 евро за 24 календарных дня.

 

Если считать за год, как это принято на Западе, то выходит 12.000 евро, то есть в среднем 1000 евро в месяц. Но это я подсчитывал за прошлый год, в котором у меня было два отпуска по полтора месяца, то есть при желании можно и больше заработать.

 

- Два отпуска по полтора месяца? Наверное, хотя бы один из них пришлось брать за свой счет?

 

- В том-то и дело, что у нас все отпуска за свой счет, - можешь брать, когда хочешь и сколько понадобится. Правда, если во время празднования Нового года оказался дома, то в следующем году отправят в рейс. Зато с бонусом 100 евро. 

 

- Зарплаты хватает на жизнь? Если смотреть в среднем по стране, нормально зарабатываете?

 

- Если сравнить с моей прошлой работой, помощником машиниста на тепловозе, то я зарабатываю в два, а то и в два с половиной раза больше. Сейчас на мне висит кредит за квартиру, еще немного осталось кредита за машину. Супруга сидит с ребенком и пока не работает. Кроме того, наша база находится в Риге, а живу я в Даугавпилсе - приходится еще и на дорогу тратиться. Но все равно каждый месяц можно купить что-то в квартиру или гаджет какой-нибудь. Или подкопить на что-то более стоящее. Супруга говорит: "В магазине мы покупаем не что дешево, а что хочется". 

 

В принципе в Беларуси и Латвии цены сопоставимы. Что-то у нас дешевле, что-то у вас. Единственная существенная разница - в стоимости коммунальных платежей: если у вас можно снимать квартиру за 300 долларов и платить около 50 долларов коммунальных платежей, то у нас одна "коммуналка" обойдется в 250-300 евро. Поэтому хозяева квартир часто вообще не берут арендную плату.

 

- А сколько зарабатывают коллеги из других европейских стран?

 

- Точно не скажу, но что-то в районе 3000 евро. Разговаривал с молдаванином, который живет в Италии. Так он сказал, что если нет работы и приходится дома сидеть, то в месяц выходит 1500 евро в качестве пособия. А если с работой все в порядке, то зарплата составляет чуть больше 2000 евро. Поэтому в его случае даже выгоднее не работать. Но так долго дома никто не даст сидеть.

 

- Сколько времени вы проводите в дороге?

 

- Рейсы бывают разные по продолжительности. Самый минимальный у меня был четверо суток - в Италию и обратно. А самый долгий - 21 день. Но в среднем получается две недели. Мы стараемся вернуться домой до "сорокапятки", чтобы не проводить ее в рейсе. "Сорокапятка" - это обязательный отдых, который предоставляется водителю раз в две недели. Если быть более точным, то после 6 рабочих дней подряд должен идти отдых, равный двадцати четырем часам. Вот и получается, что либо отдыхаешь раз в неделю 24 часа, либо раз в две недели, но уже 45 часов. Понятно, что если рейс длится больше недели, то нет смысла в нем отдавать 24 часа на отдых. Поэтому мы стараемся вернуться из рейса так, чтобы "сорокапятка" настигла нас уже дома, а не в дороге. В противном случае придется почти на двое суток останавливаться и ничего не делать. Эти требования регламентированы трудовым законодательством для водителей-дальнобойщиков, поэтому за их выполнением следит и работодатель, и контролирующие органы, то есть транспортники.

 

- В каких странах уже бывали? Где больше всего понравилось?

 

- Много где побывал, в большинстве стран Европы - Литва, Польша, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция, Англия, Шотландия, Швейцария, Австрия, Италия, Словакия, Словения, Венгрия, Чехия, Швеция, Дания, Норвегия и Эстония. Сервис больше всего понравился во Франции: много паркингов, иногда встречаются даже заправки с паркингами; везде есть бесплатные туалеты, а на юге станы даже можно найти обычную придорожную стоянку с душем.

 

- А Латвия как-нибудь преобразилась после вступления в Евросоюз? 

 

- Латвия преобразилась только визуально, валюта изменилась с лата на евро. Зато минусов вступления в Еврозону полно: набрали кредитов у европейских стран, закрылось много производств. Заводы закрыли, потому что наши товары были очень конкурентоспособными в Европе, а теперь эти конкуренты сбывают нам свою продукцию. Живем только за счет железной дороги, по которой товары транзитом из России в Европу идут и обратно. 

 

- Не появилось желания в другую страну уехать? С открытыми границами должно быть проще.

 

- Я об этом не думаю. Конечно, мое гражданство и стаж позволяют уехать в Англию, Норвегию или Швейцарию и продолжить там работать дальнобойщиком, но я не хочу. Мне нравится мой город, это моя Родина. 

 

- Если вернуться к работе, как обстоят дела с дорогами в Европе? До нас относительно недавно дошла BelToll, претензии к которой не утихают с момента начала работы системы. Как обстоят дела с платными дорогами и системами сбора оплаты в Европе?

 

- Во-первых, везде дороги платные, кроме Эстонии. С прошлого лета в Латвии для грузовых автомобилей сделали платными дороги государственного значения. Проезд по ним стоит 11 евро в сутки. То же самое и в Литве. Сутки считаются не календарные, а с момента оплаты проезда. В Польше также все дороги платные. Но оплачиваются они с помощью аппарата на лобовом стекле. Кстати, как и у вас, в Беларуси, такие же коробочки. Таксу польскую я не знаю, у нас аппарат работает в автоматическом режиме: мы проезжаем - счет отсылается на фирму. Но есть старые добрые "платежки" - там мы платим топливными картами или наличкой. А вот автомагистрали вокруг городов в основном бесплатные. 

 

В Германии с оплатой дорог вообще просто: аппарат тоже автоматический, но он считывает положение авто по GPS. Германия платная только для грузовиков и только по автобанам. Во Франции и Испании один аппарат. При подъезде к "платежке" он пикает, автоматически открывается шлагбаум. Но больше всего мне нравится оплата в странах Бенилюкса. Проезд стоит 8 евро в сутки для нашей машины, а если берешь на неделю - 33 евро. Правда, здесь уже отсчет происходит с начала календарных суток. Страны Бенилюкса - это Бельгия, Голландия, Люксембург, Дания и Швеция. А нравится вот почему: где бы я ни купил дорогу на один день, могу, если успею, до конца дня по всем пяти странам проехать за одну оплату. 

 

При внесении платежа учитывается, какого года машина, какой у нее выхлоп (Евро-4, -5 или другой), количество осей. У нашего Volvo - Евро-5. А вот Mercedes уже будет Евро-6, то есть дорога должна быть еще дешевле. 

 

- Что можете сказать по поводу культуры вождения в европейских странах?

 

- Уступают дорогу лучше всего в Англии. В других странах раз на раз не приходится - люди разные бывают. В основном поляки тормозят: как знак "70" увидят, так сразу едут 50 - боятся чего-то. О полицейских, стоящих впереди, предупреждают не везде. Да и нужно это только там, где нет автобанов, - в Польше, Литве и Латвии. В других странах просто штрафы большие, рисковать нет смысла. 

 

- В Европе много стран, в каждой свои правила и требования - все, наверное, не упомнишь. С полицией или транспортниками проблемы бывают?

 

- За полтора года моей работы меня останавливали транспортники три раза. Но это все были "бои местного значения": проверили документы, и все. Полиция меня не останавливала, надеюсь, повода им не дам.

 

Однажды перед посадкой на паром из Англии во Францию нас зазвала на проверку охрана порта. Обыскали, отобрали ножи. Они были, конечно, не кухонные, но резали мы ими только еду. В итоге перед суточными нас оставили без ножей. 

 

Еще был курьез в первом рейсе. Мы ехали груженые, а рядом с нами - порожняя фура. Естественно, с горы мы ехали быстрее, зато он нас обгонял в гору. В общем, на одной из таких гор он нас догоняет, я смотрю на него, а он мне показывает средний палец. Что к чему? Я ему там явно не мог мешать при обгоне - две полосы в одну сторону. Вот тебе и Европа. 

 

- Скажите честно, удается какой-нибудь "левак" с работы утащить?

 

- Единственное, что может перепасть, - это фрукты или овощи, которые мы перевозим. Бывает, что угощают водителей там, где загружаемся. Топливо сливать смысла нет, так как от среднего расхода зависит зарплата, это просто нам не выгодно. Да и в остальном мы связаны по рукам и ногам - у нас дигитальные тахографы, которые, как старую "шайбу", уже не обманешь. Есть, конечно, старые версии на 3-4-летних машинах. Вот на них еще можно поставить магнит и проехать без учета спидометра. Тогда машина "думает", что не едет, и не считает километраж. Но для нас это тоже невыгодно. Нам ведь важно, чтобы она насчитала как можно больше километров. Вдобавок, если попадешься на подобных махинациях, можно попасть на приличный штраф. И проверяют очень досконально. 

 

В нашей машине такая "фишка" даже не "прокатила" бы, потому что у нас керамический датчик скорости, магнит не работает. Но еще раз повторюсь: основной мотиватор не жульничать - это размер штрафов. Самые жестокие в этом плане немцы - можно нарваться на штраф от 1000 евро и выше.  Большой нужды в проворачивании всяких махинаций нет - меня и так работа и зарплата устраивают. Я бы на долгое время остался здесь работать, если бы не постоянные разлуки с семьей. Сейчас кредиты выплачу и буду искать что-то похожее, но чтобы все поездки были в пределах Латвии. Хочется видеть родных хотя бы раз в два дня, а не раз в две недели.

 

www.abw.by

Комментарии