Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

В бизнесе с Россией деньги говорят все меньше

23 июля 2015 » 18:45
В бизнесе с Россией деньги говорят все меньше

«Откуда-откуда?.. Из Риги? Иди на …!» — услышал представитель латвийской логистической фирмы, позвонивший в петербургскую компанию, чтобы сделать деловое предложение. В нынешней непростой геополитической обстановке подобные случаи, как и ссылки на патриотические соображения, все-таки пока не являются повальными, но и без них отрасли приходится очень непросто.

Звонок из вражеской страны

 

Ситуация из жизни. Сотрудник одной латвийского предприятия позвонил потенциальному клиенту в Питер и был в самом прямом смысле слова послан. Даже договорить не дали, на условиях анонимности рассказал он Rus.lsm.lv. Немного опешив от такого приема, он перезванивает по тому же номеру, вежливо просит связать с кем-то из руководства. Но оказывается, в первый раз никто не чего не напутал. «Я же сказал: иди на …!», — слышит он в трубке раздельно, с расстановкой, произносимые три русские буквы. Конец связи.

 

Упорный сотрудник набирает номер другой компании в Санкт-Петербурге. Там у него происходит уже другой разговор: «Откуда ты? Из Латвии? Слушай, а что вы там у себя грузы не возите? Чего вам от нас надо?». Звонящий вежливо объясняет: вся наша страна — размером не с самую крупную российскую область и потому логично, что отрасль ищет возможности сотрудничества с ближайшими соседями.

 

«Ну, а если вам так надо, что вы все время на нас наезжаете, жизни все время учить пытаетесь? Нет-нет-нет, не будет от меня никаких заказов!»

 

Несколько огорченный приемом сотрудник спрашивает: почему? может, откуда-то «сверху» пришла какая-то разнарядка? «Да нет никакой разнарядки. Это моя гражданская позиция: я лично никаких дел с вами иметь не хочу и не буду». Конец связи.

 

Эту историю сотрудник рассказал Rus.lsm.lv в ответ на просьбу описать ситуацию в латвийской транзитной отрасли и, в частности, ее отношения с нашим восточным соседом.

 

«Те россияне, у которых уже налажено какое-то сотрудничество с латвийскими партнерами, воспринимают нас вполне адекватно. Они тут сами бывали, общались с нашими предпринимателями, у кого-то из них, может, домик здесь прикуплен – с ними подобные ситуации едва ли возможны.

 

Но посмотрите российское ТВ, почитайте российские газеты и представьте себя на месте российского бизнесмена, у которого с Латвией — враждебной, как говорят, страной — не было никаких контактов. И вот звонит вам кто-то из этой самой враждебной страны и предлагает какие-то услуги. Станете углубляться в детали или сразу пошлете подальше?»,— прокомментировал Rus.lsm.lv ситуацию председатель Латвийской ассоциации логистики Нормунд Круминьш.

 

Особое отношение

 

Других представителей отрасли, с которыми удалось пообщаться Rus.lsm.lv, в разные места не слали, но некоторые из них сталкивались с другими сложностями, которые в нынешние времена трудно не связать с геополитической обстановкой.

 

«Мы возим алкоголь на Москву. А склад находится рядом с МКАДом. По МКАДу грузовикам разрешено перемещаться только ночью, но иначе, чем проехав по нему 100-200 метров, на выгрузку не попасть. То есть формально фуры, проезжая этот кусок днем, нарушают правила, но до сих пор дорожная полиция относилась с пониманием. А тут на позапрошлой неделе мои ребята растаможились, едут на склад. Их догоняют с мигалками: вы тут, ребята, по МКАДу ездите, с вас штраф 5 тысяч рублей (80 евро — Rus.lsm.lv). Мои объясняют: посмотрите — на склад по-другому никак не попасть. Им отвечают: а нам плевать — нам дали команду проявлять к вам, латвийским, повышенное внимание»,— рассказал Rus.lsm.lv Петр Вид из Jaks Logistics.

 

«Недавно мой коллега послал машину на загрузку в Таллин. А поскольку загрузка из третьей страны, он открыл CEMT (специальное разрешение на перевозку грузов между странами-участниками соглашения Европейской конференции министров транспорта, — Rus.lsm.lv ) и отправил машину на Питер. На российской стороне где-то под Новгородом его останавливают. Начинают проверять документы. Почему? «Потому что CEMT открывать надо было в Риге, а у тебя открыт в Таллине. Нарушение. Поэтому выписываем сейчас штраф на 200 тысяч (3250 евро) и пусть твой босс везет трехстороннее разрешение на перевозку». То есть прицепились к букве. Коллега бросается в нашу Дирекцию автотранспорта, там ему говорят, что трехсторонних разрешений нет и в этом году больше не будет. Откопал у себя еще один CEMT, машину вызволил, но штраф заплатить пришлось. И тоже сказали, что к латвийским номерам сейчас отношение особое», — припомнил П. Вид еще одну свежую производственную драму.

 

Что литовцы, что латвийцы

 

Его коллегу, Владимира Бутанова из ATEK, геополитика настигла с другой стороны. Так сказать, с тыла.


«У литовских перевозчиков в России проблемы возникли еще в прошлом году. И вот мне недавно говорят в одной российской фирме: вы знаете, наше швейцарское начальство не хочет с вами работать, потому что на вас вроде бы ограничения распространяются. Я объясняю, что ограничения относятся к литовцам, а не к латвийцам. Извините, говорят, швейцарцам все равно: они знают, что у кого-то из прибалтов проблемы с россиянами, а им проблемы не нужны»,— сообщил он Rus.lsm.lv.

 

Терпят из последних сил

 

Пока подобные истории все-таки проходят по категории «отдельные случаи»: в основном латвийские транспортные фирмы прекрасно работают с московскими, питерскими и другими клиентами. Но и и без непосредственного влияния геополитики компаниям, тесно связанным с российским направлением, приходится несладко. Особенно, если латвийское предприятие обслуживает российский импортный поток. До сих пор он служил основным источником дохода для большинства наших автоперевозчиков и множества экспедиторов, но с 2014-го или даже с осени 2013-го он, отзывам предпринимателей, становится все мельче.

 

В нынешнем году этот спад заметен и в статистике российских портов на Балтике. Так, за 5 месяцев 2015-го в Санкт-Петербурге перевалили 8,3 млн тонн контейнерных грузов или 83% от объема за аналогичный период 2014-го, объем рефрижераторных грузов (к ним, в частности, относится разнообразная пищевая продукция) составил 65% от прошлогоднего; контейнеров стало меньше и в мощной Усть-Луге, и в Калининграде. Из-за этого страдают и российские перевозчики, ну а наши, как говорят, терпят уже из самых последних сил. По разным прогнозам, довольно-таки массовый их вылет из бизнеса начнется то ли в декабре, то ли в сентябре. Если, конечно, рынок вновь не оживет. Впрочем, на это никто, похоже, всерьез не рассчитывает.  

 

Кирилл Резник-Мартов
LSM.lv

 

Комментарии