Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

Упрощение процедур торговли с применением информационных таможенных технологий

16 марта 2015 » 11:55
Упрощение процедур торговли с применением информационных таможенных технологий

Существенные изменения торговых процедур могут увеличить экспорт из стран. Решения, упрощающие торговые процедуры, позволяют сократить стоимость операций до 5,4%. Одним из таких решений является внедрение информационных таможенных технологий.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, создание зон свободной торговли, интеграция международной торговли, проявление трансграничности усиливают экономическое развитие государств. Однако ограничения, связанные с перемещением товаров, сильно влияют на эти процессы и создают проблемы для логистики, так как таможенные процедуры остаются одними из наиболее сложных и затратных. В течение многих лет таможенные службы предпринимают меры, направленные на то, чтобы сделать их более прозрачными. Одним из таких способов является применение информационных технологий в таможенной сфере.

 

В последние годы информационный потокв логистике становится основным при создании логистической системы и управлении цепями поставок. Проявления любых форм интеграции (преференциальные соглашения, создание зон свободной торговли, включая приграничное сотрудничество, таможенные союзы, единое экономическое пространство) способствуют развитию информационного пространства и информационной среды, в которую активно вовлекаются коммерческие фирмы и государственные органы. Административные процедуры во внешнеэкономической сфере оказывают сильное влияние на логистические процессы, которые остаются сложными, дорогостоящими и непрозрачными. По своей сути таможенные процедуры являются барьерами для логистики, увеличивая стоимость логистических операций (транспортировка, хранение товара) и не повышая при этом ценность товара.

 

Государство устанавливает правила и передает их таможенной службе, которая определяет методы их выполнения и делегирует их бизнес-сообществу, которое эти правила выполняет, однако в случае несогласия с ними обращается к государству/правительству для их изменения.

 

Согласно отчетам Всемирного банка, Российская Федерация по показателю «Международная торговля/Trading Across Border» в 2009, 2010 и 2012 годах занимала 162-ю позицию в рейтинге, а в 2011 году — 161-ю позицию. Как мы видим, на протяжении 5 лет позиция России не менялась. Однако в 2013 году был достигнут существенный прогресс — Российская Федерация заняла 157-ю позицию. В соответствии с отчетом Всемирного банка, в России для пересечения границы при импорте требуется 10 документов, и их подготовка занимает 21 день, при экспорте — соответственно, 9 документов и 22 дня. Показатели рейтингов «Легкость ведения бизнеса» и «Международная торговля» в странах Таможенного союза и Единого экономического пространства в 2012–2013 годах приведены в таблице 1.

 

таблица 1

 

Один из путей упрощения таких процедур — применение информационных технологий и систем, которые не только способствуют региональной интеграции, но и становятся нормой для ведения бизнеса и работы государственных органов, в том числе таможенных.

 

Этапы внедрения информационных технологий

 

Модернизация таможенной службы неразрывно связана с использованием информационно-коммуникационных технологий для выполнения поставленных задач перед таможенными органами и обеспечения их взаимодействия с бизнес-сообществом. Никого не удивляют электронные системы для заполнения, передачи, обработки и обмена таможенными данными, которые становятся важным инструментом для управления потоками данных, широко используемым в современных торговых системах. Теоретически можно выделить 4 этапа внедрения информационных таможенных технологий (рис. 1).

 

рисунок 1

 

В настоящее время таможенные органы в основном находятся на третьем этапе внедрения информационных технологий в свою деятельность.

 

Основные направления таможенной деятельности:

 

  • Подача таможенных деклараций и связанных с ними документов в электронном виде (151 государство (83%) разрешают это участникам ВЭД).
  • Усиление контроля высокорисковых поставок (134 государства используют системы управления рисками), в том числе с применением сканеров.
  • В недрение концепции «Единое окно» (внедрена в 73 государствах).

 

Часть государств начинает интеграцию национальных систем в международные. В первую очередь внедряются информационные системы международного транзита как наиболее существенный таможенный барьер для логистики. В качестве примеров можно назвать Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS), реализованную в Европейском союзе, и Международный транзит товаров (TIM), реализованный в Латинской Америке. В Таможенном союзе (Республика Беларусь, Российская Федерация и Республика Казахстан) также начали внедрение информационной системы с автоматизации процесса транзита.

 

К тому же следует отметить проект создания государствами — членами АСЕ АН единого окна союза, а также попытки объединения таможенных информационных систем государств, например, интеграцию системы Simba Кенийской таможенной службы с системой ASYCUDA++ (Уганда) посредством внедрения системы обмена данными RADDEx (Revenue Authorities Digital Data Exchange), с планируемым распространением данной системы на Восточноафриканское сообщество.

 

Таможенные информационные технологии в России

 

На II Евроазиатской конференции «Логистика в России: кооперация и технологии развития» (Москва, 2014) участники логистического рынка отметили необходимость перехода Федеральной таможенной службы на электронный документооборот и автоматизацию основных таможенных процедур. Сегодня логистические операторы активно используют информационные таможенные технологии для сокращения времени выполнения логистических операций и повышения их эффективности.

 

Среди основных технологий можно выделить:

 

  • использование электронных операций и электронной подписи (электронное декларирование, включая технологию удаленного выпуска и оплаты таможенных платежей (карта таможенных платежей) с применением электронной подписи);
  • предварительное информирование;
  • предоставление государственных услуг (функций) в электронном виде, в том числе работа с разрешительными документами и др.

 

Электронное декларирование.

 

Эксперименты по использованию электронных операций в таможенной сфере начались в 2002 году (технология ЭД-1 — использование передачи данных по выделенному каналу связи)1 и продолжились внедрением в 2008 году технологии ЭД-2, использующей для передачи данных сеть Интернет через информационного оператора2 или портал ФТС. С 1 января 2014 года электронное декларирование стало обязательным. Доля электронных деклараций выросла с 3% в 2007 году до 98,6% от общего количества деклараций в 2013 году (рис. 2). Доля участников ВЭД, применяющих электронную форму декларирования (около 79 000) в 2013 году возросла до 94% от общего количества участников ВЭД, осуществляющих таможенное декларирование товаров (в 2012 году — 85,7%).

 

рисунок 2

 

Рисунок 2 - Количество выпущенных электронных документов

 

Данные о количестве выпущенных электронных деклараций

 

Федеральная таможенная служба активно стимулирует использование электронного декларирования, о чем свидетельствуют снижение сборов за таможенное оформление на 25% и отмена необходимости предоставления бумажных документов при подаче электронной декларации. В течение последних 2-х лет были отменены предоставление паспорта сделки, документов, подтверждающих полномочия лица, сертификатов/деклараций о соответствии, удостоверяющих соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов РФ и Таможенного союза, представление заключений (идентификационных) о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым в соответствии с законодательством РФ в области экспортного контроля, выдаваемых ФСТЭК России и уполномоченными экспертными организациями и др.

 

В 2014 году в таможенных органах начат эксперимент по автоматическому выпуску товаров, т.е. без участия сотрудников таможенных органов. Предполагается, что информационная система будет выпускать электронную декларацию, поданную декларантом. При этом сотрудник таможенного органа не будет принимать участия ни в регистрации, ни в проверке сведений, ни в выпуске товара. Также с 31 марта 2014 года начат эксперимент по электронному представлению сведений в отношении товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками в адрес физических лиц.

 

Предварительное информирование таможенных органов (ПИ) заключается в предоставлении в таможню государства — члена Таможенного союза (ТС), на территории которого расположен пункт пропуска, сведений о ввозимых товарах и транспортных средствах не менее чем за 2 ч до планируемого ввоза товара на территорию ТС.

 

Предварительная информация может быть представлена заинтересованным лицом независимо от того, где он находится: в странах — участницах ТС или в любом другом государстве. Система предварительного информирования на территории Российской Федерации начала работать в тестовом режиме с 2008 года.

 

Для товаров, ввозимых автомобильным транспортом на таможенную территорию Таможенного союза, с 17 июня 2012 года предварительное информирование стало обязательным. Для товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, предварительное информирование стало обязательным с 1 октября 2014 года.

 

В настоящее время идут эксперименты по использованию предварительного информирования для товаров, ввозимых морским и авиационным транспортом с целью сокращения времени таможенных операций, а также уменьшения числа случаев прибытия на таможенную территорию грузов, которые попадают под запреты и ограничения без предоставления соответствующих разрешительных документов.

 

Удаленный выпуск.

 

Развитие электронного декларирования стало основой для внедрения технологий удаленного выпуска товаров. На рис. 3 приведены темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа.

 

рисунок 3

 

Рисунок 3 - Темпы роста количества электронных деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа

 

Идет непрерывный рост количества деклараций, выпущенных с использованием технологии удаленного доступа, — с 6500 в 2007году до 410 тыс. в 2013 году, что составило 10% товаров, декларируемых в электронной форме (в 2012 году — более 237 тысяч деклараций на товары).

 

С целью развития технологии удаленного выпуска, а также оптимизации места размещения таможенных органов в РФ создано 27 специализированных таможенных постов — центров электронного декларирования. Они расположены во всех региональных таможенных управлениях РФ. Компетенция данных таможенных постов ограничена осуществлением таможенных операций исключительно в электронном виде.

 

Электронный фрахт (E-freight).

 

Развитие электронного декларирования таможенными службами также дало старт внедрению программы Международной ассоциации авиационного транспорта ИАТА (IATA — International Avia Transport Association) E-freight. Данная программа обеспечивает переход на технологии электронного обмена данными о грузовых перевозках с использованием коммерческих, транспортных, таможенных документов. В данной программе участвуют 4 российских аэропорта: Шереметьево и Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск), Емельяново (Красноярск).

 

Карта таможенных платежей.

 

Электронное декларирование ускорило развитие организации удаленной оплаты таможенных платежей. В настоящее время действует две платежные системы: ООО «Таможенная карта» — Таможенная карта и ООО «Мультисервисная платежная система» — Раунд (PayHD), которые являются инструментом оплаты таможенных и иных платежей с использованием микропроцессорной банковской карты, в том числе через Интернет.

 

Портал государственных услуг.

 

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации и предоставлении государственных и муниципальных услуг» в ФТС России проведены работы по предоставлению государственных услуг в электронном виде через портал госуслуг. В настоящее время на портале реализуются 13 функций ФТС.

 

Правительство РФ предпринимает действия по упрощению торговли, в том числе путем совершенствования таможенного администрирования. В июне 2012 года утвержден план мероприятий (дорожная карта) «Совершенствование таможенного администрирования» , которая предполагает улучшение показателей таможенного администрирования на период до 2018 года. В таблице 2 приведены показатели таможенного администрирования, в том числе планируемые показатели рейтинга «Международная торговля». Дорожная карта предусматривает сокращение количества документов, предъявляемых в ходе таможенного оформления, что должно повлиять на упрощение таможенного оформления в России.

 

таблица 2

 

Эффективное внедрение информационных технологий в государственных органах положительно сказывается на развитии экономики, так как позволяет сократить временные и финансовые затраты, а также общение с сотрудниками государственных органов, что способствует прозрачности процессов и

предотвращению коррупции. Все вышеназванное будет способствовать оптимизации транспортно-логистических затрат в условиях стагнации.

 

В связи с этим необходимо:

 

1. В недрять информационные технологии, позволяющие информационной системе Таможенной службы Российской Федерации совершать таможенные операции без участия должностных лиц таможенных органов.

2. И спользовать международные стандарты и рекомендации для применения концепции «Единое окно», информационных систем таможенных и иных государственных органов.

3. С окращать использование бумажных документов при таможенном декларировании путем законодательного установления равнозначности электронных и бумажных документов.

4. К оординировать работу по созданию национальных «единых окон» между участниками ТС и Единого экономического пространства, а также интегрировать их с логистическими системами.

 

Данные предложения позволят снизить затраты как логистических операторов на подготовку, обработку и представление документов, так и таможенных органов на их проверку и хранение. В целом это будет способствовать снижению логистических затрат и улучшению управления поставками за счет уменьшения времени совершения таможенных операций, более широкому внедрению информационных технологий, что в итоге упростит условия ведения бизнеса на территории ТС и Единого экономического пространства, а также будет способствовать изменению позиции государств — членов ТС в рейтинге Всемирного банка Doing business по показателю «Международная торговля».

 

 

 

ИГОРЬ КРОТОВ

ООО «Альстом»,менеджер по таможенным операциям,к.э.н.

 

Комментарии