Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Складская логистика

Анализ товарных потоков – основа успешной модернизации склада (часть 1)

2 октября 2013 » 09:22
Анализ товарных потоков – основа успешной модернизации склада (часть 1)

Наблюдая за процессами в логистике товарных потоков, лишний раз убеждаешься в народной мудрости: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Кризис экономики заставил-таки владельцев бизнеса считать затраты на логистику и стремиться к их существенному снижению. А это привело к пониманию необходимости модернизации имеющихся складов.

 

Наблюдая за процессами в логистике товарных потоков, лишний раз убеждаешься в народной мудрости: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Кризис экономики заставил-таки владельцев бизнеса считать затраты на логистику и стремиться к их существенному снижению. А это привело к пониманию необходимости модернизации имеющихся складов.

 

 

Однако слишком часто этот процесс пытаются упростить и удешевить, забывая при этом, что выбор размерности складского комплекса, используемой в нем технологии, типов и характеристик оборудования для хранения и перемещения товаров и, наконец, системы управления этой технологией должен проводиться только после точного понимания характеристик товарных потоков и потребности в объемах их хранения. При этом подчеркнем, что нас должны интересовать характеристики так называемых «расчетных» потоков, которые будут проходить через склад через некоторое количество лет. Обычно такой прогноз делается на 5 — 7 лет, но в нашей стране, да еще в период кризиса, что-либо планировать на такой период весьма проблематично.

 

 

Тем не менее проблема есть и надо научиться ее решать. Для этого прежде всего необходимо оценить сам бизнес с точки зрения уровня его стабильности и предсказуемости в смысле характеристик товарных потоков. Если заказчик имеет достаточно длительную историю своего бизнеса в одной и той же области (скажем, 5—10 лет), он не предполагает принципиально менять суть бизнеса в следующие годы (хотя какая-то диверсификация неизбежна), не планируется резкой смены поставщиков продукции и сырья, то опыт многих лет проектирования складских комплексов подсказывает следующий алгоритм расчета характеристик склада для его модернизации или нового строительства.

 

 

 

1. Выбираем период ретроспективного анализа товарных потоков.

 

Очень часто возникает желание взять общие характеристики потоков и объемов хранения товаров за весь период существования компании и методами математической статистики спрогнозировать значения этих же характеристик на требуемое количество лет (не менее 5 (!), так как на меньшее количество лет прогнозировать не имеет смысла). Но в наших условиях этот метод неприменим! Это хорошо видно на рис. 1.

 

 

 

00026gfh

 

 

 

Дело в том, что период анализа, период прогноза и достоверность прогноза очень тесно связаны. Если мы сделаем 5-летний прогноз характеристики склада на основании 23-летней истории процессов, а потом повторим этот прогноз, но на базе последних 10 лет истории бизнеса, то ошибка прогноза может превысить 20%. Это как раз и есть следствие резкого снижения достоверности прогноза при уменьшении периода анализа по отношению к требуемому периоду прогноза. А в силу особенностей истории развития предпринимательской деятельности в нашей стране все данные по потокам до 1998 г. нет смысла использовать в анализе — это был другой бизнес с другими правилами игры.

 

 

Поэтому правильнее выбрать в качестве периода анализа последний календарный год практики бизнеса: ведь он аккумулировал в себе весь опыт предыдущих лет, в том числе и по логистике потоков. А начало и конец календарного года сопровождаются проведением инвентаризации запасов сырья, комплектующих и товаров, что обеспечит в дальнейшем точный расчет потребной размерности склада.

 

 

 

 

2. Проводим аудит товаропроводящей системы для выявления всех типов товарных потоков и их назначения и описываем их схему в варианте «как было».

 

Очень часто мы сталкиваемся с весьма архаично построенной схемой логистики потоков. Особенно это относится к потокам сырья и материалов на промышленных предприятиях, где данной проблеме обычно уделялось недостаточное внимание. Но и для дистрибутивных предприятий типично использование многих собственных и  арендуемых складов, схема потоков между которыми весьма далека от оптимума и иногда потребляет огромные ресурсы, денежные и человеческие.

 

 

Вот типичный пример такой схемы логистики. В одном из проектов мы столкнулись со схемой логистики в дистрибутивной сети, когда всего 35% объема потоков «шли» через складской комплекс, а все остальное поступало в магазины сети в режиме прямой поставки. Но это происходило не потому, чтотак экономически выгоднее, а потому что размер существующего склада не обеспечивал обслуживание потоков в полном объеме. Не выявив этой особенности, нельзя начинать процесс анализа, иначе он будет неполным.

 

 

 

3. С учетом видения заказчиком структуры будущей логистики товарных потоков (количество складов, их иерархия и т. п.) создаем схему «как будет».

 

При модернизации склада (системы складов) придется пересмотреть как структуру потоков, так и перечень товаров, который должен остаться в режиме прямой поставки. При этом невозможно будет просто сформировать файлы поступления товаров, их отгрузки, внутренних перебросок, списания, возвратов. При изменении логики товарных потоков необходимо создать «фиктивные» потоки, которые были бы в случае использования в анализируемом периоде новой схемы логистики, и в дальнейшем анализировать именно эти файлы. Этот способ может показаться слишком сложным, но является единственной возможностью одновременно решить проблему оптимизации логистической схемы бизнеса и получить исходные данные для ретроспективного анализа потоков с целью дальнейшего проектирования этой новой схемы.

 

 

4. Используя эти две схемы потоков, формируем структуру файлов для анализа. Обычно формируется схема потоков, содержащая суммарные файлы поступления товаров (In-Total), отгрузки товаров (Out-Total), начальной и конечной инвентаризации, возвратов и т. д. (рис. 2).

 

 

000278d0

 

 

 

 

5. Вместе с заказчиком проводим сбор данных об ассортименте товаров и их характеристиках.

 

Это является самой сложной частью процедуры сбора данных. Дело в том, что при эксплуатации технологии склада без использования современных систем управления ею (WMS) не возникает необходимости в сборе всех данных о товарах и методах их хранения на складе, Если товар хранится «кучей» на полу, то никто не ответит на вопрос, сколько упаковок товара поместится на стандартный европоддон с ограничением высоты 170 см от пола.

 

 

При рассмотрении перечня ассортиментных групп (далее — АГ) товаров часто обнаруживается, что групп этих несколько сотен. Они возникали исторически по мере развития бизнеса, и очень часто этот процесс сильно зависел от конкретных менеджеров офиса и склада, а не от требований оптимизации процесса управления технологией склада. Но ведь перед нами стоит задача модернизации склада, для чего необходимо создать минимально возможный перечень укрупненных АГ, включающий в себя товарные группы, организованные по принципу общности условий хранения и обработки товарных потоков. Фактически эти укрупненные АГ станут проектируемыми зонами склада (паллетируемые товары, длинномеры, горючие товары и т. п.). Возникнет новая иерархия ассортиментных групп, в которой на самом верхнем уровне появятся имена вновь создаваемых «виртуальных» зон. Это позволит упорядочить расположение товаров на складе и более эффективно управлять их потоками.

 

 

Чтобы решить эту задачу, необходимо сформировать «Справочник ассортиментных групп». Для каждой ассортиментной группы (АГ) необходимо подготовить следующие данные для полного описания т. н. «Грузовой единицы» — некоторого стандарта хранения товара для данной АГ:

 

  • название АГ;
  • ее уникальный код;
  • название вышестоящей по иерархии АГ;
  • размеры т. н. «грузовой единицы», т. е. описание размеров паллеты (длина и ширина поддона и средняя высота паллеты);
  • характеристики поддона (высота и вес);
  • предельно допустимый вес паллеты с товаром;
  • предельно допустимая  высота паллеты;
  • диапазон температур для хранения товаров;
  • диапазон влажности для хранения товаров;
  • особенности и требования к типу хранения и возможной совместности хранения товаров.

 

И не обязательно, что эта грузовая единица будет организована в виде паллеты. Очень часто это может быть некоторый пластиковый контейнер или же ячейка стеллажа. Даже если этих данных нет, то их необходимо разработать и утвердить. Пока это не сделано — нет смысла приступать к анализу потоков и, следовательно, к проектированию.

 

 

Но гораздо более серьезные проблемы возникают при подготовке «Справочника товаров», куда входят:

 

  • внутренний (для предприятия) идентифицирующий код товара;
  • наименование товара;
  • единица измерения при хранении и отпуске товара;
  • код АГ, которой принадлежит данный товар;
  • количество штук (единиц) товара в упаковке;
  • вес одной упаковки;
  • размеры упаковки (длина, ширина, высота).

 


Часть этих данных не вызывает проблем при заполнении справочника, но некоторых (чаще всего размеров упаковки) обычно либо нет вообще, либо нет у части товаров. Однако без их наличия невозможно ни провести анализ потоков, ни рассчитать размерности зон склада.

 

 

Можно, конечно, попытаться сформировать бригаду «измерителей» и послать их на склад, но чаще всего из этого ничего хорошего не получается. Можно попробовать запросить поставщиков товаров, но результат скорее всего будет такой же. Если же в конкретной АГ есть хотя бы 15 — 20% наименований товаров, имеющих требуемый перечень данных, то для остальных входящих в нее товаров можно воспользоваться специальными математическими алгоритмами (Data Mining). С их помощью можно проанализировать товары, размеры которых указаны, и достоверно оценить габариты остальных товаров этой АГ. Конечно, это приведет к некоторым ошибкам в анализе, но опыт таких расчетов показывает, что их уровень в итоге не превышает 10—15%, а это существенно лучше, чем ошибка из-за отсутствия данных.

 

 

Важной характеристикой товара является позиция «единица измерения»,   Эта  единица должна  совпадать с той, которая подразумевается в накладной приема/отпуска товара. Если данные в бухгалтерском учете, откуда, собственно, и «выкачиваются» эти файлы потоков, используют общие характеристики (например, погонные метры), а товар перемещается в рулонах, то необходимо, задавшись стандартным количеством метров в рулоне, перейти к физически перемещаемым грузовым единицам.

 

 

Продолжение следует...

 

www.sitmag.ru

Комментарии