Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Анализ затрат, возникающих в процессе перевозки сборных грузов

5 июня 2014 » 08:11
Анализ затрат, возникающих в процессе перевозки сборных грузов

С целью оптимизации процесса внешнеторговой доставки мелкооптовых партий грузов в международной торговле, используется перевозка этих товаров в составе сборных партий внешнеторговых грузов. В связи с этим представляется важным разработка методов и способов оптимизации затрат при осуществлении внешнеторговых сделок и организации международных перевозок сборных грузов.

На современном этапе развития мировой экономики, происходят изменения в товарной структуре мирового экспорта под воздействием НТР в сторону увеличения обмена наукоемкой продукцией и услугами /1/. Особое место во внешней торговле занимают высокотехнологичные товары обладающие, как правило, небольшими объемными и весовыми характеристиками и высокой стоимостью, для которых важны сроки внешнеторговой перевозки и затраты на ее осуществление. Другой группой внешнеторговых товаров, для которых важна эффективность внешнеторговых операций, включающих в себя, как международную перевозку грузов, так и заключение внешнеторговой сделки, являются мелкооптовые партии различных групп  внешнеторговых товаров. С целью оптимизации процесса внешнеторговой доставки мелкооптовых партий грузов в международной торговле, используется перевозка этих товаров в составе сборных партий внешнеторговых грузов. В связи с этим представляется важным разработка методов и способов оптимизации затрат при  осуществлении внешнеторговых сделок и организации международных перевозок сборных грузов.

 

Международные перевозки сборных грузов являются более затратными, а точный расчет их стоимости в большинстве случаев очень трудно выполнить заранее, по сравнению с перевозками с полной загрузкой транспортных средств. Процесс перевозки сборных грузов в смешанном сообщении подразумевает смену вида транспорта, а это однозначно влечет за собой дополнительные расходы.

 

Чтобы упростить задачу планирования затрат, для начала стоит определить точки возникновения расходов на маршруте следования сборного груза. Распространенной схемой поставки можно считать: отправитель - таможня отправления - ЛТРЦ (локальный транспортно-распределительный центр) в стране отправления - МТРЦ (международный транспортно-распределительный центр) в стране отправления - промежуточный МТРЦ на маршруте следования – МТРЦ в стране получателя – ЛТРЦ в стране получателя- таможня назначения - получатель.

 

Графически, точки возникновения расходов при перевозке сборных грузов в смешанном сообщении, представлены на рис. 1.

 

 

Источник: составлено автором

 

Рисунок 1. Точки возникновения расходов при перевозке сборных грузов в смешанном сообщении.

 

 

 

Непременно на каждом этапе данной перевозки возникнут затраты на перевозку, которые следует отнести к четырем основным группам: транспортные затраты, терминальные, таможенные и внешнеторговые. Принцип их классификации довольно прост – разделение происходит в зависимости от места возникновения. Так как параметры сборного груза изменчивы, то вышеперечисленные затраты можно отнести к категориям – постоянные и переменные. Постоянные расходы – это затраты, величина которых не меняется вместе с изменением объема перевозимого груза, переменные расходы - величина которых  меняется вместе с изменением одного или нескольких параметров перевозимого груза, таких как объем, вес, стоимость, количество мест. Постоянные и переменные расходы в свою очередь делятся на: подконтрольные и неподконтрольные. Подконтрольные  – расходы, которые возникают и предполагаются в процессе доставки грузов и заранее включаются в стоимость перевозки. Неподконтрольные – расходы, которые заранее не учтены в стоимости перевозки и могут возникнуть в процессе ее осуществления, не зависимо от воли участников перевозочного процесса. Транспортная составляющая в конечной цене товара в мелкооптовых поставках зависит от количественных характеристик груза. В виду этого, перевозчиками для расчета стоимости доставки мелкооптовых партий, тарификации терминальных и складских услуг широко используется тарифная сетка - чем больше груз, тем меньше стоимость перевозки из расчета на один килограмм его веса. Увеличение грузовых партий позволяет получать более низкие цены на переменные затраты из расчета на один килограмм перевозимого веса. Постоянные затраты при этом остаются неизменными, так как они не зависят от количественных характеристик груза.

 

Кривые средних затрат

 

 

Рисунок 2.

 

Где: АС – средние суммарные затраты,

 

       AVC – средние переменные затраты

 

       AFC – средние постоянные затраты

 

       q – вес

 

Кривые АС и AFC параллельны друг другу, как это видно на графике. И расстояние между ними равно AVC. Соответственно, чем больше объем перевозимого груза, тем меньше средние постоянные и средние суммарные затраты.

 

Безусловно, что суммарные затраты складываются из постоянных и переменных. Для анализа расходов, возникающих в процессе перевозки сборных грузов, как уже ранее говорилось, необходимо отталкиваться от физических параметров самого груза. Значит, определим средние постоянные, переменные и суммарные затраты, приходящиеся на единицу веса перевозимой продукции. Итак, постоянные затраты неизменны. Вне зависимости от веса, объема, количества они будут иметь один и тот же показатель. Соответственно, чем больше расчетный вес, тем меньше средних постоянных затрат приходится на одну его долю.   Также средние переменные затраты уменьшаются на одну и ту же величину при увеличении веса перевозимого груза на величину шага тарифной сетки.

 

Средние переменные затраты рассчитываются по формуле AVC=VC/q /2/. В упрощенном варианте функция переменных затрат имеет линейную зависимость. Можно сделать вывод, что увеличение объема перевозимого груза уменьшает величину транспортных расходов, относящихся на единицу продукцию. На этом принципе основывается базовая идея формирования сборных перевозок грузов. Оптимизация переменных затрат происходит за счет формирования партии сборных грузов и тем самым увеличения веса (объема)  перевозимого товара.

 

Использование в системе международных перевозок сборных грузов технологий внешнеторгового посредничества (ВТП), позволяет помимо переменных затрат снижать и постоянные затраты, что невозможно при осуществлении перевозки сборных грузов в обычном порядке.

 

Технология ВТП подразумевает объединение мелкооптовых партий груза для дальнейшей отправки в едином транспортно-распределительном центре, откуда начинается основная международная перевозка. В ТРЦ происходит не только физическое объединение грузов в одну грузовую партию, но и объединение их в одну товарную партию, доставка которой осуществляется по единому транспортному документу, по единому внешнеторговому контракту от имени единого отправителя в адрес одного получателя, являющимся основным расконсолидатором груза для конечных получателей. Это позволяет оформлять, на несколько грузов следующих в одной грузовой партии, один транспортный, складской, внешнеторговый, таможенный документы, вместо множества документов на каждый из грузов следующих в грузовой партии. Соответственно постоянные расходы, независимо от количества грузов перевозимых в одном транспортном средстве, в случае их объединения в одну товарную партию, будут соответствовать минимальной величине постоянных  расходов, которые приходятся доставку и оформление единичной партии груза. Иным словами, постоянные расходы из расчета за одну партию товара распределяются между сборными грузами, входящими в эту партию в соответствии с их объемом. В противном случае, если не используется технология ВТП, то на каждый сборный груз приходятся затраты, как на всю партию товара.

 

Сравним постоянные затраты, возникающие при перевозке мелкооптовых грузов А и В при перевозке их в сборной партии, осуществляемой в обычном порядке и с использование технологии ВТП.

 

Кривые средних затрат

 

 

Рисунок 3.

 

При осуществлении доставки внешнеторговых грузов возникают постоянные затраты, которые не зависят от объема перевозимого груза и его стоимости. Постоянные затраты возникающие при перевозке груза А равны FC1, постоянные затраты возникающие при перевозке груза В равны FC2. Так как постоянные затраты не зависят от объема и стоимости перевозимого груза, можно сделать вывод, что постоянные затраты возникающие при перевозке грузов А и В равны, следовательно FC=2 FC1. Таким же образом рассчитываются постоянные затраты возникающие при перевозке сборных грузов обычным порядком, т.е. FCобщ=n FC, как уже указывалось выше, при перевозке мелкооптовых партий в составе сборных грузов снижаются только переменные затраты.

 

Кривая средних постоянных затрат AFC1 показывает динамику изменения стоимости перевозки одного килограмма груза при увеличении общего объема перевозимой сборной партии грузов при фиксированном количестве клиентов в данной перевозке. Предположим, что объем перевозимого сборного груза S1 составляет величину равную Q, тогда величина транспортных расходов и расходов возникающих в процессе осуществления внешнеторговой доставки груза приходящихся на один килограмм перевозимого груза будет равняться  А1. При увеличении объема перевозимого груза до величины Q, точка Sперемещается на графике кривых средних затрат AFCв точку S, которой соответствует величина средних постоянных затрат приходящихся на единицу перевозимого груза равной В1 . При этом А11, т.е. при увеличении объема перевозимого груза, точка на кривой постоянных затрат  AFC1 , отражающая зависимость стоимости перевозки единицы груза от его общего объема, смещается по линии кривой вправо и соответственно снижается стоимость перевозки. В случае перевозки сборной партии груза без объединения их в одну товарную партию, изменение количества клиентов перевозимых в одной грузовой партии, при сохранении весовых и объемных характеристик сборной партии грузов, не влияет на стоимость перевозки приходящейся на один килограмм перевозимого груза.

 

При перевозке сборных грузов с использованием технологий ВТП, единичные партии грузов объединяются в одну грузовую и товарную партию и соответственно

 

FCобщ =  FС1 = FС2 = FС, т.е.

 

FCобщ =  FС1

 

Постоянные затраты на все грузы объединенные в одну товарную партию равны минимальной величине постоянных затрат, которые приходились бы на оформление одной грузовой партии.

 

Средние постоянные затраты в этом случае, рассчитываются по формуле : AFC2=FC/q

 

Принимая во внимания что постоянные затраты приходящиеся на одну грузовую партию товара, являются неизменными, то  в случае перевозки сборного груза без объединения мелкооптовых партий в одну товарную партию, то будет справедливо выражение:

 

AFC1=nFC/q (где n – кол-во грузовых партий)

 

Максимальная экономия, которая может быть получена от применения метода ВКД будет рассчитываться по формуле:

 

∆Е= AFC- AFC2,

 

Так как AFC1 =nFC/q и AFC2 =FC/q, тогда

 

∆Е= nFC/q- FC/q= (FC/q)(n-1),

 

∆Е= (FC/q) (n-1)

 

Данная формула позволяет рассчитать максимальную экономию, которая может быть получена при объединение разных грузовых партий в одну товарную партию.

 

Технология ВТП сборных грузов позволяет значительно снизить постоянные затраты, связанные с документооборотом, возникающим в процессе доставки сборных грузов, и постоянные затраты, возникающие вследствие оказания логистических и таможенных услуг агентами и участниками процесса  внешнеторговой доставки сборных грузов от производителя до конечного получателя.

 

На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что увеличение объема перевозимых грузов и объединение их в одну товарную партию, приводит к достижению наиболее минимально возможных средних постоянных затрат.

 

Список использованных источников:

 

  1. Шкваря Л.В. Мировая экономика. М.: МИРБИС, 2006. – 349 с
  2. С.Г. Серяков. Микро- и макроэкономика для менеджеров: Учебный модуль. – М.: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2007.

На современном этапе развития мировой экономики, происходят изменения в товарной структуре мирового экспорта под воздействием НТР в сторону увеличения обмена наукоемкой продукцией и услугами /1/. Особое место во внешней торговле занимают высокотехнологичные товары обладающие, как правило, небольшими объемными и весовыми характеристиками и высокой стоимостью, для которых важны сроки внешнеторговой перевозки и затраты на ее осуществление. Другой группой внешнеторговых товаров, для которых важна эффективность внешнеторговых операций, включающих в себя, как международную перевозку грузов, так и заключение внешнеторговой сделки, являются мелкооптовые партии различных групп  внешнеторговых товаров. С целью оптимизации процесса внешнеторговой доставки мелкооптовых партий грузов в международной торговле, используется перевозка этих товаров в составе сборных партий внешнеторговых грузов. В связи с этим представляется важным разработка методов и способов оптимизации затрат при  осуществлении внешнеторговых сделок и организации международных перевозок сборных грузов.

 

Международные перевозки сборных грузов являются более затратными, а точный расчет их стоимости в большинстве случаев очень трудно выполнить заранее, по сравнению с перевозками с полной загрузкой транспортных средств. Процесс перевозки сборных грузов в смешанном сообщении подразумевает смену вида транспорта, а это однозначно влечет за собой дополнительные расходы.

 

Чтобы упростить задачу планирования затрат, для начала стоит определить точки возникновения расходов на маршруте следования сборного груза. Распространенной схемой поставки можно считать: отправитель - таможня отправления - ЛТРЦ (локальный транспортно-распределительный центр) в стране отправления - МТРЦ (международный транспортно-распределительный центр) в стране отправления - промежуточный МТРЦ на маршруте следования – МТРЦ в стране получателя – ЛТРЦ в стране получателя- таможня назначения - получатель.

 

Графически, точки возникновения расходов при перевозке сборных грузов в смешанном сообщении, представлены на рис. 1.

 

 

Источник: составлено автором

 

Рисунок 1. Точки возникновения расходов при перевозке сборных грузов в смешанном сообщении.

 

 

 

Непременно на каждом этапе данной перевозки возникнут затраты на перевозку, которые следует отнести к четырем основным группам: транспортные затраты, терминальные, таможенные и внешнеторговые. Принцип их классификации довольно прост – разделение происходит в зависимости от места возникновения. Так как параметры сборного груза изменчивы, то вышеперечисленные затраты можно отнести к категориям – постоянные и переменные. Постоянные расходы – это затраты, величина которых не меняется вместе с изменением объема перевозимого груза, переменные расходы - величина которых  меняется вместе с изменением одного или нескольких параметров перевозимого груза, таких как объем, вес, стоимость, количество мест. Постоянные и переменные расходы в свою очередь делятся на: подконтрольные и неподконтрольные. Подконтрольные  – расходы, которые возникают и предполагаются в процессе доставки грузов и заранее включаются в стоимость перевозки. Неподконтрольные – расходы, которые заранее не учтены в стоимости перевозки и могут возникнуть в процессе ее осуществления, не зависимо от воли участников перевозочного процесса. Транспортная составляющая в конечной цене товара в мелкооптовых поставках зависит от количественных характеристик груза. В виду этого, перевозчиками для расчета стоимости доставки мелкооптовых партий, тарификации терминальных и складских услуг широко используется тарифная сетка - чем больше груз, тем меньше стоимость перевозки из расчета на один килограмм его веса. Увеличение грузовых партий позволяет получать более низкие цены на переменные затраты из расчета на один килограмм перевозимого веса. Постоянные затраты при этом остаются неизменными, так как они не зависят от количественных характеристик груза.

 

Кривые средних затрат

 

 

Рисунок 2.

 

Где: АС – средние суммарные затраты,

 

       AVC – средние переменные затраты

 

       AFC – средние постоянные затраты

 

       q – вес

 

Кривые АС и AFC параллельны друг другу, как это видно на графике. И расстояние между ними равно AVC. Соответственно, чем больше объем перевозимого груза, тем меньше средние постоянные и средние суммарные затраты.

 

Безусловно, что суммарные затраты складываются из постоянных и переменных. Для анализа расходов, возникающих в процессе перевозки сборных грузов, как уже ранее говорилось, необходимо отталкиваться от физических параметров самого груза. Значит, определим средние постоянные, переменные и суммарные затраты, приходящиеся на единицу веса перевозимой продукции. Итак, постоянные затраты неизменны. Вне зависимости от веса, объема, количества они будут иметь один и тот же показатель. Соответственно, чем больше расчетный вес, тем меньше средних постоянных затрат приходится на одну его долю.   Также средние переменные затраты уменьшаются на одну и ту же величину при увеличении веса перевозимого груза на величину шага тарифной сетки.

 

Средние переменные затраты рассчитываются по формуле AVC=VC/q /2/. В упрощенном варианте функция переменных затрат имеет линейную зависимость. Можно сделать вывод, что увеличение объема перевозимого груза уменьшает величину транспортных расходов, относящихся на единицу продукцию. На этом принципе основывается базовая идея формирования сборных перевозок грузов. Оптимизация переменных затрат происходит за счет формирования партии сборных грузов и тем самым увеличения веса (объема)  перевозимого товара.

 

Использование в системе международных перевозок сборных грузов технологий внешнеторгового посредничества (ВТП), позволяет помимо переменных затрат снижать и постоянные затраты, что невозможно при осуществлении перевозки сборных грузов в обычном порядке.

 

Технология ВТП подразумевает объединение мелкооптовых партий груза для дальнейшей отправки в едином транспортно-распределительном центре, откуда начинается основная международная перевозка. В ТРЦ происходит не только физическое объединение грузов в одну грузовую партию, но и объединение их в одну товарную партию, доставка которой осуществляется по единому транспортному документу, по единому внешнеторговому контракту от имени единого отправителя в адрес одного получателя, являющимся основным расконсолидатором груза для конечных получателей. Это позволяет оформлять, на несколько грузов следующих в одной грузовой партии, один транспортный, складской, внешнеторговый, таможенный документы, вместо множества документов на каждый из грузов следующих в грузовой партии. Соответственно постоянные расходы, независимо от количества грузов перевозимых в одном транспортном средстве, в случае их объединения в одну товарную партию, будут соответствовать минимальной величине постоянных  расходов, которые приходятся доставку и оформление единичной партии груза. Иным словами, постоянные расходы из расчета за одну партию товара распределяются между сборными грузами, входящими в эту партию в соответствии с их объемом. В противном случае, если не используется технология ВТП, то на каждый сборный груз приходятся затраты, как на всю партию товара.

 

Сравним постоянные затраты, возникающие при перевозке мелкооптовых грузов А и В при перевозке их в сборной партии, осуществляемой в обычном порядке и с использование технологии ВТП.

 

Кривые средних затрат

 

 

Рисунок 3.

 

При осуществлении доставки внешнеторговых грузов возникают постоянные затраты, которые не зависят от объема перевозимого груза и его стоимости. Постоянные затраты возникающие при перевозке груза А равны FC1, постоянные затраты возникающие при перевозке груза В равны FC2. Так как постоянные затраты не зависят от объема и стоимости перевозимого груза, можно сделать вывод, что постоянные затраты возникающие при перевозке грузов А и В равны, следовательно FC=2 FC1. Таким же образом рассчитываются постоянные затраты возникающие при перевозке сборных грузов обычным порядком, т.е. FCобщ=n FC, как уже указывалось выше, при перевозке мелкооптовых партий в составе сборных грузов снижаются только переменные затраты.

 

Кривая средних постоянных затрат AFC1 показывает динамику изменения стоимости перевозки одного килограмма груза при увеличении общего объема перевозимой сборной партии грузов при фиксированном количестве клиентов в данной перевозке. Предположим, что объем перевозимого сборного груза S1 составляет величину равную Q, тогда величина транспортных расходов и расходов возникающих в процессе осуществления внешнеторговой доставки груза приходящихся на один килограмм перевозимого груза будет равняться  А1. При увеличении объема перевозимого груза до величины Q, точка Sперемещается на графике кривых средних затрат AFCв точку S, которой соответствует величина средних постоянных затрат приходящихся на единицу перевозимого груза равной В1 . При этом А11, т.е. при увеличении объема перевозимого груза, точка на кривой постоянных затрат  AFC1 , отражающая зависимость стоимости перевозки единицы груза от его общего объема, смещается по линии кривой вправо и соответственно снижается стоимость перевозки. В случае перевозки сборной партии груза без объединения их в одну товарную партию, изменение количества клиентов перевозимых в одной грузовой партии, при сохранении весовых и объемных характеристик сборной партии грузов, не влияет на стоимость перевозки приходящейся на один килограмм перевозимого груза.

 

При перевозке сборных грузов с использованием технологий ВТП, единичные партии грузов объединяются в одну грузовую и товарную партию и соответственно

 

FCобщ =  FС1 = FС2 = FС, т.е.

 

FCобщ =  FС1

 

Постоянные затраты на все грузы объединенные в одну товарную партию равны минимальной величине постоянных затрат, которые приходились бы на оформление одной грузовой партии.

 

Средние постоянные затраты в этом случае, рассчитываются по формуле : AFC2=FC/q

 

Принимая во внимания что постоянные затраты приходящиеся на одну грузовую партию товара, являются неизменными, то  в случае перевозки сборного груза без объединения мелкооптовых партий в одну товарную партию, то будет справедливо выражение:

 

AFC1=nFC/q (где n – кол-во грузовых партий)

 

Максимальная экономия, которая может быть получена от применения метода ВКД будет рассчитываться по формуле:

 

∆Е= AFC- AFC2,

 

Так как AFC1 =nFC/q и AFC2 =FC/q, тогда

 

∆Е= nFC/q- FC/q= (FC/q)(n-1),

 

∆Е= (FC/q) (n-1)

 

Данная формула позволяет рассчитать максимальную экономию, которая может быть получена при объединение разных грузовых партий в одну товарную партию.

 

Технология ВТП сборных грузов позволяет значительно снизить постоянные затраты, связанные с документооборотом, возникающим в процессе доставки сборных грузов, и постоянные затраты, возникающие вследствие оказания логистических и таможенных услуг агентами и участниками процесса  внешнеторговой доставки сборных грузов от производителя до конечного получателя.

 

На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что увеличение объема перевозимых грузов и объединение их в одну товарную партию, приводит к достижению наиболее минимально возможных средних постоянных затрат.

 

Список использованных источников:

 

  1. Шкваря Л.В. Мировая экономика. М.: МИРБИС, 2006. – 349 с
  2. С.Г. Серяков. Микро- и макроэкономика для менеджеров: Учебный модуль. – М.: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2007.

 

На современном этапе развития мировой экономики, происходят изменения в товарной структуре мирового экспорта под воздействием НТР в сторону увеличения обмена наукоемкой продукцией и услугами /1/. Особое место во внешней торговле занимают высокотехнологичные товары обладающие, как правило, небольшими объемными и весовыми характеристиками и высокой стоимостью, для которых важны сроки внешнеторговой перевозки и затраты на ее осуществление. Другой группой внешнеторговых товаров, для которых важна эффективность внешнеторговых операций, включающих в себя, как международную перевозку грузов, так и заключение внешнеторговой сделки, являются мелкооптовые партии различных групп  внешнеторговых товаров. С целью оптимизации процесса внешнеторговой доставки мелкооптовых партий грузов в международной торговле, используется перевозка этих товаров в составе сборных партий внешнеторговых грузов. В связи с этим представляется важным разработка методов и способов оптимизации затрат при  осуществлении внешнеторговых сделок и организации международных перевозок сборных грузов.

Международные перевозки сборных грузов являются более затратными, а точный расчет их стоимости в большинстве случаев очень трудно выполнить заранее, по сравнению с перевозками с полной загрузкой транспортных средств. Процесс перевозки сборных грузов в смешанном сообщении подразумевает смену вида транспорта, а это однозначно влечет за собой дополнительные расходы.

Чтобы упростить задачу планирования затрат, для начала стоит определить точки возникновения расходов на маршруте следования сборного груза. Распространенной схемой поставки можно считать: отправитель - таможня отправления - ЛТРЦ (локальный транспортно-распределительный центр) в стране отправления - МТРЦ (международный транспортно-распределительный центр) в стране отправления - промежуточный МТРЦ на маршруте следования – МТРЦ в стране получателя – ЛТРЦ в стране получателя- таможня назначения - получатель.

Графически, точки возникновения расходов при перевозке сборных грузов в смешанном сообщении, представлены на рис. 1.

Источник: составлено автором

Рисунок 1. Точки возникновения расходов при перевозке сборных грузов в смешанном сообщении.

 

Непременно на каждом этапе данной перевозки возникнут затраты на перевозку, которые следует отнести к четырем основным группам: транспортные затраты, терминальные, таможенные и внешнеторговые. Принцип их классификации довольно прост – разделение происходит в зависимости от места возникновения. Так как параметры сборного груза изменчивы, то вышеперечисленные затраты можно отнести к категориям – постоянные и переменные. Постоянные расходы – это затраты, величина которых не меняется вместе с изменением объема перевозимого груза, переменные расходы - величина которых  меняется вместе с изменением одного или нескольких параметров перевозимого груза, таких как объем, вес, стоимость, количество мест. Постоянные и переменные расходы в свою очередь делятся на: подконтрольные и неподконтрольные. Подконтрольные  – расходы, которые возникают и предполагаются в процессе доставки грузов и заранее включаются в стоимость перевозки. Неподконтрольные – расходы, которые заранее не учтены в стоимости перевозки и могут возникнуть в процессе ее осуществления, не зависимо от воли участников перевозочного процесса. Транспортная составляющая в конечной цене товара в мелкооптовых поставках зависит от количественных характеристик груза. В виду этого, перевозчиками для расчета стоимости доставки мелкооптовых партий, тарификации терминальных и складских услуг широко используется тарифная сетка - чем больше груз, тем меньше стоимость перевозки из расчета на один килограмм его веса. Увеличение грузовых партий позволяет получать более низкие цены на переменные затраты из расчета на один килограмм перевозимого веса. Постоянные затраты при этом остаются неизменными, так как они не зависят от количественных характеристик груза.

Кривые средних затрат

Рисунок 2.

Где: АС – средние суммарные затраты,

       AVC – средние переменные затраты

       AFC – средние постоянные затраты

       q – вес

Кривые АС и AFC параллельны друг другу, как это видно на графике. И расстояние между ними равно AVC. Соответственно, чем больше объем перевозимого груза, тем меньше средние постоянные и средние суммарные затраты.

Безусловно, что суммарные затраты складываются из постоянных и переменных. Для анализа расходов, возникающих в процессе перевозки сборных грузов, как уже ранее говорилось, необходимо отталкиваться от физических параметров самого груза. Значит, определим средние постоянные, переменные и суммарные затраты, приходящиеся на единицу веса перевозимой продукции. Итак, постоянные затраты неизменны. Вне зависимости от веса, объема, количества они будут иметь один и тот же показатель. Соответственно, чем больше расчетный вес, тем меньше средних постоянных затрат приходится на одну его долю.   Также средние переменные затраты уменьшаются на одну и ту же величину при увеличении веса перевозимого груза на величину шага тарифной сетки.

Средние переменные затраты рассчитываются по формуле AVC=VC/q /2/. В упрощенном варианте функция переменных затрат имеет линейную зависимость. Можно сделать вывод, что увеличение объема перевозимого груза уменьшает величину транспортных расходов, относящихся на единицу продукцию. На этом принципе основывается базовая идея формирования сборных перевозок грузов. Оптимизация переменных затрат происходит за счет формирования партии сборных грузов и тем самым увеличения веса (объема)  перевозимого товара.

Использование в системе международных перевозок сборных грузов технологий внешнеторгового посредничества (ВТП), позволяет помимо переменных затрат снижать и постоянные затраты, что невозможно при осуществлении перевозки сборных грузов в обычном порядке.

Технология ВТП подразумевает объединение мелкооптовых партий груза для дальнейшей отправки в едином транспортно-распределительном центре, откуда начинается основная международная перевозка. В ТРЦ происходит не только физическое объединение грузов в одну грузовую партию, но и объединение их в одну товарную партию, доставка которой осуществляется по единому транспортному документу, по единому внешнеторговому контракту от имени единого отправителя в адрес одного получателя, являющимся основным расконсолидатором груза для конечных получателей. Это позволяет оформлять, на несколько грузов следующих в одной грузовой партии, один транспортный, складской, внешнеторговый, таможенный документы, вместо множества документов на каждый из грузов следующих в грузовой партии. Соответственно постоянные расходы, независимо от количества грузов перевозимых в одном транспортном средстве, в случае их объединения в одну товарную партию, будут соответствовать минимальной величине постоянных  расходов, которые приходятся доставку и оформление единичной партии груза. Иным словами, постоянные расходы из расчета за одну партию товара распределяются между сборными грузами, входящими в эту партию в соответствии с их объемом. В противном случае, если не используется технология ВТП, то на каждый сборный груз приходятся затраты, как на всю партию товара.

Сравним постоянные затраты, возникающие при перевозке мелкооптовых грузов А и В при перевозке их в сборной партии, осуществляемой в обычном порядке и с использование технологии ВТП.

Кривые средних затрат

Рисунок 3.

При осуществлении доставки внешнеторговых грузов возникают постоянные затраты, которые не зависят от объема перевозимого груза и его стоимости. Постоянные затраты возникающие при перевозке груза А равны FC1, постоянные затраты возникающие при перевозке груза В равны FC2. Так как постоянные затраты не зависят от объема и стоимости перевозимого груза, можно сделать вывод, что постоянные затраты возникающие при перевозке грузов А и В равны, следовательно FC=2 FC1. Таким же образом рассчитываются постоянные затраты возникающие при перевозке сборных грузов обычным порядком, т.е. FCобщ=n FC, как уже указывалось выше, при перевозке мелкооптовых партий в составе сборных грузов снижаются только переменные затраты.

Кривая средних постоянных затрат AFC1 показывает динамику изменения стоимости перевозки одного килограмма груза при увеличении общего объема перевозимой сборной партии грузов при фиксированном количестве клиентов в данной перевозке. Предположим, что объем перевозимого сборного груза S1 составляет величину равную Q, тогда величина транспортных расходов и расходов возникающих в процессе осуществления внешнеторговой доставки груза приходящихся на один килограмм перевозимого груза будет равняться  А1. При увеличении объема перевозимого груза до величины Q, точка Sперемещается на графике кривых средних затрат AFCв точку S, которой соответствует величина средних постоянных затрат приходящихся на единицу перевозимого груза равной В1 . При этом А11, т.е. при увеличении объема перевозимого груза, точка на кривой постоянных затрат  AFC1 , отражающая зависимость стоимости перевозки единицы груза от его общего объема, смещается по линии кривой вправо и соответственно снижается стоимость перевозки. В случае перевозки сборной партии груза без объединения их в одну товарную партию, изменение количества клиентов перевозимых в одной грузовой партии, при сохранении весовых и объемных характеристик сборной партии грузов, не влияет на стоимость перевозки приходящейся на один килограмм перевозимого груза.

При перевозке сборных грузов с использованием технологий ВТП, единичные партии грузов объединяются в одну грузовую и товарную партию и соответственно

FCобщ =  FС1 = FС2 = FС, т.е.

FCобщ =  FС1

Постоянные затраты на все грузы объединенные в одну товарную партию равны минимальной величине постоянных затрат, которые приходились бы на оформление одной грузовой партии.

Средние постоянные затраты в этом случае, рассчитываются по формуле : AFC2=FC/q

Принимая во внимания что постоянные затраты приходящиеся на одну грузовую партию товара, являются неизменными, то  в случае перевозки сборного груза без объединения мелкооптовых партий в одну товарную партию, то будет справедливо выражение:

AFC1=nFC/q (где n – кол-во грузовых партий)

Максимальная экономия, которая может быть получена от применения метода ВКД будет рассчитываться по формуле:

∆Е= AFC- AFC2,

Так как AFC1 =nFC/q и AFC2 =FC/q, тогда

∆Е= nFC/q- FC/q= (FC/q)(n-1),

∆Е= (FC/q) (n-1)

Данная формула позволяет рассчитать максимальную экономию, которая может быть получена при объединение разных грузовых партий в одну товарную партию.

Технология ВТП сборных грузов позволяет значительно снизить постоянные затраты, связанные с документооборотом, возникающим в процессе доставки сборных грузов, и постоянные затраты, возникающие вследствие оказания логистических и таможенных услуг агентами и участниками процесса  внешнеторговой доставки сборных грузов от производителя до конечного получателя.

На основании выше изложенного, можно сделать вывод, что увеличение объема перевозимых грузов и объединение их в одну товарную партию, приводит к достижению наиболее минимально возможных средних постоянных затрат.

Список использованных источников:

  1. Шкваря Л.В. Мировая экономика. М.: МИРБИС, 2006. – 349 с
  2. С.Г. Серяков. Микро- и макроэкономика для менеджеров: Учебный модуль. – М.: ГОУВПО ВАВТ Минэкономразвития России, 2007.

 

http://www.vneshtorgagent.ru/index.php/stati/123-analiz-zatrat-voznikayushchikh-v-protsesse-perevozki-sbornykh-gruzov-v-smeshannom-soobshchenii

 

Комментарии