Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Аутсорсинг складских услуг

22 июня 2016 » 20:13
Аутсорсинг складских услуг

Аутсорсинг складских услуг позволяет переложить заботы об организации бесперебойной работы складского хозяйства на плечи специализированной компании.

Do what you do best and outsource the rest 

Известное в логистической среде изречение американского гуру менеджмента Тома Петерса гласит: «Делай то, что у тебя получается лучше всего, а остальное отдай на аутсорсинг».

 

Аутсорсинг складских услуг позволяет переложить заботы об организации бесперебойной работы складского хозяйства на плечи специализированной компании и в идеале:

• снизить издержки

• минимизировать риски срыва основного производства

• повысить оборачиваемость и ликвидность активов предприятия

Самостоятельное ведение непрофильной функции сопряжено со многими сложностями. Во-первых, неусыпный контроль за собственной службой логистики дело сложное если не безнадежное.

Во-вторых, современная складская логистика — это высокотехнологичный и весьма капиталоемкий бизнес. Очевидно, что у предпринимателя, для которого склад — просто место для хранения и перевалки грузов, и логистической компании, для которой — это профильная деятельность, совершенно разные шансы эффективно организовать этот бизнес. При этом логистическая компания не только хранит грузы клиентов, но и оказывает услуги по их консолидации (накоплению), комплектации партий, упаковке, бракеражу (проверке на брак), наклейке этикеток, выписке счетов, ведению учета и многому другому. Тогда как с собственником продукции заключается контракт, где четко оговариваются права и обязанности сторон. Не говоря уже о том, что логистический оператор несет финансовую и юридическую ответственность за качество выполняемых работ.

«Основными потребителями складских услуг являются торговые сети и компании-производители товаров широкого потребления, - рассказывает исполнительный директор ООО "Би Лоджистик" Владимир ГУБАНОВ. - Причем для многих из них важнее не сэкономить на логистике, а сфокусироваться на основных видах деятельности, повысить качество и уровень обслуживания, передав «головную боль» второстепенных логистических функций надежному и профессиональному партнеру».

И конечно безусловным доводом в пользу аутсорсинга является то, что высокий уровень автоматизации и многоярусное хранение на современных складах класса «А» позволяют сокращать затраты на единицу обрабатываемой продукции.

 

Переход на логистический аутсорсинг обоснован когда:

• Есть желание или необходимость сосредоточиться на основной деятельности;

• Ощущается дефицит управляемости в логистике. Её развитие отстает от бизнеса, его эффективности и темпов роста;

• Есть желание использовать наиболее интересный логистический опыт;

• Компания ориентирована на использование передовых технологий;

• Есть необходимость снижения продолжительности технологических процессов;

• Возникла потребность в сокращении издержек и переводе второстепенных затрат из постоянных в переменные.

 

При этом, по мнению заместителя директора ООО "Складские технологии" Вероники Шамрай, есть еще несколько дополнительных мотивов:

• Например, в компании с сезонным характером спроса периодически ощущается нехватка собственных складских площадей. В этом случае компания пользуется услугами складского оператора в течение ограниченного срока (как правило, не более полугода) и склад оператора используется как буферный склад для хранения большего запаса товара. В этом случае, единожды найдя партнера - логистического оператора, можно каждый год по накатанной схеме переживать сезон.

• Бывает, торговая компания расширяет рынок и выходит в новые регионы. Но на одновременное строительство и торговых центров и склада почти никто не решается. В итоге, складская логистика передается на аутсорсинг.

 

Современные особенности

«Моду» на современные складские комплексы задают западные компании и крупные российские дистрибьюторы. Отсутствие привязки к собственным складам делает их очень мобильными и значительно повышает конкурентоспособность. Ведь склад можно как офис арендовать в любом месте на любой срок, и если нужно, так же просто от него отказаться. Тогда как комплексное логистическое обслуживание может реально снизить расходы и сократить путь товара от производителя к потребителю.

На взгляд Вероники Шамрай, тема нехватки качественных складских площадей в Новосибирске сильно преувеличена: «Таким образом оправдывались приход на рынок новых крупных девелоперов и строительство огромных складских комплексов класса А. Если внимательно проанализировать деятельность крупнейших местных складских операторов, то напрашивается вывод, что ажиотажного спроса на услуги ответхранения на складах класса А нет. Просто многие компании по ряду причин (неотлаженная логистика в компании, высокие цены на услуги и т.п.) не готовы передать свою складскую логистику третьему лицу».

Случается, что как операторы не могут полностью удовлетворить потребности владельцев продукции, так и торговые компании не готовы передать непрофильную логистическую функцию на аутсорсинг. В частности, последние могут бояться потерять контроль над грузопотоками и доверить свои коммерческие тайны посторонним лицам, испытывать сложности с анализом целесообразности передачи этой функции на аутсорсинг, а также не понимать значения аутсорсинга для развития бизнеса.

«Некоторые компании принимают решение об обращении к логистическому оператору в связи с нехваткой площадей, низкой оснащенностью современным складским оборудованием и проблемами с персоналом, - делится Вероника ШАМРАЙ. - Однако после передачи функции склада сторонней компании, показатели, которые они стремились улучшить, не обязательно оказываются на ожидаемом уровне. Эффективную работу всей логистической системы компании невозможно достигнуть, улучшив лишь условия хранения и технологию обработки грузов на складе. Если складские запасы пополняются несвоевременно и неоптимально, а отгрузки со склада неравномерны, то проблемы как были, так и останутся. Таким образом, неотлаженные логистические процессы могут быть одним из препятствий передачи функций склада третьему лицу.

Еще одним препятствием могут быть нестандартные требования для хранения продукции. Например, для хранения химической продукции необходимо соблюсти соответствующие климатические условия (температура, влажность) и требования пожарной безопасности. Также, склады логистических операторов – это мультиклиентские склады, и часто продукция разных клиентов может быть несовместима для хранения в одном складском периметре.

Сложность в поиске партнера по складской логистике могут возникать и у компаний, работающих в сфере строительных и отделочных материалов. Склады ответхранения обычно проектируются как универсальные и оснащаются паллетными фронтальными стеллажами. Для хранения, например, длинномеров логистическому оператору придется переоборудовать склад и использовать специальные погрузчики, что влечет за собой дополнительные затраты клиента. Далеко не каждый клиент готов нести подобные затраты».

«Требования клиентов к складской логистике с каждым годом растут, усложняется обработка продукции, ужесточаются нормативы обработки товара, появляются все новые требования по обмену данных, отчетности и документообороту, вводятся штрафные санкции за невыполнение ключевых показателей (KPI). Основной причиной появления таких требований является открытие региональных складов крупными иностранными компаниями, которые заставляют логоператоров учиться и приспосабливаться к современным требованиям. При этом применяемые некоторыми логистами устаревшие системы управления складом (WMS-системы) уже не позволяют реализовать все условия и требования клиента. Тем не менее почти треть логоператоров города готова удовлетворить практически все потребности клиентов», - заключает Владимир ГУБАНОВ.

 

За что платим?

Современный складские услуги обычно включают в себя:

• Ответственное хранение на складе

• Погрузочно-разгрузочные работы

• Сортировку и комплектацию заказов

• Перегрузку (кросс-докинг) грузов

• Специальную обработку товара (распаковку, проверку, сборка, переупаковку)

• Предпродажную подготовку товаров (упаковку, маркировку и проставление цены, вложение документации, комплектацию наборов, фасовку)

Тарифные ставки обычно зависят от объема разгрузочных работ, сроков кросс-докинга (перегрузки), сложности погрузочных работ и других услуг складского хранения. Поэтому снижение издержек и получение существенного экономического эффекта возможны только при организации интегрированной логистической деятельности.

Как уточняет Вероника ШАМРАЙ, такие услуги как кросс-докинг, штучный отбор, формирование наборов и штучная выбраковка товара входят в категорию «по договоренности»: «Эти услуги являются отступлением от универсальной технологии обработки и хранения. Поэтому их наличие свидетельствует о некой специализации складских операторов. При этом последние обычно избегают прайс-листов с общими ценами даже на стандартные складские услуги. Стоимость каждой услуги зависит от характеристики товаропотока клиента. Например, если планируется низкая оборачиваемость склада, т.е. товар в основном хранится на складе «мертвым грузом», то следует ожидать, что тарифы на хранение паллето-места будут выше среднерыночного уровня. Не секрет, что чем больше операций выполняется с товаром клиента, тем интереснее логистическому оператору».

«Поскольку на стоимость складских услуг влияет множество факторов: весогабаритные характеристики товара, объемы хранения, оборачиваемость, упаковка товара, способа хранения и многое другое, - дополняет Владимир ГУБАНОВ, - все логоператоры предлагают своим клиентам заполнить специальные опросники. В зависимости от наличия и значения определенных факторов, тарифы на складские услуги могут отличаться в разы.

Если же говорить о сопутствующем сервисе, то большинство операторов готовы оказывать практически любую обработку продукции: переупаковку, стикеровку, переборку, фасовку, обработку на термомашинах и многое другое».

 

Оптимальный выбор

Хотя основная задача логистики – оптимизация затрат, при выборе складского оператора важно не попасть в западню мнимых или реально низких цен. Общеизвестно, что «беплатный сыр бывает только в мышеловке».

По убеждению Вероники ШАМРАЙ, «складской оператор должен быть, прежде всего, надежным партнером. Однако есть ряд чувствительных для клиента параметров, включая:

- местоположение склада (на каком расстоянии находится склад от основных грузопотоков);

- возможности склада оказывать весь спектр необходимых клиенту услуг;

- возможность складского оператора обеспечивать требуемый документооборот (например, предоставлять сертификаты качества, ветеринарные свидетельства и т.п.);

- возможность с каждым годом увеличивать емкость хранения и показатели производительности, и ряд других.

«К оценке предложений логоператоров необходимо подходить, скрупулезно изучая каждую операцию, - говорит Владимир ГУБАНОВ. - Так, у одного оператора складские операции могут быть разбиты, а у другого объединены. Например, у одного отпуск товара может быть разделен на две операции: подборка и отгрузка товара, а у другого есть только одна операция – отгрузка товара. Соответственно, сравнивать операции и тарифы за них необходимо крайне внимательно.

 

Однако прежде чем переходить к сравнению предложений (тарифов) различных логкомпаний, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

• Какая WMS-система установлена на складе? Позволяет ли она реализовать все необходимые требования?

• Приспособлен ли склад к обработке вашего товара?

• Все ли ваши операции может и готов выполнять оператор?

• Удобно ли расположен складской комплекс для доставки именно вашей продукции (вашему грузополучателю)?

• Прозрачен ли механизм подсчета выполненных складских операций (биллинг)?

Анализируя различные тарифы на складские услуги, клиент должен понимать, какими современными технологиями обладает логоператор. Способна ли логкомпания выполнить все необходимые ему требования?

Так, многие логисты не способны работать со штучной или коробочной обработкой товара. Например, если на шестиярусном складе только одна шестая часть склада отведена для коробочной отборки, может получиться, что он не способен разместить весь ходовой товар высокоассортиментных клиентов. А это, в свою очередь, может привести к многочисленным внутренним перемещениям, и соответственно, к хронической неспособности своевременной сборки товара. Поэтому многие логоператоры позиционируют себя на рынке как «коробочники», «штучники» или «паллетники».

 

Оформление отношений и работа с претензиями

К и в любой сфере бизнеса, отношения между логистическим оператором и пользователем его услуг должны быть задокументированы максимально четко и подробно.

«При заключении договора по работе с логистическим оператором, особое внимание необходимо уделить регламенту взаимодействия клиента и оператора, - советует Вероника Шамрай. - В этом документе прописываются основные «правила игры», включая:

- график поставки товара на склад;

- правила приемки и выбраковки продукции;

- требования к хранению товара;

- график отгрузки товара со склада;

- порядок передачи материальной ответственности;

- зеркальные штрафные санкции в случае нарушения правил взаимодействия и многое другое.

От того насколько тщательно прописан этот документ будет зависеть качество и комфорт дальнейшего взаимодействия сторон».

Владимир ГУБАНОВ рекомендует обращать особое внимание на такие договорные моменты как механизм пересмотра тарифов, биллинг, механизм рассмотрения претензий, гарантированные объемы обработки грузов, ключевые показатели, механизм пересмотра резервации (закрепления товара за клиентом), время работы склада, механизм сверки данных учетных систем, нормативы погрузо-разгрузочных работ и периодичность инвентаризаций.

В случае возникновения претензий к ценам или качеству услуг клиентам складских операторов следует начать переговорный процесс.

«В основном, механизм пересмотра тарифов предусмотрен в договоре и чаще всего определяется уровнем инфляции, - делится Владимир ГУБАНОВ. - Однако если клиента перестают устраивать тарифы, нужно провести мониторинг рыночных цен и сообщить оператору свои аргументы. Если это не поможет, остается только смена логоператора.

Что касается возможных претензий к качеству услуг, то в этом случае следует:

• Составить список имеющихся проблем и показателей низкого качества работы склада.

• Провести переговоры, составив протокол с договоренностями и планом мероприятий по улучшению ситуации.

• Контролировать ход выполнения плана действий.

• Если динамика улучшений в работе логоператора ощутима, контролировать его до стабилизации ситуации, если же нет, то задуматься о смене поставщика логистических услуг».

Пока на местном рынке по-прежнему наблюдается некоторый дефицит современных складов, многие логоператоры вынуждены отказывать потенциальным клиентам с небольшим по их меркам объемом хранения товара.

Вместе с тем, в ближайшем будущем под Новосибирском ожидается сдача сразу нескольких крупных складских комплексов. Рынок складских услуг развивается, приходят новые игроки, что так или иначе ведет к улучшению качества работы логоператоров. Возможно это заставит пересмотреть тарифы операторов, которые имеют необоснованно высокие тарифы. Логистическим компаниям есть куда развиваться, соответственно, усовершенствование технологий тоже может привести к удешевлению услуг. Хотя в связи с последними событиями в российской экономике развитие регионального рынка современных складских услуг скорее всего замедлится, прогресс как таковой остановить невозможно.

 

 

Источник: sibgt.ru

 

 

Читать далее: "Стратегия логистического аутсорсинга"

Комментарии