Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Дифференциация услуг логистических терминалов

29 октября 2013 » 09:52
Дифференциация услуг логистических терминалов

Одной из наиболее обсуждаемых в последние годы тем в республике стала тема упорядочения логистической системы страны в частотности через создание транспортно-лигистических центров.

 

Одной из наиболее обсуждаемых в последние годы тем в республике стала тема упорядочения логистической системы страны в частотности через создание транспортно-лигистических центров.  Оставим пока в стороне финансовую состоятельность и экономическую эффективность построения новых площадей,  которые должны, по идее, обеспечить стране объемный поток, как инвестиционных поступлений, так и прибылей от их эксплуатации. Обратимся к уже существующим.

 

 

Транспортно-логистические центры в республике начали формироваться вокруг транспортных компаний, имеющих свой подвижной состав, свое складское хозяйство, уже не одно пятилетку работающих  в сфере предоставления логистических услуг. Размещение пунктов таможенного оформления на площадях таких предприятий логически дополнило и, казалось бы, завершило формирование перечня услуг, предоставляемых компаниями.  Истории о тяготах таможенного оформления уже прочно вошли в обиход не только тех, кто непосредственно вовлечён в товарообмен с иностранными контрагентами.  Получение лицензий на осуществление деятельности в качестве таможенных агентов дало возможность компаниям обеспечить непрерывный цикл самостоятельной обработки товаров заказчиков на своих площадях. Всё упирается в перечень и качество предоставляемых клиентам услуг.

 

 

Взглянем с другой стороны. Оценкой эффективности работы любого хозяйствующего субъекта служит соотношение прибыли, полученной от деятельности, к издержкам компании для организации процесса. Чем больше частное, тем интереснее компании работать на рынке.   Очевидно так же, что для уже функционирующих предприятий, расширение физических мощностей которых не возможно по щелчку пальца, есть не так много путей улучшений или, как минимум, поддержания своего экономического положения и репутации. Всего два: увеличение оборачиваемости грузов и, значит, грузооборота в абсолютном выражении либо, всё то же расширение номенклатуры  качественно предоставляемых услуг. 

 

 

Качество предоставляемых услуг может характеризоваться и временем осуществления операций, и количеством занятого персонала, и объемом документооборота, и технической оснащенностью складов. Техническая оснащенность складов и физическое качество самих площадей – это отдельный большой разговор. Но самое важное, что необходимо отметить, качественное предоставление услуг невозможно без устойчивого двустороннего информационного обмена между поставщиками и получателями услуг.

 

 

Укрупненный перечень услуг, предоставляемых логистическими терминалами (умышленно опускаю транспортную составляющую – далеко не все складские терминалы, работающие в сфере ВЭД, владеют своим транспортом),  стандартен не только для Беларуси: операции по перевозке и доставке товаров, операции по таможенному оформлению грузов, складские операции по хранению и операции по терминальной обработке товаров.  Исследование среди минских терминалов,  показало, что лучше всего компании справляются с  услугами, предоставляемыми в сфере таможенного оформления товаров, а компании, обладающие своим транспортом, неплохо справляются и с доставкой грузов.  Фактически, это означает, что владельцы складских терминалов,  предпочитают зарабатывать не на том, что потребовало максимальных затрат на содержание и эксплуатацию, а на том, что по затратам не так существенно. Парадокс.

 

 

 

 

 

Коллег, работающих на минских терминалах, я просто прошу взять в руки прайс-листы компаний.  Взгляните, в каком разделе содержится наиболее подробный перечень услуг, оказываемых в отношении одной партии товара? Услуги по таможенному оформлению.

 

 

Что  касается услуг по хранению товаров, то довольно трудно предоставить их иначе, чем за единицу веса, объема или площади. Но с точки зрения размещения товаров, услуги по хранению предоставляются на складах с разным режимом хранения: склад временного хранения, таможенный склад, склад ответственного хранения. Поэтому представляется довольно странным, что разные режимы и время хранения у многих компаний не отражаются на разнице цен за хранение единицы товара.  Понятно, конечно, что  пока клиенты и так есть, что они и так едут на ваши терминалы и, многие давно с вами работают и, вы  уже привыкли друг к другу. Но, ничего из выше перечисленного не характеризует ни эффективность работы, ни конкурентоспособность в широком смысле.

 

 

В соответствии с перечнями предоставляемых компаниями услуг самое узкое место в работе терминалов – складская обработка грузов. Хорошо отработаны терминалами услуги по разгрузке, погрузке и взвешиванию. Единицы предоставляют услуги по сортировке и дроблению партий.  А вот со штучными товарами практически никто не работает, равно как и операции по приёмке товаров по качеству и количеству терминалами самостоятельно почти не осуществляются. Есть проблема с обработкой негабаритных грузов. А сколько операций может производиться с товарами, размещенными на таможенных складах и на площадях счастливых обладателей  складов ответственного хранения, в том числе с тарой и упаковочными материалами заказчика.

 

 

Приведу укрупненный перечень услуг по ответственному хранению, предоставляемых одним из российских логистических центров:

 

  1. Хранение товаров, требующих определенных температурных условий;
  2. Погрузочно-разгрузочные работы;
  3. Сортировка и комплектация товаров;
  4. Круглосуточная обработка товара;
  5. Предоставление необходимых отчетов о движении грузов на складе;
  6. Обязательное страхование всех грузов за счет логистического центра.
  7. Проверка продукции на брак;
  8. Стикеровка продукции. Изготовление и наклеивание этикеток со штрих-кодом;
  9. Переупаковка;
  10. Упаковка в термоусадочную ПВХ и ПЭ пленку.

 

И вот здесь необходимо вернуться к устойчивому двустороннему обмену информацией между терминалами и клиентами. Во-первых, услуга должна формироваться не тогда, когда клиент решился спросить у вас, может всё-таки можно что-то сделать? Как знать, может он уже обошел компании ваших конкурентов и, на этот раз никто не смог удовлетворить его, заметьте, уже платежеспособный спрос.  Услуга и спрос на нее формируются тогда, когда вы говорите, мы это можем, мы это сделаем. Во-вторых, как часто вы, общаясь с клиентами, справлялись у них о потребности в обработке товаров, которая  появились или о тех изменениях в работе компаний, которые планируются? В-третьих, как часто вы вообще обращаетесь к своим клиентам за отзывами о своей работе? В-четвертых, к кому вы обращаетесь? Ведь информация предоставленная специалистом и руководителем – это две разные информации. В-пятых, как часто вы проводите анализ структуры грузопотока? Есть ли сезонность, как он изменился хотя бы за последние три года? А почему это произошло? А как это отразится на грузообороте в будущем? Последнее -  можете ли вы повлиять на ситуацию либо ёще как-то поучаствовать в процессе? Каким образом? Получая ответы на эти вопросы,  необходимо пересматривать перечень существующих услуг и формировать дополнительные.

 

 

Всё  перечисленное выше – прописные истины, которые упускаются из вида. В каждодневной рабочей рутине мы забываем о том, что  дифференциация линейки продуктов, а в нашем случае линейки услуг, не только повышает отдачу, но и делает компанию более устойчивой к колебаниям  рыночной конъюнктуры. Не говоря уже о том, как много может быть открыто тому, кто умеет искать и находить нужную информацию.

 

 

 

Источник: www.logists.by

 

Алла Савина

Комментарии