Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

"Единое окно" как фактор ускоренной интеграции внутри Таможенного союза

10 февраля 2014 » 07:15

Перед национальными правительствами России, Казахстана, Белоруссии в период становления Таможенного союза стоит двоякая задача: с одной стороны обеспечить необходимый уровень национальной безопасности, с другой – в максимальной степени способствовать упрощению международной торговли и беспрерывному функционированию цепи поставок товаров.

Перед национальными правительствами России, Казахстана, Белоруссии в период становления Таможенного союза стоит двоякая задача: с одной стороны обеспечить необходимый уровень национальной безопасности, с другой – в максимальной степени способствовать упрощению международной торговли и беспрерывному функционированию цепи поставок товаров.

 

Понятие Упрощение торговли в рамках Таможенного союза (далее ТС) подразумевает “упрощение и гармонизацию процедур международной торговли”, при этом термин “процедуры“ обозначает “действия и формальности в сфере сбора, передачи, представления и обработки данных, необходимых для обеспечения перемещения товаров в процессе международной торговли”.

 

Участникам международных операций трёх государств ежедневно приходиться готовить и предоставлять национальным органам, осуществляющим государственный контроль, информацию, связанную с осуществлением трансграничного перемещения грузов. Эта информация предоставляется на бумажных носителях и/или в электронном виде.

 

Обширные информационные требования являются препятствием для коммерческой деятельности и сдерживают развитие международной торговли.

 

Простота и эффективность предоставления информации национальным органам в рамках ТС, осуществляющим государственный контроль, сегодня является одним из факторов влияющих на снижение транзакционных издержек лиц, занимающихся трансграничной деятельность, а соответственно и определяет их конкурентоспособность.

 

Национальными таможенными администрациями Таможенного союза решается широкий спектр задач, связанных с администрированием трансграничного перемещения грузов, среди которых формирование доходной части бюджета за счет сбора таможенных пошлин; вопросы национальной безопасности обеспечение соблюдения прав потребителей; защита окружающей среды.

 

После завершения экономического и финансового кризиса таможенным администрациям ТС в контексте упрощения международной торговли выпала важная роль - выступить в качестве мощного стимула активизации транснационального товарообмена, содействуя упрощению таможенных процедур, отказавшись от вынужденных физических проверок товарных партий и сократив временные издержки, связанные с декларированием и таможенным оформлением товаров - все вышеперечисленное позволит снизить операционные расходы, приходящиеся на долю торговых операторов.

 

По мнению ВТО, применение отдельных нетарифных мер (к примеру, повышение количества физических досмотров товарных партий) отнюдь не способствуют активизации международной торговли, что приобретает особую актуальность в эпоху снижения объемов международного товарооборота, обусловленного финансовым кризисом в международной торговле, постоянно приходится подготавливать и представлять государственным органам значительный объем информации и документов в порядке соблюдения регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Эта информация и документация зачастую должна направляться через целый ряд различных учреждений, использующих свои собственные конкретные (ручные или автоматизированные) системы и образцы бумажных документов. Такие обширные требования вместе с издержками, связанными с их соблюдением, могут представлять серьезное бремя для государственных органов управления и деловых кругов Таможенного союза и могут также выступать серьезным барьером для развития международной торговли.

 

Одним из путей решения указанной проблемы является создание механизма "единого окна" в рамках деятельности таможенных органов ТС, благодаря которому торговую информацию и/или документы можно представлять только один раз с использованием единого пропускного канала. Это позволит улучшить доступность и обработку информации, ускорить и упростить информационные потоки между участниками внешнеэкономической деятельности и государственными органами ТС и наладить более действенное согласование и обмен соответствующими данными между государственными системами, что даст ощутимый выигрыш всем сторонам, участвующим в трансграничной торговле. Применение такого механизма может повлечь за собой повышение результативности и эффективности официальных мер контроля и сокращение издержек как для государственных органов ТС, так и для торговых предприятий вследствие более совершенного использования ресурсов.

 

Ярким примером может служить целенаправленная работа таможенной службы Казахстана по модернизации таможенной системы в соответствии с международными стандартами. С целью снижения административной нагрузки на бизнес и упрощения разрешительной системы таможенные органы Казахстана выступили с инициативой упрощения процедур контроля в пунктах пропуска через государственную границу. Основная суть нововведения заключается во внедрении интегрированного контроля на границе и создании межведомственной системы мониторинга на базе «центра оперативного управления комитета таможенного контроля Казахстана».

 

Целей интегрированного контроля в пунктах пропуска на границе, то главным здесь является внедрение принципа: «одна остановка – одно окно» и сокращение количества служб, находящихся в пунктах пропуска с передачей их функций таможенным органам.

 

На базе центра оперативного управления комитетом таможенного контроля проводится также работа по созданию единого электронного окна для экспортно-импортных операций. Сегодня участнику данных операций в момент заключения контракта приходится обращаться в различные государственные учреждения для получения разрешения и согласований всевозможных разрешений. Идея единого окна подразумевает унификацию и автоматизацию процессов выдачи и учёта всех разрешений на основе IT технологий, интеграцию баз данных всех субъектов, осуществляющих разрешительную деятельность и оказывающих услуги по внешнеторговым операциям. Таким образом, "единое окно" подразумевает практическое применение концепции упрощения процедур торговли в целях сокращения нетарифных барьеров в торговле и может принести незамедлительные выгоды всем членам торгового сообщества Таможенного союза.

 

Создание центра оперативного управления в комитете таможенного контроля явилось первым шагом к интеграции информационных систем ряда министерств, и совместному использованию единого программного аппаратного комплекса различных государственных органов при осуществлении контроля. Техническая основа предварительного информирования находится на стадии завершения.

 

Таким образом, реализация межведомственного информационного обмена с использованием единой транспортной среды государственных органов практически становится платформой для создания единого электронного окна и электронного декларирования в Казахстане.

 

27-28 июля проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе при поддержке Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан и ГТЦ провел 2 семинара для государственных органов Республики Казахстан и сотрудников КТК МФ РК, задействованных в регулировании международной торговли.

 

На семинаре было показано, как применение единого окна и его последующая автоматизация позволили сократить время на получение участником ВЭД разрешительной документации в 4,5 раза.

 

"Единое окно" являясь информационным центром, могло бы предоставлять правительствам Таможенного союза информацию, необходимую для обработки транзакций, предоставляя участникам ВЭД возможность осуществления платежей и получение сертификатов до прибытия груза в пункт пересечения границы. Экономический Совет ООН в Европе показал, что использование единого окна для внешней торговли может привести к экономии в размере 1% от ВВП. Система единого окна специфична в каждой стране.

 

Как указывается в Рекомендации № 33 СЕФАКТ ООН, концепция "единого окна", охватываемая настоящими Руководящими принципами, подразумевает механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз.

 

Хотя существует множество возможных подходов к созданию "единого окна", в результате обзора различных ныне действующих или разрабатываемых систем, проведенного Рабочей группой по процедурам международной торговли (РГПМТ/ГТД 15) СЕФАКТ ООН, были выделены три основные модели. Однако, прежде чем рассматривать эти модели, важно указать следующее:

  • хотя многие деловые операции и торговая практика являются общими для всех стран, каждая страна также имеет свои собственные специфические требования и условия;
  • "единое окно" должно предполагать тесное сотрудничество между всеми участвующими государственными органами и учреждениями и торговыми кругами;
  • "единое окно" вовсе не обязательно требует внедрения и применения самой передовой информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), хотя, если правительства изыщут и возьмут на вооружение соответствующие ИКТ технологии для использования в рамках "единого окна", это во многих случаях может усилить эффективность упрощения процедур торговли.

Три основные модели механизма "единого окна":

 

а) Единый орган, который получает информацию в бумажной или электронной форме, распространяет эту информацию среди всех соответствующих государственных органов и координирует меры контроля в целях предупреждения возникновения ненужных препятствий в логистической цепочке. Например, в рамках шведского механизма "единого окна" таможня выполняет отдельные задачи от имени некоторых органов (главным образом для Национального налогового управления (НДС по импорту), Статистического управления Швеции (торговая статистика), Совета по сельскому хозяйству Швеции и Национального совета по торговле (лицензирование импорта)).

 

б) Единая автоматизированная система для сбора и распространения информации (государственная или частная), в рамках которой интегрированы процессы электронного сбора, использования и распространения (и хранения) данных, касающихся трансграничной торговли. Например, в Соединенных Штатах разработана программа, в соответствии с которой участники ВЭД могут представлять стандартные данные только один раз, а система обрабатывает и препровождает эти данные учреждениям, заинтересованным в той или иной сделке.

Существуют различные возможности:

  1. интегрированная система: данные обрабатываются в рамках системы;
  2. интерфейсная система (децентрализованная): данные направляются соответствующему учреждению для обработки;
  3. комбинация 1 и 2.

в) Автоматизированная информационно-операционная система, с помощью которой участник ВЭД может представлять электронные торговые декларации различным органам для обработки и подтверждения методом однократной записи.


При этом подходе подтверждения передаются в электронном виде от государственных органов на компьютер участника ВЭД. Такая система используется в Сингапуре и Маврикии. Кроме того, в сингапурской системе сборы, налоги и пошлины исчисляются автоматически и списываются с банковских счетов торговых предприятий. В контексте создания подобного рода системы следует учитывать фактор использования основного набора данных, включающего в себя конкретные идентификационные параметры, которые заблаговременно в предварительном порядке определены и апробированы для всех соответствующих операций.

 

Кожанков А. Ю. Советник генерального директора по правовым вопросам ООО "Таможенно-Брокерский центр",
Елин В. А. Председатель совета директоров "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), кандидат технических наук.

slg.ru

Комментарии