Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление логистикой

Эффективное обучение специалистов и руководителей в сфере логистики

5 марта 2014 » 09:51
Эффективное обучение специалистов и руководителей в сфере логистики

Зачастую деньги потраченные на обучение сотрудников являются еще одной статьей затрат большинства корпоративных бюджетов. И только 5-7% компаний умеют из обучения делать инвестиции.

Зачастую деньги потраченные на обучение сотрудников являются еще одной статьей затрат большинства корпоративных бюджетов. И только 5-7% компаний умеют из обучения делать инвестиции. Причин такой неэффективности много: отправили немотивированного специалиста или руководителя, неправильно выбрали программу обучения, ошиблись с учебным заведением и т.д. 

 


АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЛОГИСТИКЕ

Начало последнего кризиса отметилось резким снижением продаж у игроков, представляющих практически все рынки. Большинство компаний начали спасаться за счет активизации маркетинговых инструментов и агрессивности продаж. Причем последнее зачастую приводило к потере даже самых лояльных клиентов. При этом, фиксировались парадоксальные ситуации интенсивного роста компаний в среде общей депрессии рынков.

 

Ранее нами было зафиксировано, что большинство компаний, работающих на рынках Беларуси, России, Украины (основные регионы нашего присутствия) регулярно теряют в среднем 40% своего оборота из-за неэффективности собственных товаропроводящих систем. Все очень просто, клиент обращается к своему поставщику с заказом на поставку 100 SKU* общей стоимостью 1 млн. руб., а при приеме заказа выясняется, что поставщик может поставить только 85 SKU стоимостью 600 тыс. руб. И не факт, что клиент купит в данном месте на 600 тыс., возможно он сделает попытку поиска поставщика с возможностью отгрузки хотя бы 90-95 SKU. Из примера очевидно, что минимальные потери поставщика составили 400 тыс. руб. из 1 млн., а максимальные – 1 млн. И так обстоят дела у большинства компаний.

 

12

 

 

При этом, на рынке существуют компании (их 2-3%), способные обеспечить 96-97% уровня логистического сервиса и именно эти компании показывали рост во время стагнации рынков.

 

Т.е. логистическое технологии только в первом приближении способны увеличить доходы бизнеса до 40%.

Одна из ключевых причин недополученных доходов – сотрудники компаний не видят проблему и тем более не имеют инструментов ее решения.

____________________________________

* - SKU  (Stock-keeping unit) - учетная единица ассортимента, артикул 

 


ГДЕ ОБУЧАЮТ ЛОГИСТИКЕ

Поисковые запросы, аналогичные "логистика обучение" в Google, Yandex или других поисковых системах, выводят списки сайтов ВУЗов, в составе которых есть кафедры логистики, институтов повышения квалификации, бизнес-школ, которые, либо специализируются на логистике, либо имеют в своем портфеле пару соответствующих программ.

При формировании поискового запроса на английском языке список ссылок будет дополнен зарубежными учебными заведениями.

 

Что же из вышеперечисленного  эффективнее: ВУЗы, институты повышения квалификации, бизнес-школы, зарубежные или отечественные?

 

1. Отечественные ВУЗы

К топовым ВУЗам в РБ, где присутствует специальность "Логистика" можно отнести БНТУ (Политех), БГЭУ (Нархоз), БГУ. Есть, конечно, еще ВУЗы, но там обучают тех, кто не прошел по конкурсу в топовые ВУЗы и конечно уровень подготовки, как и уровень студентов, в таких учебных заведениях ниже. Это видно по уровню выпускников, присылающих свои CV и приходящих на собеседования. Общая "болезнь" отечественной высшей школы - избыточная теоретизированность обучения. К сожалению ни одна из кафедр логистики не может похвастаться высокопрофессиональными преподавателями-практиками в сфере логистики. Получается, что будущих логистов учат те, кто логистику никогда не "держал в руках". Выпускники-логисты, зачастую никогда не видели как выглядит коносамент, таможенная декларация, не понимают, почему на практике не работают условия поставок EXW и DDP, как же на самом деле работает система Just-in-time, через какие порты контейнеры попадают в Беларусь из Китая и т.д.

 

Таким образом, отечественные ВУЗы могут дать теоретическую базу, где преподаватели логистики являются просто посредниками между книгами и студентами, но не более того. Поэтому для развития компетенций практикующих логистов, описанный вариант сложно назвать эффективным. 

 

2. Институты повышения квалификации

По своей сути, институты повышения квалификации созданы для развития компетенций практикующих специалистов и руководителей, однако, основными слушателями программ здесь являются сотрудники предприятий (чаще гос.), пришедшие на обучение по распорядку отделов кадров, отвечающих за периодичность обучения сотрудников. Низкая внутренняя мотивация слушателей, дешевизна обучения, которая не позволяет привлекать настоящих профессиналов в качестве преподавателей - основные качества, присущие организации учебного процесса в институтах повышения квалификации. 

 

3. Бизнес-школы

Бизнес-школы (настоящие бизнес-школы) отличаются от вышеописанных заведений наличием программ, преимущественно состоящих из практических инструментов и кейсов. Также, понятие бизнес-школы обязательно предполагает наличие команды преподавателей-практиков, у каждого из которых должен быть безупречный референс. Неотъемлемым атрибутом  настоящей бизнес-школы является элемент отбора слушателей, т.к. обучаясь в бизнес-школе, хочется получить не только знания от преподавателей, но еще  и опыт от общения с единомышленниками, т.е. нужна "тусовка" равных. Конечно, не все организации, называющие себя бизнес-школами, полностью соответствуют приведенным критериям, поэтому здесь нужно быть разборчивее. Ниже мы приведем рекомендации, которым имеет смысл следовать при выборе настоящей бизнес-школы.

 

4. Зарубежные учебные заведения

Обучение за рубежом давно стало тождеством престижного образования, открывающего двери практически в любую компанию. Конечно, в Западной Европе, США, Израиле и других экономически развитых регионах есть престижные университеты и бизнес-школы, образование в которых дает мощный инструментарий для построения и развития карьеры. Кроме того, полученные в ходе обучения связи могут стать пропуском в бизнес-среду западной экономики. Однако учебные заведения Северной Африки - формально также зарубежные учебные заведения:) При этом важно понимать, что диплом даже самого престижного заведения не дает никаких гарантий. Именно в тех компаниях, в которых хочется работать, спрашивают не о дипломе, а о том, что вы умеете делать и кто это может подтвердить.  Поэтому, обучение за рубежом - это эффективно, однако не стоит отождествлять диплом иностранного ВУЗа или бизнес-школы с абсолютными гарантиями успешной карьеры.   

 

Отдельного внимания заслуживают скрытые резервы бизнеса. Говоря об обучении, мы как правило имеем ввиду "сходить" или отправить сотрудника(ов) в какое-нибудь учебное заведение, хотя в компании есть носители компетенций, которые были бы рады поделиться с теми кому их не хватает. Причем польза очевидна для обеих сторон. 

Система внутреннего  обучения НЕ работает более чем в 98% компаний!

 

13

 

 

Отдельный разговор об аттестации. Правильно организованный процесс оценки компетенций, позволяет на выходе получить существенно подготовленных специалистов по сравнению с первоначальным уровнем. Причем ключевая цель аттестации не дать оценку навыкам сотрудника - любой хороший руководитель даст достаточно точную оценку любому своему подчиненному и результаты аттестации скорее всего не будут для него новой информацией. При этом сам процесс является мощным стимулом для интенсивного самообучения персонала.

 


КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ БИЗНЕС-ШКОЛУ

Выбор правильной бизнес-школы для обучения сотрудников также важен, как важен выбор поставщика мяса для стэйк-ресторана. Зачастую обучение в некоторых "бизнес-школах" вместо пользы может деформировать компетенции слушателя.

 

Поэтому при поиске настоящей бизнес-школы рекомендуем руководствоваться нижеприведенными критериями:

 

1. Четкая специализация бизнес-школы

Обратите внимание на специализацию компании, которая проводит обучение. Организации - эксперты во всех областях, от управления персоналом до логистики, сегодня не редкость. Однако имеет смысл сделать фокус на бизнес-школах с конкретной специализацией.

 

2. Преподаватели - успешные практики

Уточните состав преподавателей – кто те люди, которые будут вас учить? При этом стоит обратить внимание не только на их звания и титулы, но и на практический опыт работы. Если преподаватель в настоящее время занимается только преподавательской деятельностью и давно "не оперировал", то максимум то о чем он может рассказать "как это было".

 

3. Положительные отзывы

Поинтересуйтесь отзывами о программах. Иногда даже самый опытный эксперт, с изданными книгами, статьями в авторитетных журналах и огромным опытом работы, оказывается просто никаким преподавателем.

 

4. Честность и безупречность репутации

Старайтесь пользоваться услугами компаний, имеющих имя и репутацию честного игрока. Это может повлиять и на знания, полученные в ходе обучения, и на ценность вашего диплома или сертификата на рынке.

 

5. Детали

Обращайте внимание на детали. Даже по информации на самих сайтах бизнес-школ можно определить, кто проводит данное обучение уже несколько лет, а кто – всего пару месяцев, и где оригинал, а где – просто копия.

 


СОДЕРЖАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

Постоянно работая над повышением эффективности продуктов обучения в области логистики, мы находимся в поиске предельно эффективной формы учебных программ. В качестве ключевого критерия оценки, мы используем процент внедряемости инструментов, полученых в ходе обучения, для чего проводим соответствующие исследования. Средний показатель внедряемости у большинства бизнес-школ составляет 3-3,5% (для открытых программ) и именно с такого значения мы стартовали. 

 

На сегодняшний день для открытых программ, мы достигли внедряемости - 18%, что означает следующее: в среднем из 100 полученных в ходе обучения инструментов, в практику компаний, отправивших на обучение своих специалистов, внедряется в течении 3-х месяцев 18 инструментов. В наши планах на 2011 год - удвоение этого показателя. Разумеется, для корпоративного обучения эта цифра изначально в разы больше.

 

Так выглядит структура учебного процесса Школы логистики Apply Logisitc: 

 

14

 

 

где процентное распределение временного фонда учебной программы выглядит следующим образом:

 

1. теория - 10% времени обучения, остальное для самостоятельного изучения (материалы предоставляются в электронном виде)

2. практические инструменты - 60% продолжительности обучения

3. кейсы - 20% времени занятия

4. постановка, обсуждение и защита результатов домашних заданий - 10%

5. консультации - предоставляются дополнительно после обучения.

 


КОГО ИМЕЕТ СМЫСЛ ОБУЧАТЬ

Расценивая обучение персонала как инвестиции бизнеса, важно крайне точно определиться кого именно из сотрудников компании целесообразно отправлять на обучение.

 

Сложно назвать инвестициями обучение сотрудника, который в последствии попросит нанимателя оплатить ему дни обучения как рабочие дни, а если речь идет о выходных, то в двойном размере. Обучение сотрудника, который через непродолжительное время после обучения ушел из компании также сомнительные "инвестиции". Таким образом, имеет смысл вкладывать только в тех сотрудников, которые имеют сильную внутреннюю мотивацию как к работе в вашей компании, так и к собственному развитию. Остальные случаи - это не инвестиции, а затраты.

 

Источник: www.logist.by

Школа логистики Apply Logistic

Комментарии