Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Глоссарий морских транспортных терминов

8 августа 2013 » 14:29
Глоссарий морских транспортных терминов

Данная статья посвящена основным морским транспортным терминам.

Cтандартные официальные сокращения.
 
Линейные транспортировки между портами. 
 
FIOS – Free in/out: погрузка-выгрузка производится за счет отправителя;
FILO – Free in/Liner out: погрузка производится за счет отправителя, а выгрузка- за счет линии;
LIFO – Liner in/Free out: погрузка производится за счет линии, выгрузка производится за счет отправителя;
LILO – Liner in/out: погрузка и выгрузка производятся за счет линии. Полные условия линии.
 
Линейные и портовые надбавки. Устанавливаются линиями и портами, исходя из своей практики и потребностей. 
 
CAF (Currency Adjustment Factor) – установленная индексация курсовой разницы валют;
BAF (Bunker Adjustment Factor) – установленная индексация колебаний цен на топливо;
Wharfage – установленная портовая пошлина;
CUC (Chassis Using Charge) – установленный сбор за эксплуатацию шасси;
Documentation Free – установленный сбор за оформление документов и услуг.
 
Возможные пункты доставки контейнера: 
 
* контейнерный терминал (container yard), который расположен недалеко от порта или в глубине страны (зависит от загруженности линии).
* до "двери" клиента.
Для этих двух случаев установлены следующие официальные сокращения: 
 
FICY – Free in/Container yard: происходит без погрузки в порту. Доставка до контейнерного терминала;
LI-Door – Liner in / Door: погрузка происходит в порту за счет линии. Доставка до "двери" клиента.
При перевозке Door–Door, или "дверь"/"дверь", линия только производит доставку контейнера по указанному адресу. Затаривание/растаривание контейнера (stuffing/unstuffing) грузоотправитель организует либо своими силами, либо привлекая экспедитора. 
 
Виды коносаментов
 
Документы, согласно которым осуществляется перевозка , страховка, перевалка, передача грузов. В наименование и коносамента отображены нюансы, согласно которым оформляется тот или иной коносамент: 
 
Бортовой коносамент – On Board Bill of Lading (Board B/L): документ, удостоверяющий погрузку означенных в коносаменте грузов на судно.
 
Долевой коносамент – Delivery order: товарораспорядительный документ, подтвержденный капитаном судна-перевозчика. Выдается перевозчиком или грузополучателем. Выписывается в случае частичной продажи товара грузополучателем до того, как он принял груз в порту назначения.
Долевой коносамент: документ-распоряжение о передаче в порту назначения части перевозимого груза другому лицу.
 
Застрахованный коносамент – Insured Bill of Lading: документ, который включает в себя транспортный документ и страховой полис. Подтверждает прием груза к перевозке, и страховку на груз. Оформляется в случае перевозки грузов в контейнерах.
 
Именной коносамент – Straight Bill of Lading (Straight B/L): документ, который оформляется на имя конкретного грузополучателя. По именному коносаменту груз может быть передан в порту назначения только тому получателю, на имя которого выписан коносомент. Другому лицу груз может быть выдан только при переоформлении документов и согласно установленным правилам передачи долгового требования.
 
Коносамент на предъявителя: документ, который передается в обмен на груз. Документ просто вручается при приемке груза.
 
Коносамент на груз, принятый для погрузки – Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L): документ, который вручается при приемке груза в порту до прибытия судна-перевозчика в порт.
 
Линейный коносамент – Liner bill of Lading (Liner B/L): документ, который выдает судоходная компания или поручитель от ее имени. Выдается при перевозке груза на судах, которые курсируют по постоянным маршрутам в соответствии с утвержденным и опубликованным расписанием.
 
Коносамент с оговорками ("нечистый" коносамент, "грязный" коносамент) – Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading): документ, в котором оформлены сообщения о повреждении груза и/или упаковки.
 
Местный коносамент – Local bill of Lading: документ, в котором указывается ссылка на сквозной коносамент, согласно которому груз принят к перевозке. Для служебного пользования. Учитывается при составлении отчета порта и не являются товарораспорядительными документами.
 
Ордерный коносамент или оборотный коносамент – Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L):документ, согласно которому груз передается: *"приказу" грузоотправителя, *"приказу" грузополучателя, *"приказу" банка, *по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. В случае, когда в ордерном коносаменте не отмечено, что он составлен "приказу" грузополучателя, то считается, что он составлен "приказу" грузоотправителя. Прим: "Приказ" – сообщение о том лице, которому должен быть передан груз. Применяется в том случае, когда получатель по каким-либо причинам не может работать с грузом в порту назначения. Для этого случая предусмотрен Ордерный коносамент, согласно которому груз принимает экспедитор, означенный в документе.
 
Прямой коносамент – Direct bill of lading: документ, удостоверяющий отгрузку между портом погрузки и портом выгрузки груза, перевезенного одним судном.
 
Сборный коносамент или групповой коносамент – Combined (Collapsible) bill of lading: документ, оформленный на несколько грузов, владельцами которых являются различные грузополучатели.
 
Сквозной коносамент – Through Bill of Lading (Through B/L, TBL): документ, согласно которому может быть произведена перевозка груза на другое судно в промежуточном порту. Покрывает всю перевозку груза от порта погрузки до конечного порта назначения. Такие варианты возможны: 
* в случае наличия у грузоперевозчика нескольких регулярных линий, курсирующих в различных направлениях. 
* если два грузоперевозчика договорились между собой, что один забирает груз в порту отправления, доставляет его в порт перевалки, где второй грузоперевозчик его забирает и доставляет в порт назначения.
 
В этом коносаменте перевозчики оговариваю взаимные обязательства на тот участок пути, по которому он перевозил груз. Особое внимание необходимо обращать на отметки о передачи груза от одного перевозчика другому. 
 
Ставка фрахта
 
Базовая ставка фрахта, измененная и дополненная согласно состояния на дату заключения чартера. Зависит от категории груза, расстояния от порта погрузки до пункта назначения, а также направления. В ситуации, когда размер фрахта не предусмотрен тарифом, стороны сами договариваются о ставке фрахта. 
 
Букинг-нот
 
Договор фрахта. Согласно ему, отдельные партии груза закрепляют за очередными линейными судами, исходя из их расписания. Постоянные грузовые линии регистрируют грузы для очередного рейса или рейсов заблаговременно. 
 
Фидерное судно
 
Судно небольшого водоизмещения. Имеет способность ходить на сравнительно мелких глубинах. На эти суда перегружаются контейнеры с линейных судов. Фидеры доставляют груз в свои порта назначения. 
 
Линейное судно
 
Судно, совершающее рейсы согласно постоянному или временному расписанию между двумя или несколькими портами. Как правило, на грузовых линейных судах отгрузка товаров проходит мелкими партиями. Коносамент на каждую партию. Партии контейнеров-сборные.
 
Источник: mskcargo

Комментарии