Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление логистикой

Инструменты бизнес-моделирования и особенности его применения

21 марта 2016 » 09:10
Инструменты бизнес-моделирования и особенности его применения

Статья посвящена задачам и проектам из области бизнес-моделирования, бизнес-инжиниринга и организационно-корпоративного развития.

Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки и внедрения различных бизнес-моделей организации (стратегия, бизнес-процессы, организационная структура, качество и др.) с целью формализации и оптимизации её деятельности. Сразу напрашивается определение, что такое бизнес-модель.

 

Бизнес-модель – это формализованное описание (например, графическое) определенного аспекта или сферы деятельности организации.

 

Существует 4 основных способа разработки бизнес-моделей. Перечислим их в порядке убывания уровня эффективности построения и использования бизнес-моделей.

 

  • В нотации (правилах) специализированного программного продукта бизнес-моделирования: комбинация графики, таблиц и текста. 
  • Графический: дерево, блок-схема, технологическая карта и т.п.
  • Табличный
  • Текстовый

Бизнес-моделированием занимаются многие организации, но каждая находится на разных этапах развития по данному направлению. Кто-то уже разработал и активно использует комплексную бизнес-модель (совокупность моделей, документов и систем, описывающих всю деятельность организации). Кто-то имеет только графические модели и регламенты нескольких бизнес-процессов.


Основные виды бизнес-моделей, которые разрабатываются в организациях:

  • дерево (иерархический список) бизнес-процессов – см. Рис.1;
  • графические модели бизнес-процессов;
  • модель организационной структуры – см. Рис.2;
  • модели целей и показателей (стратегические карты BSC / KPI);
  • модели библиотеки документов (дерево документов), модели информационных систем (системная архитектура) – см. Рис.3;
  • модели продуктов и услуг – см. Рис.4;
  • модели по менеджменту качества и многое другое.

Все эти модели позволяют разработать профессиональные программные продукты бизнес-моделирования (ППБМ).

 

Более 10 лет автор использует в проектах и собственных разработках большинство известных на рынке ППБМ решений: Business Studio, ARIS, AllFusion Process Modeler (BPWIN), Бизнес-инженер, Microsoft Visio. У каждого из них есть свои функциональные особенности, ограничения и преимущества.

 

В программном продукте Business Studio автором ведётся разработка «Комплексной типовой бизнес-модели коммерческого банка» [1], которая представляет интерес для финансовых организаций.

 

 

Рис. 1. Дерево бизнес-процессов банка (верхний уровень)

 

 

Рис. 2. Модель организационной структуры банка (верхний уровень)

 

 

Рис. 3. Модель библиотеки документов банка (фрагмент)

 

Рис. 4. Модель продуктов и услуг банка (верхний уровень)

 

«Джентльменский набор» знаний и инструментов бизнес-аналитика

Перечислим набор основных знаний и инструментов, которыми, по мнению автора, должен владеть современный бизнес-аналитик, специалист по бизнес-моделированию. Данный список также может быть полезен молодым специалистам для анализа своих сильных сторон и возможностей для развития.

  1. Программные продукты бизнес-моделирования: Business Studio, ARIS, AllFusion Process Modeler (BPWIN), Бизнес-инженер, Microsoft Visio.
  2. Нотации бизнес-моделирования и описания бизнес-процессов: IDEF0, IDEF3, Data Flow Diagram (DFD), extended Event Driven Process Chain (eEPC), Value Added chain Diagram (VAD), Cross Functional Flowchart и др. 
    В каждый программный продукт бизнес-моделирования заложен свой набор нотаций, и они подробно описаны в Руководстве пользователя к программному продукту.
  3. Методики и методы бизнес-инжиниринга / менеджмента.
    • Разработка и внедрение системы сбалансированных показателей BSC / KPI
    • Описание бизнес-процессов
    • Анализ, оптимизация, повышение качества бизнес-процессов
    • Управление бизнес-процессами на долгосрочной основе
    • Функционально-стоимостной анализ (ФСА) и имитационное моделирование
    • Описание и оптимизация организационной структуры, численности персонала
    • Построение систем мотивации персонала
    • Построение и организация функционирования системы менеджмента качества (ISO 9000)
    • Управление проектами (в том числе по PMBOK – Project management body of knowledge)
    • Построение комплексной бизнес-модели организации
    • Бенчмаркинг
    • Lean, 6 Sigma
    • TQM (всеобщее управление качеством)
    • Различные отраслевые методики и стандарты, разработки консалтинговых компаний

      Полный перечень и подробное описание всех методик применительно к банковской отрасли представлены в [2].
  4. Типовые решения, примеры, наработки и материалы. Чтобы не разрабатывать большую часть материалов с нуля и не совершать ошибок, которые уже прошли другие специалисты, необходим набор типовых решений, моделей, документов и т.п. Например, электронная база данных (справочник) «Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка» [1].

 

Таким образом, можно сформировать следующую схему (см. Рис.5):

 

Методика + Типовые решения + Программный продукт = Результат 

Рис. 5. «Джентльменский» набор знаний и инструментов бизнес-аналитика

 

 

Здесь Методики и методы показывают, КАК выполнять проекты и задачи.


Типовые решения и материалы демонстрируют, ЧТО должно получиться на выходе (результат).

 

С помощью ППБМ автоматизируется выполнение всех задач и проектов. Это в несколько раз сокращает время и повышает эффективность работ. Например, система Business Studio позволяет по нажатию одной кнопки автоматически сформировать регламентирующую документацию на основе разработанных моделей бизнес-процессов, обеспечивая значительную экономию финансовых и трудовых ресурсов.

Бизнес-моделирование: особенности практического применения

Главная особенность бизнес-моделирования заключается в том, что в его основе должны лежать бизнес-процессы. Именно система управления бизнес-процессами (СУБП) является фундаментом, на котором строится большое количество других систем управления и технологий.

 

Во многих организациях активно внедрялись и продолжают внедряться различные подходы, методики и технологии управления, совершенствования и оптимизации.


Практика показывает, что в некоторых случаях данные методики имеют успех на первоначальном этапе внедрения, но потом постепенно утрачивают свою эффективность и забываются.


Безуспешность попыток улучшения работы организации с помощью этих подходов / методик часто обусловлена несистемностью и разрозненностью действий, не предполагающих глубокого анализа и коренных изменений в работе организации.

 

Основной способ преодоления данной проблемы – это внедрение в организации процессного подхода к управлению (т.е. построение системы управления бизнес-процессами) как основы для реализации других методик, технологий управления / совершенствования и оптимизации.

 

Сложные методики бизнес-моделирования, которые нельзя свести к простым и понятным действиям, в организациях, как правило, не работают. Ведь, в конечном счёте, реализация этих методик и результаты их применения ложатся на персонал и линейных руководителей организации, которые не всегда обладают специализированными компетенциям в области современных методик управления и бизнес-инжиниринга, а порой встречают их «в штыки».

 

Чтобы внедряемая в организации методика (технология) и проект в целом были успешными и принесли запланированные результаты, желательно, чтобы они были:

  1. Недорогими. Особенно это актуально для средних и небольших организаций, которые не могут себе позволить внедрять дорогостоящие решения.
  2. Простыми и понятными рядовым сотрудникам организации.
  3. Практически направленными, иметь достаточно «быстрые», и в то же время, долгосрочные результаты.
  4. Учитывали специфику менеджмента российских компаний.
  5. Содержали примеры и типовые решения.

Здесь также уместно привести 8 главных принципов менеджмента качества [4], которые относятся ко всем задачам бизнес-моделирования и позволяют обеспечить их выполнение.

  1. Ориентация на потребителя
  2. Лидерство руководителя
  3. Вовлечение работников
  4. Процессный подход
  5. Системный подход к менеджменту
  6. Постоянное улучшение
  7. Принятие решений, основанное на фактах
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Действительно, несоблюдение даже 1-2 принципов может оказать негативное влияние на развитие организации.

Значение бизнес-моделирования

Приступая к разработке бизнес-моделей, организации выделяют определенные человеческие и материальные ресурсы для реализации проекта. При этом улучшения в результате проделанной работы должны превосходить эти издержки. Чем же бизнес-модель в итоге помогает функционированию организации? Можно выделить несколько наиболее заметных и широко известных положительных эффектов, проявляющихся при грамотном и системном описании бизнес-процессов.

  1. Повышение прозрачности, управляемости и контролируемости деятельности организации на всех уровнях.
  2. Снижение времени выполнения и издержек, повышение качества и эффективности бизнес-процессов.
  3. Возможность тиражировать бизнес организации (создавать дополнительные клиентские отделения, офисы, представительства).
  4. Комплексное и устойчивое развитие организации, системный подход к принятию решений.
  5. Уменьшение зависимости от персонала, правильный подбор сотрудников, повышение эффективности работы персонала и руководителей.
  6. Повышение лояльности и удовлетворенности клиентов, и, как следствие, репутации организации.
  7. Финансовый результат.

Однако есть и другие аспекты, которые не так хорошо известны широкому кругу руководителей и собственников бизнеса.

Бизнес-моделирование и связанные с ним технологии / решения оказывают существенное влияние на рейтинги организации, которые присваиваются рейтинговыми агентствами, в том числе международными (Fitch, Moody’s, S&P и др.).


В результате анализа методик присвоения рейтингов различных международных и российских агентств (включая [3]), а также по итогам интервью с представителями агентств, автору удалось выяснить, что многими агентствами при расчёте рейтингов организаций учитывается группа факторов под условным названием «Корпоративное управление / менеджмент» (нефинансовые оценки). Этот параметр включает в себя следующие факторы:

 

  • Адекватная и детально проработанная стратегия организации;
  • Развитая система риск-менеджмента (включая систему управления операционными рисками);
  • Уровень регламентированности (формализованности) бизнес-процессов;
  • Качество бизнес-процессов (история показателей KPI);
  • Уровень автоматизации бизнес-процессов, состояние информационных систем и технологий (ИТ);
  • Организационная структура (формализованность, эффективность, прозрачность, распределение ответственности и полномочий);
  • Эволюция и функционирование различных систем управления в организации (система менеджмента качества, система работы и взаимоотношения с клиентами, система управления персоналом и т.п.)

 

Детальные условия и оценки зависят от конкретного агентства.

 

Алгоритм присвоения рейтинга довольно простой и понятный. Аудиторы рейтингового агентства изучают и дают оценку деятельности организации в соответствии правилами и критериями, заложенными в методику присвоения рейтинга. В качестве входной информации выступают:

 

  • нормативные и отчётные документы организации;
  • наблюдение за деятельностью организации и интервью.

 

Поэтому важно не только разработать большое количество правильных и актуальных документов, но и довести их до сотрудников, обеспечить эффективное исполнение бизнес-процессов и функционирование систем управления на практике.


Оценки по всем критериям суммируются по определённым правилам и, исходя из общей суммы баллов, определяется рейтинг организации. Каждая  группа критериев может иметь различный вес, поэтому большая сумма баллов по группе критериев с небольшим весом окажет не очень большой вклад в итоговую оценку.


Условные обозначения присваиваемых рейтингов (рейтинговая шкала) могут быть различными в зависимости от рейтингового агентства и самого типа рейтинга (кредитный рейтинг, рейтинг надёжности, рейтинг качества управления, рейтинг финансовой устойчивости и др). Например: высший уровень надёжности, удовлетворительный уровень надёжности, низкий уровень надёжности и т.д.

 

Высокий рейтинг свидетельствует не только о надёжности и стабильности организации и её менеджмента, но также позволяет решить следующие важные задачи.

 

  1. Участие в тендерах и аккредитациях;
  2. Улучшение имиджа (авторитета) организации на рынке, среди партнёров и контрагентов;
  3. Улучшение имиджа (авторитета) организации у органов государственной власти;
  4. Расширение клиентской базы;
  5. Привлечение инвесторов;
  6. Как следствие всех перечисленных пунктов – улучшение финансовых показателей.

 

Таким образом, для публичных компаний, заинтересованных в повышении международных или национальных рейтингов, при оценке эффективности проекта построения комплексной бизнес-модели целесообразно учесть дополнительные возможности по улучшению рейтинговых позиций. Отметим, что адекватная проработка всех перечисленных выше факторов, влияющих на рейтинг организации, безусловно требует применения профессиональных программных продуктов бизнес-моделирования (ППБМ).

 

Дополнительные возможности в этом направлении предоставляет использование типовых успешных отраслевых решений. В качестве актуального примера можно привести «Комплексную типовую бизнес-модель коммерческого банка» [1], разработанную в программном продукте Business Studio. Обобщая лучшие практики процессного управления в кредитных организациях, эта модель выступает в качестве образца, на основе которого компании финансового сектора могут совершенствовать корпоративное управление по всем перечисленным выше параметрам.

 

Заключение

 

В современных условиях на ряде рынков всё чаще возникает ситуация, когда значение  ценовой конкуренции снижается, и низкая цена товаров или услуг уже не является ключевым способом привлечения и удержания Клиентов.

 

Например, в финансовой сфере всё больше Клиентов обращают внимание на качество и технологичность продуктов / услуг кредитной организации, удобство взаимодействия с банком по решению всех вопросов и проблем, возможность быстрого удовлетворения организацией новых потребностей и запросов Клиентов. Немалое значение имеют и такие важные параметры, как надежность и устойчивость банка, одним из показателей которых является его достаточно высокий рейтинг в отечественных и/или международных агентствах.


Поэтому есть все основания предполагать, что потребность в бизнес-моделировании, внедрении технологий бизнес-инжиниринга и организационного развития будет только расти.

 

 

Источник: businessstudio.ru

 

 

Читать далее: "Управление цепью поставок"

Комментарии