Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Методы расчета стоимости провоза груза

7 августа 2013 » 17:38
Методы расчета стоимости провоза груза

Данная статья поясняет основные типы расчета платы за перевоз груза, составляющие и факторы, учитываемые при их определении.

Многих, кто занимается грузоперевозками, волнует вопрос: «Как рассчитать ставки на грузоперевозку, и почему у некоторых ставки ниже?»знак качества повернутый

 

Рассмотрим возможные способы расчета платы за провоз груза, используемые на территории Беларуси. Исходные данные для определения стоимости провоза груза возьмем из постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 ноября 2002 г. № 35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями; далее - Постановление № 35) из Постановления Совета министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов».

 

 


 


 

 

 

Автомобильный перевозчик должен принимать груз к автомобильной перевозке на основании договора, заключенного с заказчиком автомобильных перевозок. В зависимости от условий автомобильных перевозок между автомобильным перевозчиком и заказчиком автомобильной перевозки могут заключаться:

  • договор об автомобильной перевозке груза;
  • договор об организации автомобильных перевозок грузов. При необходимости выполнения систематических автомобильных перевозок грузов заказчик автомобильной перевозки может заключать с автомобильным перевозчиком договор об организации автомобильных перевозок грузов;
  • договор о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов.

 

Согласно данным постановлениям утверждены следующие нормативные материалы, используемые при определении оплаты труда водителей грузовых автомобилей:

 

 

  • номенклатура и классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом;
  • нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой грузов: автомобилей-самосвалов, включая автомобили-тягачи с полуприцепами-самосвалами; бортовых автомобилей с дифференциацией по видам грузов и способам погрузки и разгрузки; автомобилей-цистерн, контейнеровозов, фургонов;
  • нормы времени на отцепку и зацепку обменных полуприцепов;
  • нормы времени простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки грузов;
  • расчетные нормы пробега грузовых автомобилей при расчете норм на один тонно-километр;
  • порядок расчета норм времени на один тонно-километр.

 

Рассмотрим способы оплаты труда водителей.

 

 

Как правило, эти нормы используются для расчета оплаты труда водителей больших автопредприятий, привязываются к ставке 1 разряда, и не учитываются издержки на автомобиль, ГСМ и прочее, но, по сути, они близки к тому, как мы рассчитываем при определении стоимости перевозки грузов.

 

 

1. Сдельная оплата по расценкам за тонны.

 

 

Сдельная прямая система оплаты за тонны перевезенного груза предусматривает начисление заработной платы водителям по сдельным расценкам:

 

  • за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой груза;
  • за время простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки: взвешивание груза, пересчет грузовых мест, заезды в промежуточные пункты погрузки или разгрузки и др.

 

 

2. Сдельная оплата за тонно-километры

 

 

Сдельная расценка за 1 ткм применима при доставке грузов в несколько пунктов, расположенных на незначительном расстоянии друг от друга.

 

 

3. Сдельная система оплаты по расценкам за километры пробега

 

 

Сдельная прямая система оплаты по расценкам за километры пробега используется, как правило, при оплате труда водителей, выполняющих перевозки грузов в международном и междугородном сообщениях. Сдельные расценки рассчитываются на 1 км груженого и порожнего пробегов. Например, расценка на 1 км груженого пробега определяется исходя из тарифной ставки водителя и нормы времени, включающей время перевозки, рассчитанного исходя из расчетных норм пробега автомобиля по соответствующим группам дорог, простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, сдачи и приемки грузов, простоя на границах, в т.ч. при оформлении таможенных документов. Расстояние автомобильной перевозки груза определяется в соответствии с утвержденными Министерством транспорта и коммуникаций нормами расстояний, а в случае их отсутствия – согласно картам (атласам) автомобильных дорог (планам городов), в том числе на электронных носителях. При выполнении автомобильных перевозок грузов по регулярным маршрутам расстояние автомобильной перевозки груза может определяться на основании показаний спидометра, зафиксированных в акте о замере расстояний.

 

 

4. Повременная оплата

 

 

Повременная и повременно-премиальная системы оплаты используются для оплаты труда водителей грузовых автомобилей, оказывающих почасовые услуги населению и юридическим лицам. Она применяется в случаях, когда:

  • сдельная оплата труда экономически не эффективна или может привести к снижению заработной платы;
  • труд водителя невозможно пронормировать;
  • выполняемые работы не поддаются обоснованному учету.

 

 

Большинство грузоперевозчиков, выполняющих междугородние и международные грузоперевозки, используют систему оплаты за километр пробега. При расчете по данной системе водители часто не учитывают нормы время нахождения грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке, а также на выполнение дополнительных операций, связанных с погрузкой и разгрузкой груза. На мой взгляд зря.

 

 

Время прибытия грузового транспортного средства автомобильного перевозчика на погрузку исчисляется с момента предъявления грузоотправителю путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия грузового транспортного средства автомобильного перевозчика для разгрузки – с момента предъявления грузополучателю товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки. Погрузка груза в грузовое транспортное средство считается законченной, если груз погружен в кузов грузового транспортного средства и надлежащим образом оформлены путевой лист, товарно-транспортная накладная и при необходимости сертификаты соответствия, сертификаты происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документы. Разгрузка груза с грузового транспортного средства считается законченной, если груз полностью снят с кузова грузового транспортного средства, оформлены товарно-транспортные накладные, путевой лист и при необходимости сертификаты соответствия, сертификаты происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документы, а также выполнены все необходимые работы по уборке кузова.

 

 

При выполнении международных автомобильных перевозок грузов норма времени простоя на погрузке или разгрузке не должна превышать 12 часов, если в соответствующем договоре не установлено иное.

 

 

Для определения нормы времени на полную грузоподъемность грузового транспортного средства следует норму времени, установленную на одну тонну, умножить на грузоподъемность грузового транспортного средства. Нормы времени установлены в зависимости от способа их выполнения, типа и грузоподъемности грузового транспортного средства, рода грузов, а также вида применяемых погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

 

 

При установлении норм времени на погрузку и разгрузку грузов вручную принято расчетное количество грузчиков, обеспечивающих выполнение норм времени.

 

 

При механизированном способе погрузки грузов на грузовое транспортное средство с кузовом типа «фургон» и их разгрузки нормы времени на одну тонну могут увеличиваться до 10 процентов по сравнению с бортовым грузовым транспортным средством.

 

 

Нормы времени устанавливаются: для грузов 1-го класса (кроме контейнеров, а также наливных и пылевидных грузов в автоцистернах, не имеющих класса) – на погрузку и разгрузку одной тонны, для контейнеров – на погрузку и разгрузку одного контейнера, для наливных и пылевидных грузов в автоцистернах (не имеющих класса) – на налив и слив полного эксплуатационного объема автоцистерны.

 

 

Нормы времени применяются со следующими поправочными коэффициентами для грузов:

 

 

2-го класса – 1,25;

 

3-го класса – 1,66;

 

4-го класса – 2,00.

 

 

Поправочные коэффициенты рассчитаны исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности грузового транспортного средства для грузов:

 

 

2-го класса – 0,8;

 

3-го класса – 0,6;

 

4-го класса – 0,5.

 

 

Классы грузов при автомобильной перевозке на грузовых транспортных средствах со стандартными бортовыми и самосвальными кузовами определяются в соответствии с номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автомобильным транспортом, согласно «Правилам автомобильных перевозок грузов».

 

 

Теперь посчитаем норму времени на примере мои грузов. Согласно приведенных таблиц норма времени простоя автомобиля-фургона 5 тонн под погрузкой и разгрузкой 1 т груза 1-го класса составляет 12,4 мин. При погрузке и разгрузке 1 т груза 2-го класса коэффициент повышения нормы времени равен 1,25; 3-го класса - 1,66, 4-го класса - 2. Допустим: тип груза – Изделия кондитерские мучные (вафли, галеты, печенье, пряники и другие); класс груза – 4; погрузка груза вручную, упакованного в коробки. Норма времени 24,8 мин на тонну груза. Итого 124 минуты (2 часа) на погрузку 5 тонн груза. В это время входят погрузка груза в кузов, оформление надлежащим образом путевого листа,  товарно-транспортных накладных, при необходимости сертификатов соответствия, сертификатов происхождения товаров и другие дополнительные грузосопроводительные документов.

 

 

 

Номенклатура и классификация грузов, перевозимых автомобильным транспортом

 

Номенклатура груза Класс груза Вид упаковки
Изделия кондитерские мучные (вафли, галеты, печенье, пряники и другие)   лотки, коробки, ящики
Изделия кондитерские, кроме мучных 1 ящики, бочки
Изделия кондитерские, кроме мучных 2 коробки, банки
Рыба и рыбопродукты 1 бочки, коробки, ящики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы времени простоя бортовых автомобилей и фургонов общего назначения на погрузке и разгрузке вручную грузов навалочных, упакованных и без упаковки



Грузоподъемность автомобиля, тонн

Нормы времени, минут

До 0,8

28,1

Свыше 0,8 до 2

26,8

Свыше 2 до 3

18,9

Свыше 3 до 4

14,4

Свыше 4 до 5

12,4

Свыше 5 до 6

11,2

Свыше 6 до 7

9,7

Свыше 7 до 8

8,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы времени простоя автомобилей-фургонов и автомобилей-тягачей с полуприцепами-фургонами на погрузке и разгрузке вручную грузов упакованных и без упаковки

 

Грузоподъемность автомобиля, тонн

Нормы времени, минут

До 0,8

29,4

Свыше 0,8 до 2

24,6

Свыше 2 до 3

18,0

Свыше 3 до 4

13,9

Свыше 4 до 5

11,0

Свыше 5 до 6

10,0

Свыше 6 до 7

9,3

Свыше 7 до 8

8,6

 

 

Нормы времени простоя автомобилей при выполнении дополнительных работ в процессе погрузки или разгрузки грузов

 

 

Наименование работ

Нормы времени простоя, минут

Взвешивание груза на автомобильных весах – на каждое определение веса груза
в автомобиле, прицепе или автопоезде (взвешивание порожнего и груженого автомобиля или прицепа)  независимо от класса груза и грузоподъемности автомобиля

4

Взвешивание или перевешивание груза на десятичных или сотенных весах на автомобиль (автопоезд) грузоподъемностью:

 

до 4 тонн включительно

9

свыше 4 до 7 тонн включительно

13

свыше 7 тонн

18

Пересчет грузовых мест на каждый автомобиль, полуприцеп или прицеп  независимо от класса груза и грузоподъемности

4

Заезд в каждый промежуточный пункт погрузки или разгрузки независимо от грузоподъемности автомобиля (автопоезда)

9

 

Нормами времени предусмотрено время, необходимое на погрузку и разгрузку груза в пределах установленного габарита грузового транспортного средства с подноской или отноской груза, маневрирование грузового транспортного средства перед выполнением погрузки и разгрузки, увязывание и развязывание груза, покрытие груза брезентом и снятие брезента, открытие и закрытие бортов кузова грузового транспортного средства, отвертывание и привертывание, а также подноску и относку шлангов, очистку кузова грузового транспортного средства при автомобильной перевозке бетона, асфальта и других масс, продувку и пропарку цистерн, а также промывку разгрузочных шлангов, оформление документов. При этом имеется в виду, что погрузка грузов в грузовое транспортное средство и их разгрузка производятся без заезда в промежуточные пункты.

 

 

 

Глава 47 «Ответственность автомобильного перевозчика и заказчика автомобильной перевозки при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов» «Правил автомобильных грузоперевозок» предусматривает:


За простои грузового транспортного средства на погрузке или разгрузке сверх установленных в соответствующем договоре норм времени, а также за простои в месте стоянки или пути следования, возникшие по вине грузоотправителя (грузополучателя), он должен выплатить автомобильному перевозчику неустойку исходя из повременного тарифа, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

 

Порядок оплаты автомобильной перевозки груза устанавливается в соответствующем договоре, если иное не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь.

 

Причитающаяся автомобильному перевозчику плата за автомобильную перевозку грузов и другие услуги должна вноситься заказчиком автомобильной перевозки авансом в виде платежных документов (платежных поручений или требований, чеков, векселей, аккредитивов) или наличными деньгами в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.

 

По соглашению между заказчиком автомобильной перевозки и автомобильным перевозчиком грузы могут быть приняты к автомобильной перевозке до внесения провозной платы. В случае несвоевременного внесения провозной платы с заказчика автомобильной перевозки взыскивается пеня от суммы платежей за каждый день просрочки. Размер пени определяется в соответствующем договоре.

 

Окончательный расчет за автомобильную перевозку грузов производится ее заказчиком на основании счета за выполненную автомобильную перевозку автомобильным перевозчиком. Основанием для выписки этого счета служит товарно-транспортная накладная, а при обслуживании на условиях почасовой оплаты – данные путевых листов, заверенные грузоотправителем (грузополучателем).

 

Для окончательного расчета автомобильный перевозчик должен в 10-дневный срок выписать заказчику автомобильной перевозки счет за выполненную автомобильную перевозку и приложить соответствующие документы, если иной порядок расчета не установлен в соответствующем договоре.

 

Автомобильный перевозчик может удерживать перевозимые грузы, если заказчик автомобильной перевозки имеет перед ним просроченную дебиторскую задолженность за выполненную транспортную работу.

 

Теперь рассмотрим реальную ситуацию по ставкам в грузоперевозках в Беларуси.

 

При выполнении международных, внутриреспубликанских и городских грузовых перевозок часто используются три основных типа расчета платы за перевоз груза:

 

  •  Почасовая – в пределах города и пригорода;
  •  Оплата по расценкам за километры пробега – при выполнении междугородних перевозок внутри Беларуси, иногда при международных перевозках автомобилями небольшой грузоподъемностью;
  •  Договорная оплата за перевозку груза (провозная оплата) – при выполнении международных грузоперевозок, внутри республики и городских перевозок чаще всего автомобилями большой грузоподъемностью.

Называя стоимость услуг, мы стараемся учитывать следующие составляющие:

 

  • цена подачи автотранспорта;
  • время, необходимое на выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • количество задействованного персонала;
  • расстояние, на которое необходимо транспортировать груз (стоимость горюче-смазочных материалов и др.);
  • спецификация груза (вес, габариты и другие характеристики);
  • прочие условия (срочность, характер товарной партии и т.п.).

 

Также при подсчете стоимости грузоперевозки при необходимости учитываются дополнительные транспортно-логистические услуги.

 

Однако есть грузоперевозки, работающие не по такой упрощенной системе, как мы, а по более сложной: а именно, взимание платы за провоз груза за километры + оплата за подачу транспорта, оплата за время, затраченное на погрузках-разгрузка и отдельно за каждую точку разгрузки.

 

Так, например, мы перевозим груз по маршруту Минск-Гомель с одной точкой погрузки и одной точки разгрузки. Расстояние 320 км. Вес груза 5 тонн. Ставка 5000 руб/км. Итого 3200000 рублей.

 

Другой грузоперевозчик едет по ставке 4000 руб/км. Почасовая 100000 руб/час. Плюс дополнительные услуги за помощь в разгрузке или погрузке по 80 тыс. руб.+ холостой пробег до места загрузки (подача транспорта) 100000 руб. На погрузке он затрачивает минимум 2 часа, а то и больше. На разгрузке те же 2 часа. Итого 320*2*400+(2+2)*100000 + 160000 + 100000= 3220000 руб/км. В принципе в итоге цифры те же. Только такая заниженная ставка является рекламным ходом, привлекающим больше клиентов. Кстати, такая оплата за км и часы очень удобна при перевозке на небольшие расстояния. На мой взгляд, выезжать на 5-ти тонном автомобиле менее чем за 1500000 руб в день не рентабельно.

 

Второй вариант фирм, работающих по заниженным ставкам, наиболее часто встречающийся – это когда бизнес грузоперевозок не является основным. Имея большой автопарк для удовлетворения своих транспортных нужд такие организации пытаются загрузить их любой работой не взирая на копеечные ставки. Потом директора этих организаций удивляются, почему их отдел грузоперевозок не приносит прибыли. Например, на одном предприятии данный отдел из 10 автомобилей за 2011 год принес всего 90 мил. рублей прибыли. И это еще хорошо, когда машины новые и ездят. Но ремонты в нашем бизнесе неизбежны, большие или маленькие. Здесь начинается перетекание прибыли из основного бизнеса в дополнительный для погашения затрат на содержание транспорта. К таким предприятиям, сбивающим цены на грузоперевозки, особенно в Беларуси, можно отнести и тех, которые специализируются в основном на международных грузоперевозках на Европу. Данное направление приносит им неплохую прибыль, которая компенсирует убытки при грузоперевозках по Беларуси. Например, пускать реф 20 тонн по 5 тыс на круг – это безумие. Им на солярку хоть хватает???

 

Также некоторые ИП и предприятия, взявшие автомобили в лизинг или кредит, вынуждены пускать их в работу по минимальным ставкам, чтобы гасить эти платежи банкам. На мой взгляд, это неправильный подход. Необходимо просто подсчитать получаемую прибыль и срок окупаемости транспорта, потому что все кредиты гасятся из прибыли, на автомобиле не сэкономишь, на желудке тоже не желательно. В итоге рано или поздно они сталкиваются с проблемами нехватки средств и иногда вынуждены продавать свои автомобили, с банками не шутят.

 

И, наконец, те грузоперевозчики, в основном ИП, которые не вникают в тонкости таких фирм грузоперевозчиков, и начинают возить грузы по таким заниженным ставкам без «дополнительных услуг», под предлогом «А больше не платят» - вот это явно «дармовозы». Это, конечно, их дело, но гробя свой бизнес они при этом тянут других ко дну демпингом цен.

 

Попытка сэкономить на грузоперевозках часто выливается в прямые убытки для заказчика. Нарушение сроков доставки, повреждение груза, несоблюдение условий транспортировки, нарушение таможенных правил – вот лишь краткий список проблем, с которыми сталкиваются клиенты непрофессиональных перевозчиков.

 

Такие компании могут привлечь клиентов только низкими тарифами на грузоперевозку автотранспортом. Они демпингуют за счет:

 

  • набора неквалифицированного персонала;
  • использования транспорта, не предназначенного для перевозки груза данной спецификации;
  • нарушения сроков доставки;
  • перевозка попутных грузов без соответствующих на то полномочий.

 

Каждый вправе решать самостоятельно, хочет ли он доверить свое имущество непрофессионалам. Стоит отметить, что квалифицированные грузоперевозчики всегда учитывают интерес клиента.

 

Поэтому мы стремимся найти решение и разъяснить возникающие вопросы в грузоперевозках, стабилизировать рынок грузоперевозок, привезти к единым ставкам, сделать грузоперевозки рентабельными.

 

P.s. Там, где появляются супермаркеты, исчезают мелкие магазины. Яркий пример: супермаркет Гиппо в Серебрянке. С начало шло выжимание мелких магазинов демпингом цен. Потом цены в Гиппо стали такими, что сходив один раз в магазин зарплаты не хватит -  Монополия на цены и услуги.

 

Источник: club5tonn

 

Комментарии