Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Морская транспортная накладная и коносамент

13 августа 2013 » 09:46
Морская транспортная накладная и коносамент

В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных документа - морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные документы принципиально отличаются.

В настоящее время в морских перевозках используются два вида транспортных документа - морской коносамент и морская накладная. И эти транспортные документы принципиально отличаются.

 

I. Морской коносамент.знак качества повернутый

 

Так исторически сложилось, что для оформления морских грузоперевозок изначально и по сей день используется свой отдельный вид документа, обладающий своими абсолютно уникальными свойствами. Речь идет о документе под названием коносамент. Коносамент, как слово, имеет иностранное происхождение, и на основных европейских языках звучит примерно одинаково, к примеру: на испанском языке "Conocimento", на французком "Connaissement", на немецком - " Konossement". В связи с тем, что английский язык является стандартным языком, используемым для оформления документации в международных грузоперевозках, морская накладная использует английское название. Английский вариант звучит как "Bill of Lading". Уникальность коносамента (Bill of Lading) состоит в разнообразии видов и широты функций, которые он в себе несет.

 

Функции коносамента:

 

  • Является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки. Содержит в себе все основные условия данного договора.
  • Несет функцию «расписки» - документа, подтверждающего факт принятия груза перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.
  • Является ценной бумагой, дающей право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ). Это выражается в том, что коносамент с конкретно указанным в нем грузом может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

 

Основные виды коносамента.

 

Общее деление:

 

  • Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При оформлении такого коносамента в обязательном порядке проставляется запись "Приказу имярек". К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты.
  • Необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) - коносамент, в котором грузополучатель точно определен и получает груз сам.

 

В зависимости, от того, кто именно будет получателем груза, коносамент бывает:

 

  • Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
  • Ордерный (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель может определять ("приказу отправителя" либо "приказу получателя"), какому именно третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте делается передаточная надпись (индоссамент).
  • Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения передается предъявителю коносамента.

 

В зависимости от типа перевозки:

 

  • Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading) - оформляется при перевозке груза на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах (линейные морские перевозки).
  • Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (трамповые морские перевозки). Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик), где фрахтовщик предоставляет фрахтователю за определенную плату часть судна, все судно или несколько судов сразу для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.

 

В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:

 

  • «Чистый» (clean bill of lading) коносамент - повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза соответствует указанному в коносаменте.
  • «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза и других замечаниях к качеству груза.

 

В зависимости от общей схемы перевозки:

 

  • Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
  • Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.

 

В зависимости от того, когда груз принят перевозчиком:

 

  • Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) - оформляется при уже погруженном на судно грузе.
  • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз, предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.

 

Оформление коносамента.

 

Основное законодательство регулирующие морские грузоперевозки включает в себя:

 

  1. Гаагские правила 1921 года - Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов.
  2. Правила Гаага-Висби - Брюссельский протокол 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г.
  3. Гамбургские правила - Конвенция ООН по морской перевозке грузов 1978 года.
  4. В российском законодательстве действует - Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999.

 

В вышеуказанных документах оговаривается, какие именно данные должны быть в обязательном порядке включены в коносамент. А именно:

  1. наименование перевозчика и место его нахождения;
  2. наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
  3. наименование отправителя и место его нахождения;
  4. наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
  5. наименование получателя, если он указан отправителем;
  6. наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;
  7. внешнее состояние груза и его упаковки;
  8. фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
  9. время и место выдачи коносамента;
  10. число оригиналов коносамента, если их больше чем один;
  11. подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

 

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

 

Что касается формы коносамента, то здесь возможны варианты, так как разработкой таких форм занимаются разнообразные морские организации, компании и объединения.

 

Наибольшее распространение получили формы коносаментов, разработанные такими организациями как:

 

 

  • Genwaybill - форма Балтийского и Международного морского Совета (БИМКО);
  • The GGBS Waybill - форма Генерального Совета Британского судоходства.

 

Общий порядок работы с коносаментом:

 

  1. Отравителем составляется погрузочный ордер, в котором указаны наименование и марка товара, количество товара и вид упаковки, порты отправления – назначения; данные отправителя и получателя груза, название судна.
  2. Происходит погрузка груза на борт, что подтверждается соответствующим документом – штурманской распиской (mate’s receipt).
  3. После отправки судна из порта отправления грузоотправителю в обмен на штурманскую расписку оформляется коносамент. Далее грузоотправитель пересылает оригиналы коносамента грузополучателю.
  4. Грузополучатель получает груз в порту назначения, для чего ему в обязательном порядке требуется проявить свой оригинал коносамента, высланный ему отправителем.

 

N/B. - При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента - остальные экземпляры утрачивают свою силу.

 

II. Морская накладная (Sea waybill).

 

Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в морских перевозках, новые виды транспортных документов:

 

  • океанская накладная (ocean waybill);
  • линейная накладная(liner waybills);
  • сама морская накладная (Sea waybill).

 

Причины появления морских накладных: поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика осуществления мошеннических действий с использованием коносаментов.

 

Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в морских перевозках в функции которого входит:

 

  1. Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
  2. Функция документа подтверждающего факт принятия груза перевозчиком (судовладельцем) к перевозке в указанном в нем количестве и качестве.

 

На этом функции морской накладной заканчиваются.

 

Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading) является то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Груз выдается конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной. В настоящее время вариант полной замены коносамента на морскую накладную находится в стадии активного обсуждения.

 

Комментарии