Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

На границе интересов

6 января 2017 » 21:44
На границе интересов

Различия интересов бизнеса и государства относительно таможенных процедур очевидны. Бизнес ратует за упрощение формальностей, сокращение времени выпуска товаров, снижение контрольной нагрузки.

Государство не может поступиться безопасностью, экономической защищенностью внутреннего рынка, контролируя при этом полное и своевременное поступление в бюджет таможенных и налоговых платежей. Но контроль на границе интересов может быть разным. О том, какие технологии помогают находить компромисс – комментарий заместителя начальника управления организации посттаможенного контроля ГКТ Беларуси Константина Рыжова.

 

Переход от глобального контроля к выборочному, от контроля в процессе совершения таможенных операций – к посттаможенному контролю (контролю после выпуска товаров) способен дать ответы на многие вопросы в условиях обострения конкуренции на рынках международной торговли. Невозможно бесконечно наращивать силы и средства таможни в ответ на постоянный рост трансграничного товарного потока, а посему проверочные действия в ряде случаев было решено перенести на постконтроль. В результате не ограниченная жесткими временными рамками этапа выпуска таможенная служба смогла повысить качество контроля.

 

Важно понимать, что смысл посттаможенного контроля не сводится к его физическому переносу с одного этапа на другой. Таможенная служба, как отмечает Константин Рыжов, не собирается контролировать позже все, что было «недоконтролировано на выпуске». Более того, одним из важнейших его элементов становится определение необходимости самого контроля в каждом конкретном случае.

 

В основе технологии – работа систем предварительного информирования и управления рисками. Их взаимодействие, тщательный анализ поступивших в распоряжение сведений позволяют таможне сделать выбор в пользу отдельных субъектов и партий товаров и отнести их контроль на «потом».

 

Как это работает? Несмотря на то, что технология применяется уже несколько лет, вопрос требует ответа, ведь пока (во всяком случае, по итогам первого полугодия 2016 г.) таможенному контролю после выпуска товаров подвергается лишь порядка 3% общего количества деклараций на ввозимые товары и около 9% всех субъектов внешнеэкономической деятельности.

 

В соответствии с действующим законодательством под посттаможенным понимается контроль товаров и транспортных средств, проверка таможенных декларации и товаросопроводительных документов после выпуска товаров. Он может проводиться в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. При этом законодательством государств – членов Союза допустимо установление более продолжительного срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 лет.

 

Одной из целей контроля является устранение возможных таможенных рисков – в части таможенной стоимости, происхождения товаров, тарифной классификации, применения льгот и т.д. Проверяются своевременность подачи документов, правильность их заполнения и многое другое. Да, немалое значение, по словам Константин Рыжова, имеет само наличие документов, указанных в декларации.

 

Определение различных нюансов осуществления контроля после выпуска товаров имеет двойной смысл: применяемые меры должны быть не только эффективными, но и, можно сказать, универсальными, когда речь заходит о ЕАЭС и вопросах таможенного контроля на его границах. Только так можно избежать дисбаланса и устранить предпосылки к созданию неравных условий деятельности субъектов хозяйствования в государствах.

 

Синхронизация работы, необходимые обсуждения проходят в рамках Рабочей группы по развитию и применению таможенного контроля после выпуска товаров при Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Союза. В 2014 г. были утверждены Основные направления работы на 2015-2020 гг. по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров.

 

О том, на какой стадии находится эта работа, можно судить из анализа инициатив и предложений ГТК Беларуси по совершенствованию таможенного контроля. Здесь стоит сказать, в частности, о возможности признавать некоторые действия субъектов ВЭД «неадминистративными». Например, в случаях, когда субъект самостоятельно выявил правонарушение, устранил его последствия и информировал об этом таможенные органы. Или уплатил сумму задолженности в сроки, установленные для их добровольного погашения. Заметим, принцип «добровольного признания ошибки» применяется в странах Евросоюза, в Японии, Канаде. Этот же принцип с 1 января 2015 г. установлен в Казахстане. К сожалению, до сих пор именно на уровне инициативы остается предложение ГТК о том, чтобы не применять к субъекту хозяйствования, самостоятельно выявившему нарушение таможенного законодательства и добровольно уплатившему суммы причитающихся налоговых платежей, меры обеспечения исполнения налогового обязательства в виде начисления пеней.

 

Впрочем, в ГТК в части сроков формирования эффективной правовой базы иллюзий не питают и говорят, что это «работа на долгий период времени». В ведомстве анализируют передовой международный опыт, проводят консультации с иностранными коллегами. В таможенной службе надеются на то, что предпринимаемые шаги будут мотивировать субъекты ВЭД к добросовестной деятельности, «выводу из тени» нарушений, которые могут оставаться не выявленными, внедрению самостоятельного контроля – внутреннего аудита. Такой самоконтроль в будущем получит поддержку: Константин Рыжов сообщил о том, что в организациях с налаженным внутренним аудитом его результаты, при условии, что они документально фиксируются, «будут приниматься за истину». Наиболее подготовленными в этом плане считаются уполномоченные экономические операторы.

 

В актуальной ситуации с ВЭД есть и что изменить. Корректировки требуют, к примеру, механизмы, позволяющие таможенной службе при непредставлении документов на посттаможенный контроль, завершить проверку и принять решения. Для таможенников это «больной» вопрос и тут они непреклонны: уже на момент представления декларации субъект ВЭД должен иметь документы, подтверждающие декларируемые сведения, требуется лишь обеспечить их сохранность.

Разработчики проекта Таможенного кодекса ЕАЭС в этом вопросе заняли достаточно жесткую позицию. Она изложена в статьях 315 и 316. Упрощенно говоря, в большинстве случаев непредставления документов либо указания в них недостоверных сведений предлагается применять «наибольшую из ставок» налогов, таможенных пошлин, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Белорусские таможенники позицию разделяют: если решения будут объективными и неприятными для субъектов, может быть, они станут относиться к своим обязанностям более ответственно.

 

Для обеспечения эффективности контроля после выпуска товаров предстоит решить еще ряд задач. Например, по организации внутреннего и внешнего взаимодействия. Для чего? Хотя бы для того, чтобы скоординировать деятельность различных подразделений таможенных органов и исключить дублирование их функций. В противном случае участник ВЭД может подвергнуться проверке по одним и тем же вопросам при выпуске товаров, а в дальнейшем – и при постконтроле. А этого, согласитесь, не хочется…

 

Источник: www.baif.by

Комментарии