Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

На очереди авиаперевозки

7 ноября 2016 » 15:51
На очереди авиаперевозки

Предварительное информирование (ПИ) о товарах, ввозимых воздушным транспортом из стран, не являющихся членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), с 1 апреля 2017 года станет обязательным.

Новый порядок, который коснется только организаций, осуществляющих авиаперевозки, регламентирован решением Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 01.12.2015 № 158.

 

Как пояснили специалисты, предварительная информация, включающая в себя сведения о воздушном судне и маршруте его полета, а также данные о ввозимом товаре, должна будет направляться в таможенный орган государства - члена Союза, на территории которого расположено место прибытия груза. Перевозчик, осуществляющий его ввоз, или иное лицо, действующее от имени и по поручению перевозчика, должен представить предварительную информацию в установленном объеме и формате не менее чем за два часа до перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.

 

Представление предварительной информации будет осуществляться в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством порталов электронного представления сведений таможенных органов государств Союза.

 

Напомним, что с 2011 года предварительное информирование осуществляется в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, а с 2014 года - товаров, доставляемых по железной дороге. Внедрение данной технологии на перечисленных видах транспорта позволило сократить сроки совершения таможенных операций и способствовало увеличению внешнеторгового товарооборота.

 

В ЕЭК уточнили, что на момент разработки соответствующих решений относительно предварительного информирования стояла задача обеспечить эффективность таможенного контроля поступающих на территорию Союза грузов. Сокращение времени пребывания перевозчиков в пункте пропуска рассматривалось в качестве некоего дополнительного бонуса. Однако для этого должно выполняться условие, что перевозчик подаст в таможенный орган достоверную предварительную информацию.

 

При этом в ЕЭК отметили, что при разработке проекта Таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС появилась реальная возможность кардинально пересмотреть концепцию данной технологии. В настоящее время сформирована экспертная группа по совершенствованию института предварительного информирования в Союзе.

 

Рассказывая о его важности, заместитель начальника отдела таможенных информационных технологий Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Алексей Гавричев отметил, что на данный момент в этом вопросе «сложилась парадоксальная ситуация: обязанность подавать ПИ – есть, а ответственности за представление недостоверной информации – нет. В нынешних условиях, когда бизнес не видит для себя ощутимых преимуществ от подачи ПИ, введенный инструмент зачастую остается невостребованным.

 

Поэтому мы не стали заставлять перевозчиков проявлять сознательность при подаче ПИ посредством введения ответственности. Мы понимаем, что в нынешнем виде ПИ для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) выглядит как бюрократическая прихоть. В сложившейся ситуации мы пошли путем пряника – в ходе долгих переговоров с предпринимателями нашли варианты применения представленной ПИ, в которых в равной степени заинтересован как бизнес, так и госорганы».

 

Представитель ЕЭК также уточнил, что одним из основных новшеств данной технологии является появление возможности наряду с обязательной подать так называемую факультативную информацию. Она будет подаваться исключительно по желанию перевозчика и содержать в себе сведения, необходимые для дальнейшего прохождения таможенных формальностей, исходя из нужд самого перевозчика.

 

В этом случае перевозчик заранее может в составе ПИ представить таможенному органу сведения, необходимые, например, для последующего открытия процедуры таможенного транзита. Все, что ему для этого необходимо будет сделать, это заявить номер своей ПИ.

 

В ответ перевозчики отмечают, что перемещение товаров авиатранспортом имеет свои особенности. Как правило, одним рейсом на территорию Союза может сразу ввозиться несколько тысяч всевозможных наименований товаров, причем направляемых от различных поставщиков к различным получателям. Это ставит под сомнение возможность использования факультативного блока предварительной информации ввиду различия дальнейших целей в отношении этих грузов.

 

Представители рынка авиаперевозок особо подчеркнули заинтересованность в подаче обязательного блока информации. По их мнению, данное нововведение позволит существенно сократить время выпуска товаров. Вместе с тем они выразили серьезную обеспокоенность по поводу готовности информационных систем таможенных органов к работе по данному направлению.

 

Относительно предварительного информирования участники процесса признают, что все новшества в данной сфере, в том числе и заложенные в проект ТК ЕАЭС, в ближайшей перспективе заработают в полном объеме. Однако это может произойти только при условии параллельной модернизации как законодательной (принятие изменений в действующие правовые акты по ПИ), так и технической (доработка информационных систем таможенных органов стран Союза и участников ВЭД) частей данной технологии.

 

Представитель ЕЭК заверил, что все вопросы, возникающие относительно ПИ со стороны представителей любого вида транспорта, бизнеса и госорганов, в обязательном порядке будут оперативно отработаны экспертной группой по предварительному информированию. Как пояснили в ЕЭК, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых по воздуху физическими лицами (авиапассажирами) для личного пользования, а также товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, представление предварительной информации не требуется.

 

 

Источник: customsexpert.ru

Комментарии