Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

О рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей

15 января 2014 » 12:58
О рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей

С учетом специфика режима труда и отдыха водителей автомобилей в целях предупреждения влияние неблагоприятных факторов на их здоровье при исполнении трудовых обязанностей постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010г. № 82 утверждено Положение о рабочем времени отдыха для водителей автомобилей.

С учетом специфика режима труда и отдыха водителей автомобилей в целях предупреждения влияние неблагоприятных факторов на их здоровье при исполнении трудовых обязанностей постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 ноября 2010г. № 82 утверждено Положение о рабочем времени отдыха для водителей автомобилей.

 

Положение регулирует рабочее время и время отдыха водителей автомобилей (далее - водите­ли), работающих в организациях независимо от форм собственности и у индивидуальных предпринимателей.

 

Графики работ (сменности) водителей, графи­ки движения автомобилей должны составляться нанимателем с учетом норм и требований законода­тельства о труде и Положения.

 

Рассмотрим отдельные нормы и требования, предъявляемые к режиму рабочего времени и вре­мени отдыха водителей, в разрезе пунктов Положе­ния.

 

 

Рабочее время

 

► Пункт 8

 

 

Началом работы считается время явки к по­стоянному месту работы в час, установленный правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы - время освобождения от работы после проведения заключительных работ по возврату автомобиля к месту стоянки. Время, необходимое на дорогу от проходной до рабочего места, на переодевание и умывание перед началом и после окончания работы, на регистрацию прихода и ухода с работы, в рабочее время не включается.

 

 

В отдельных случаях время начала и окончания работы может устанавливаться вне места по­стоянной работы, о чем водителю должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня.

 

 

При дальних междугородных перевозках на­чалом работы водителя в смене считается время истечения установленного графиком работ (смен­ности) времени отдыха, а окончанием смены -время начала отдыха по графику в промежуточном или конечном пункте маршрута.

 

 

 

В данном пункте Положения конкретизируются понятия «начала» и «окончания» работы с учетом специфики трудовой деятельности водителей и тре­бований ст. 133 Трудового кодекса Республики Бе­ларусь (далее - ТК).

 

 

►  Пункт 9

 

 

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

 

  • подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках -для выполне­ния работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончаниясмены продолжительностью 20 мин;
  • времени проведения предрейсового ме­дицинского осмотра продолжительностью 5 мин;
  • времени управления автомобилем;
  • времени присутствия на рабочем месте во­дителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;
  • времени стоянки в пунктах погрузки и раз­грузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • времени простоев не по вине водителя;
  • времени специальных перерывов, предусмотренных графиком работ (сменности) для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах маршрута;
  • времени проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки меха­низмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • времени охраны груза и автомобиля во время стоянки на промежуточных и конечных пунктах маршрута при осуществлении междугород­ных перевозок в случае, если такие обязан­ности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем.

 

Подготовительно-заключительные работы вклю­чают:

 

  • осмотр автомобиля, прицепа, их основных узлов;
  • проверку технического состояния автомобиля, прицепа;
  • заправку автомобиля;
  • оформление путевых документов, уточнение адресов пунктов погрузки и разгрузки, прогноза погоды и дорожной обстановки (гололед, ремонт участков дорог);
  • постановку автомобиля на отведенное место по возвращении с работы и др.

 

В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-3 «О дорожном движении» предрейсовые и иные медицинские об­следования водителей проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области авто­мобильного транспорта, при наличии специального разрешения (лицензии), а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по подго­товке, переподготовке и повышению квалификации водителей.

 

 

Порядок проведения предрейсовых и иных ме­дицинских обследований водителей установлен Инструкцией о порядке проведения контроля со­стояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии ал­когольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотроп­ных, токсических или других одурманивающих веществ,   утвержденной   постановлением   Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 110 по согласованию с Министерством здравоохранения.

 

 

В сумме подготовительно-заключительное вре­мя и время предрейсового медицинского осмотра составят 25 мин (20 + 5), или 0,42 ч (25 / 60), которые могут оплачиваться нанимателем исходя из! часовой тарифной ставки водителя.

 

 

Время простоев фиксируется в путевых листах водителя автомобиля.

 

 

Основанием для предоставления дополнитель­ных специальных перерывов является ст. 135 ТК. При этом продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка либо графиками работ (сменности).

 

 

Засчитываемая в рабочее время продолжительность времени охраны груза и автомобиля, а также продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, может оплачиваться нанимателем повременно исходя из тарифных ставок водителей, если это будет предусмотрено в локальных нормативных правовых актах (ЛНПА).

 

 

► Пункт 12

 

 

При направлении водителей в дальние рейсы длявыполнения междугородных перевозок грузов и пассажиров наниматель устанавливает им задания по времени на движение и стоянку автомобилей исходя из действующих норм времени на подготовительно-заключительные работы,предрейсовый медицинский осмотр, кратко­временный и длительный отдых в пути, погрузку и разгрузку, расстояния перевозки и заданного ре­жима работы водителей, расчетных норм пробега грузовых автомобилей, установленных в порядке, определенном законодательством. Время, уста­новленное заданием (графиком, расписанием), учитывается как рабочее.

 

 

Данной нормой определены конкретные факторы, в зависимости от которых наниматель устанавливает задание водителям, направленным вне рейсы для выполнения междугородных перевозок грузов и  пассажиров.

 

 

► Пункт 13

 

 

Работа в сверхурочное время компенсируется в соответствии с ТК дополнительной оплатой. При­менение к сверхурочным работам допускается только с согласия водителя, за исключением слу­чаев, предусмотренных ТК, а также коллективным договором, соглашением.

 

 

Оплата за работу в сверхурочное время произ­водится нанимателем на основании ЛНПА (кол­лективный договор, положение об оплате и др.) с учетом норм ст. 69 ТК.

 

 

Привлечение к сверхурочным работам без согласия водителя на основании коллективного договора в Положении не предусматривается, что является дополнительной гарантией в охране труда водителей.

 

 

Водитель может привлекаться к выполнению сверхурочных работ без его согласия только в тех случаях, исчерпывающий перечень которых предусмотрен ст. 121 ТК.

 

 

Пункт 14

 

 

Сменный режим работы определяет последо­вательность чередования водителей по сменам, продолжительность каждой из которых не менее установленной законодательством продолжитель­ности ежедневной работы (смены).

 

 

Иные режимы работы (разделение рабочего дня на части, суточные дежурства) к сменным не относятся.

 

 

Режим рабочего времени при сменной работе определяется графиком работ (сменности). При этом продолжительность смены не может пре­вышать 12 ч. Водители чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

 

 

Данная норма Положения согласуется с норма­ми ст. 125 ТК. Кроме того, устанавливается, что такие режимы работы, как, например, суточное де­журство, к сменному режиму не относятся.

 

 

Пункт 16

 

 

При суммированном учете рабочего времени (далее - суммированный учет) установленная продолжительность ежедневной работы (смены) и рабочей недели отрабатывается водителем, как правило, за учетный период.

 

 

При этом запланированное время работы в смену, неделю может быть неодинаковым. Во всех случаях сумма часов рабочего времени по графику работ (сменности) за учетный период не должна превышать норму часов за этот период, рассчитанную в соответствии с ТК.

 

 

При суммированном учете продолжитель­ность рабочего дня (смены) водителя автомо­биля может устанавливаться не более 10 ч, а в отдельных случаях (водителям, работающим на городских и пригородных автомобильных пере­возках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) - не более 12 ч с обязательным соблюдением установлен­ной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

 

 

Не допускается устанавливать продолжитель­ность рабочего дня (смены) 12 ч более двух ка­лендарных дней подряд.

 

 

В случаях, когда при осуществлении между­городной перевозки предусматривается пребы­вание водителя в автомобиле более 12 ч, в рейс направляются два водителя.

 

 

Суммированный учет является разновидно­стью режима и учета рабочего времени при осо­бых условиях организации производства и труда.

 

 

Применение нанимателем для водителей сум­мированного учета должно указываться в ЛНПА и трудовом договоре (контракте), заключаемом с во­дителем. При этом введение нанимателем сумми­рованного учета согласовывается с профсоюзом.

 

 

Условия введения суммированного учета из­ложены в Положении с учетом специфики орга­низации труда водителей, которые согласуются со ст. 126 ТК.

 

 

Основное требование при введении суммирован­ного учета - это соблюдение нормы рабочих часов за учетный период, рассчитанной в соответствии со ст. 112-117 ТК.

 

 

В Положении отражены особенности установ­ления ежедневной продолжительности рабочего времени для водителей при суммированном уче­те, которые согласуются с нормой части второй ст. 126 ТК.

 

 

► Пункт 17

 

 

Рабочее время водителей при суммирован­ном учете регламентируется графиками работ (сменности), которые составляются на весь учет­ный период из расчета выполнения установлен­ной нормы рабочих часов за этот период. В них определяются: время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены) время перерывов для отдыха и питания, а также время, предоставляемое для междусменного и еженедельного отдыха.

 

 

Для водителей, занятых на перевозках в технологическом процессе промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других организаций, графики работ (сменности) составляются с таким расчетом, чтобы они были увязаны с графиками работ (сменности) работников обслуживаемых организаций.

 

 

В соответствии со ст. 123 ТК график работы (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом.

 

 

Рассмотрим на условном примере составлениеграфика сменности водителя.

 

 

 

Пример 1

 

В июле водитель был занят на уборке урожая. Для него была установлена 6-дневная рабочая неделя и суммированный учет с учетным пе­риодом - месяц. Начало рабочего дня - 8.00; перерывы для отдыха и питания - 12.00-12.30 и 16.00-16.30; окончание рабочего дня - в 19.00. Количество рабочих дней, согласно графику работы в июле, составило 18 дней, часов - 175. График работы при суммированном учете мож­но составить следующим образом:

 

Вариант 1

 

0

 

 

 

Вариант 2

 

00

 

Исходя из требований производства, продолжи­тельность работы в рабочий день, непосредственно предшествующий праздничному дню (2 июля) и праздничный день (3 июля), равна 10 ч. Недоисполь­зованные часы ежедневного междусменного от­дыха компенсируются водителю предоставлением дней отдыха (отгулов) в учетном периоде, т.е. с 21 по 24 июля и с 26 по 31 июля. Продолжительность еженедельного отдыха на основании ст. 138 ТК исчисляется в среднем за учетный период. В том слу­чае, если водители обслуживают либо участвуют в строительстве объектов, посевной и уборке уро­жая, в технологическом процессе промышленных организаций (подвозка сырья в основные цеха), то их режим рабочего времени и график работы (смен­ности) должен быть увязан с режимом рабочего времени рабочих тех участков и объектов, которые данные водители обслуживают.

 

 

► Пункт 18

 

 

Для водителей может вводиться рабочий день с разделением его на части.

 

 

Между отдельными частями рабочего дня воз­можны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2, но не более 4 ч, либо два перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч.

 

 

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы.

 

 

Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается.

 

 

Перерыв между двумя частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя.

 

 

Решение о разделении рабочего дня на части принимается нанимателем по согласованию с профсоюзом (при его наличии).

 

 

Данные нормы Положения согласуются со ст. 127 ТК. При разделении рабочего дня на части труд водителя может быть организован исходя из двух наиболее широко применяемых на практике способов:

 

  • рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель не выполняет никакой другой работы;
  • рабочий день водителя автомобиля делится на части, и во время внутрисменного перерыва водитель выполняет другую дополнительную работу.

 

 

 

 

Пример 2

 

В коммерческой организации водитель авто­буса осуществляет перевозку основных ра­бочих к месту расположения объектов работы и обратно. Нанимателем (по согласованию с профсоюзом) ему установлен рабочий день с разделением на части с двумя выходами на работу. Ежедневная продолжительность рабо­чего времени -8чпри пятидневной рабочей неделе. Выходные дни - суббота и воскресенье. Учет рабочего времени - ежедневный.

 

 

Начало рабочего дня (смены): 1 -я часть - 5.00, 2-я часть -13.00. Окончание рабочего дня (сме­ны): 1-я часть- 9.00, 2-я часть - 17.00. Ежедневная продолжительность рабочего вре­мени -8 ч. Внутрисменный перерыв - с 9.00 до 13.00. Продолжительность внутрисменного перерыва - 4 ч, в т.ч. перерыв для отдыха и питания - 1 ч.

 

В этом случае график работы (сменности) водителя автобуса в июне 2010 г. может быть составлен следующим образом:

000

 

Время внутрисменного перерыва является лич­ным временем водителя автомобиля, которое он использует в своих личных целях, находясь либо территории организации, либо за ее пределами.

 

 

 

Пример 3

 

В коммерческой организации, занимающейся лесозаготовками, водитель автобуса осущест­вляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно. Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с двумя выходами на работу. Ежедневная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя -5ч при пятидневной рабочей неделе. Во время внутрисменного перерыва водитель автомо­биля работает в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках 2-го разряда. Выходныедни - суббота и воскресенье. Учет рабочей времени - ежедневный. Начало рабочего дня (смены) в качестве води теля автомобиля: 1-я часть - 7.00, 2-я часть! 13.00. Окончание рабочего дня (смены) в качестве водителя: 1-я часть - 9.00, 2-я часть! 16.00. Ежедневная продолжительность рабочего времени: в качестве водителя - 5 ч, в качестве подсобного рабочего на лесозаготовках - 3 (с 9.00 до 12.00). Внутрисменный перерыв- 9.00 до 13.00. Продолжительность внутрисменного перерыва-4 ч, в т.ч. перерыв для отдыха и питания с 12.00 до 13.00- 1 ч.

 

 

В этом случае график работы (сменности) водителя автобуса в июне 2010 г. может быть составлен следующим образом:

 

0000  

В этом случае фактически отработанное время составит: в качестве водителя автомобиля - 110 ч (5 • 22), в качестве подсобного рабочего на лесозаго­товках - 66 ч (3 • 22), всего за месяц отработано 176 ч. Как видно из примера, во время внутрисменного перерыва водитель может выполнять другую работу, не требующую его переквалификации и дополнительного обучения. Выполнение данной работы должно быть оформлено другим трудовым договором (контрактом).

 

 

Пример 4

 

Составим график работы водителя молоковоза, занятого сбором и доставкой молока на молочный завод.

 00000

 

Учитывая, что разделение рабочего дня на ча­сти является не очень удобным для работника, на­ниматель может устанавливать ему доплату либо повышение тарифной ставки (оклада).

 

В коммерческих организациях размер доплаты за разделение рабочего дня на части определяется ЛНПА (коллективным договором, положением об оплате труда работников).

 

 

Пример 5

 

В декабре 2010 г. водитель, занятый обслу­живанием населения, отработал в режиме 6-дневной рабочей недели с разделением смены на части 160 ч против 176ч, предусмо­тренных графиком сменности. Действующая в организации тарифная ставка первого разряда - 250 тыс. руб. Месячная тарифная ставка водителя - 530 тыс. руб. Доплата за разделение рабочего дня на ча­сти установлена в размере 50% от тарифной ставки водителя за фактически отработанное время.

 

Сумма доплаты водителю за месяц составит: (530 000 ■ 50 / 100) / 176 • 160 = 240 909 руб.

 

 

 

Пункт 19

 

Учет рабочего времени водителей осущест­вляется на основании табеля учета использова­ния рабочего времени, путевых листов и других документов.

 

Время внутрисменных простоев учитывается, начиная с 5 мин. Учет времени простоя водителей ведется путем заполнения листков о простое или особых отметок в путевом листе установленной формы.

 

Время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается и оформляется выдачей разовых нарядов.

 

В месте командировки рабочее время води­теля учитывается на общих основаниях в поряд­ке, установленном по месту его работы. Если в месте командировки организована работа по графику работ (сменности), отличному от графика работ (сменности) в месте постоянной работы, то рабочее время водителя учитывается по его фактической продолжительности с предостав­лением табеля учета рабочего времени с этого места работы.

 

В соответствии со ст. 133 ТК наниматель обя­зан организовать учет явки работников на работу и ухода с нее.

 

Согласно Инструкции о порядке проведения ра­ботниками Государственной автомобильной инспек­ции Министерства внутренних дел и Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуника­ций Республики Беларусь контроля за соблюдени­ем скоростных режимов движения, режима труда и отдыха водителями транспортных средств, осу­ществляющими перевозки пассажиров и грузов, а также требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих деятельность на автомобильном транспорте, утвержденной по­становлением Министерства внутренних дел и Министерства транспорта и коммуникаций Респу­блики Беларусь от 24 мая 2004 г. № 115/18, режим труда и отдыха водителей при осуществлении пере­возок контролируется на основании путевого листа и регистрационных листков тахографа либо личной контрольной книжки.

 

Процесс обработки путевых листов, как прави­ло, автоматизирован. Используя данные путевых листов, с помощью специальных программ на ком­пьютерах формируются показатели использования рабочего времени каждым водителем и организа­цией в целом. Наряду с этим, путевые листы могут обрабатываться вручную с формированием данных об использовании рабочего времени водителей.

 

Временный перевод водителя на другие работы регулируется ст. 33 ТК (в связи с производственной необходимостью) и ст. 34 ТК (в случае простоя).

 

Режим рабочего времени и времени отдыха при направлении водителя в служебную командировку устанавливается нанимателем согласно ст. 92 ТК. При этом особенности учета рабочего времени во­дителя в указанных случаях изложены в п. 19 По­ложения.

 

 

Время отдыха

 

► Пункт 20

 

Водителям в течение рабочего дня предо­ставляется перерыв для отдыха и питания про­должительностью не менее 20 мин и не более 2 ч, который используется ими по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

 

При установленной графиком работ (смен­ности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю автомобиля могут предоставляться два перерыва для отдыха и пи­тания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин.

 

Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять через 4 ч после начала работы.

 

Время предоставления перерыва и его кон­кретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), либо по соглашению между водителем автомобиля и нанимателем.

 

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), либо по соглашению между работником и нанимателей что согласуется со ст. 134 ТК.

 

Предоставление перерыва для отдыха и питания позднее, чем через 4 ч после начала работы, допускается в исключительных случаях, например, при выполнении  водителем  работ,  предусмотренных ст. 121 ТК.

 

 

►Пункт 21

 

После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю должен предоставляться специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 мин, или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 ч. если не наступает период перерыва для отдыха и питания.

 

Специальный технический перерыв введен Положением с учетом специфики работы водителя» обеспечения безопасности движения и как дополнительная гарантия в режиме труда и отдыха водителей, что согласуется со ст. 135 ТК. При этой предусмотренный перерыв включается в рабочее время водителя.

 

 

►Пункт 22

 

Если продолжительность смены по графику работ (сменности) больше 8 ч, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.

 

Водителям, которым установлен суммиро­ванный учет, или водителям с рабочим днем, разделенным на части, продолжительность еже­дневного (междусменного) отдыха в отдельные периоды работы по распоряжению нанимателя, согласованному с профсоюзом (а при его от­сутствии - с согласия водителя), может быть уменьшена до 12 ч.

 

На междугородных перевозках при суммиро­ванном учете продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя на конечном или промежуточном пункте маршрута не может быть менее продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени работы в предшествующей отдыху смене с соответствующим увеличением продолжительности ежедневного (междусменно­го) отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

 

Названные нормы Положения учитывают специфику организации перевозочного процесса и суммированного учета.

 

 

Пункт 24

 

На междугородных перевозках при суммиро­ванном учете продолжительность еженедельного отдыха может быть более 42 ч, а также может быть сокращена, но не менее, чем до 24 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

 

Данные нормы Положения согласуются с требо­ваниями ст. 138 ТК, согласно которой при сумми­рованном учете минимальная продолжительность еженедельного отдыха может исчисляться в сред­нем за учетный период.

 

 

Пример 6

 

Определим продолжительность еженедельного непрерывного отдыха при различных режимах работы.

 

Продолжительность еженедельного непрерыв­ного отдыха при различных режимах рабочего времени.

000000

 

 

Производственно-практическое издание Транспорт/ сост. Е.В. Гриценко. - Минск: КапиталМедиаГрупп, 2011

Комментарии