Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление логистикой

Оптимизация грузопотока путем консолидации отправок (часть 1)

18 апреля 2014 » 09:52
Оптимизация грузопотока путем консолидации отправок (часть 1)

Наиболее приоритетной задачей для компании в период экономического кризиса является снижение себестоимости продукции за счет уменьшения логистических издержек. Одним из возможных мероприятий по сокращению транспортных расходов может стать консолидация отправок.

Наиболее приоритетной задачей для компании в период экономического кризиса является снижение себестоимости продукции за счет уменьшения логистических издержек. Одним из возможных мероприятий по сокращению транспортных расходов может стать консолидация отправок. Такой вариант следует рассматривать, когда параметры грузопотока делают экономически нецелесообразной перевозку отдельным транспортным средством или контейнером. Рассмотрим, в каких случаях она оправданна.
 

Консолидация грузов предполагает преобразование целого ряда взаимозависимых параметров. Например, изменение интервалов времени между отправками транспортных партий приводит к изменению таких параметров, как размер транспортной партии, число наименований грузов в транспортной партии, число грузовых мест и т. д.

При целенаправленном изменении одного из параметров важно учитывать влияние этого преобразования на другие параметры. Здесь необходимо принимать во внимание один из основных принципов логистики: рассматривать всю логистическую цепь в целом, начиная с конца процесса, и анализировать, как изменения в одном звене повлияют на весь грузопоток и общие результаты процесса.

Расчет экономической эффективности

Следует отметить, что повышение эффективности логистической системы возможно только при постоянном внимательном мониторинге грузопотока и принятии оптимального решения для каждой отдельной поставки.


При небольших весах грузов, которые отправляются в сборных грузовиках, целесообразно консолидировать грузовые партии. С точки зрения стоимости доставки укрупнение транспортных партий почти всегда оправданно. Очевидно, что чем больше вес груза, тем дешевле обходится перевозка 1 кг. Как правило, наблюдается гиперболическая зависимость фрахта от веса. На рис. 1 приведено изменение стоимости перевозки груза в сборном грузовике из Европы в Россию:

min 490 у. е. за 100 кг;
до 300 кг : 309 у. е. за 100 кг;
до 500 кг : 205 у. е. за 100 кг;
до 1000 кг: 154 у. е. за 100 кг;
до 2000 кг: 114 у. е. за 100 кг;
до 3000 кг: 79 у. е. за 100 кг;
до 5000 кг: 54 у. е. за 100 кг;
до 8000 кг: 48 у. е. за 100 кг.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002grrr


Консолидация грузов также выгодна для сокращения платежей, взимаемых, как правило, за каждую партию груза и не зависящих от веса, таких как: оформление транспортной накладной, сборы за экспортное оформление груза, плата таможенному брокеру. Например, еженедельно компания - импортер инженерного оборудования, имеющая ряд поставщиков в европейских странах, формирует поставки весом 1000-4000 кг. При отправке оборудования раз в две недели создаются транспортные партии с большим весом, что позволяет экономить 20-60%.

В таблице приведен пример расчета экономической эффективности для ряда поставок.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002f6pw

Как видно из таблицы, консолидация грузов способствовала снижению затрат в среднем на 29%.

При формировании поставок весом более 6000 кг следует рассмотреть возможность отправки груза отдельной машиной (truckload), поскольку стоимость отдельного грузовика по заданному условному маршруту составит 3100 у. е. (рис. 2). Таким образом, для поставки № 7 очевидна целесообразность формирования генеральной партии груза.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002h741

Рис. 2 подтверждает закономерность, выявленную на рис. 1. На втором графике видно, что зависимость фрахта от веса груза не прямолинейная. То есть, например, при отправке двух партий груза по 2000 кг затраты на перевозку равны 2280 х 2 = 4560 у. е., а при отправке одной партии в 4000 кг - 2160 у. е. Соответственно, экономия составит 52%.

График на рис. 2 дает наглядное представление о том, в каких случаях выгодно отправлять груз определенного веса сборным грузовиком а в каких - отдельной машиной. Фрахт отдельной машины одинаков при любом объеме груза в кузове, в то время как стоимость отправка в сборном грузовике растет по мере увеличения веса груза. При достижении определенного веса (пересечение линий графика) перевозка отдельным траком становится более экономичной.

Наиболее выгодной будет такая консолидация, когда вес груза достигнет грузоподъемности грузовика. Но, к сожалению, это не всегда возможно ввиду влияния на другие параметры грузопотока.


Принцип расчета стоимости отправки

Для того чтобы иметь возможность управлять логистическими издержками, необходимо определить принцип их формирования. Важно знать, как рассчитывает стоимость транспортировки ваш перевозчик, проанализировать статьи расходов, составить схему расчета тарифов. 

Анализировать расходы следует, оценивая не итоговые счета за перевозку конкретного груза, а саму схему формирования тарифов. При таком подходе появятся возможности:

  • рассчитывать управленческую себестоимость груза, находящегося у поставщика или в пути;
  • оценивать целесообразность отправки груза различными видами транспорта;
  • принимать решение о консолидировании или разукрупнении транспортных партий;
  • сравнивать расчетные (планируемые) затраты с фактическими.

При оценке расходов на транспортировку следует учитывать, что расчетный вес груза, на основании которого выставляется счет за перевозку, может значительно отличаться от фактического, поэтому необходимо изучить также схему расчета оплачиваемого веса, которой пользуется ваш перевозчик для оценки затрат.

Как правило, для расчета стоимости отправки при автомобильных перевозках применяется понятие «погрузочный метр» (пм). Погрузочный метр - условная величина, равная по длине 2,4 м (погрузочная ширина кузова еврофуры) и по ширимо 1 м, то есть площадью 2,4 м2.

Таким образом, стандартная европаллета (1200x800 мм) занимает: (1,2x0,8 м) : 2,4 м2 = 0,4 пм (если груз не штабелируемый).

Погрузочный метр эквивалентен 2000 кг (1 м3 - 333 кг). Соответственно, при расчете стоимости отправки получается: 0,4 пм х 2000 кг = 800 кг (объемный вес груза). Если фактический вес паллеты превышает объемный, при расчете стоимости учитывается фактический вес.

Изменение параметров грузопотока

Для грамотного планирования и управления грузопотоком необходимо определить его параметры, существующие и оптимальные:

  • общее количество перемещаемых грузов за определенный период (т/месяц, т/год);
  • размеры транспортных партий грузов (т, шт.);
  • расстояние перевозок;
  • средний размер транспортной партии;
  • число наименований грузов в транспортной партии;
  • среднее число грузовых мест;
  • тип и конструкция транспортно-грузовых единиц;
  • габаритные размеры, масса брутто и нетто грузовой транспортной единицы;
  • время прибытия и отправления транспортных партий грузов;
  • интервалы времени между прибытиями или отправлениями транспортных партий;
  • средний  интервал  времени между прибытиями и отправлениями транспортных партий;
  • стоимость транспортных партий грузов.
Консолидация грузов предполагает преобразование целого ряда взаимозависимых параметров. Например, изменение интервалов времени между отправками транспортных партий приводит к изменению таких параметров, как размер транспортной партии, число наименований грузов в транспортной партии, число грузовых мест и т. д.


При целенаправленном изменении одного из параметров важно учитывать влияние этого преобразования на другие параметры. Здесь необходимо принимать во внимание один из основных принципов логистики: рассматривать всю логистическую цепь в целом, начиная с конца процесса, и анализировать, как изменения в одном звене повлияют на весь грузопоток и общие результаты процесса.

Расчет экономической эффективности

Следует отметить, что повышение эффективности логистической системы возможно только при постоянном внимательном мониторинге грузопотока и принятии оптимального решения для каждой отдельной поставки.

При небольших весах грузов, которые отправляются в сборных грузовиках, целесообразно консолидировать грузовые партии. С точки зрения стоимости доставки укрупнение транспортных партий почти всегда оправданно. Очевидно, что чем больше вес груза, тем дешевле обходится перевозка 1 кг. Как правило, наблюдается гиперболическая зависимость фрахта от веса. На рис. 1 приведено изменение стоимости перевозки груза в сборном грузовике из Европы в Россию:

min 490 у. е. за 100 кг;
до 300 кг : 309 у. е. за 100 кг;
до 500 кг : 205 у. е. за 100 кг;
до 1000 кг: 154 у. е. за 100 кг
до 2000 кг: 114 у. е. за 100 кг;
до 3000 кг: 79 у. е. за 100 кг;
до 5000 кг: 54 у. е. за 100 кг;
до 8000 кг: 48 у. е. за 100 кг.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002grrr

Консолидация грузов также выгодна для сокращения платежей, взимаемых, как правило, за каждую партию груза и не зависящих от веса, таких как: оформление транспортной накладной, сборы за экспортное оформление груза, плата таможенному брокеру. Например, еженедельно компания - импортер инженерного оборудования, имеющая ряд поставщиков в европейских странах, формирует поставки весом 1000-4000 кг. При отправке оборудования раз в две недели создаются транспортные партии с большим весом, что позволяет экономить 20-60%.

В таблице приведен пример расчета экономической эффективности для ряда поставок.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002f6pw

Как видно из таблицы, консолидация грузов способствовала снижению затрат в среднем на 29%.

При формировании поставок весом более 6000 кг следует рассмотреть возможность отправки груза отдельной машиной (truckload), поскольку стоимость отдельного грузовика по заданному условному маршруту составит 3100 у. е. (рис. 2). Таким образом, для поставки № 7 очевидна целесообразность формирования генеральной партии груза.

http://pics.livejournal.com/loglink/pic/0002h741

Рис. 2 подтверждает закономерность, выявленную на рис. 1. На втором графике видно, что зависимость фрахта от веса груза не прямолинейная. То есть, например, при отправке двух партий груза по 2000 кг затраты на перевозку равны 2280 х 2 = 4560 у. е., а при отправке одной партии в 4000 кг - 2160 у. е. Соответственно, экономия составит 52%.

График на рис. 2 дает наглядное представление о том, в каких случаях выгодно отправлять груз определенного веса сборным грузовиком а в каких - отдельной машиной. Фрахт отдельной машины одинаков при любом объеме груза в кузове, в то время как стоимость отправка в сборном грузовике растет по мере увеличения веса груза. При достижении определенного веса (пересечение линий графика) перевозка отдельным траком становится более экономичной.

Наиболее выгодной будет такая консолидация, когда вес груза достигнет грузоподъемности грузовика. Но, к сожалению, это не всегда возможно ввиду влияния на другие параметры грузопотока.

www.logistpro.ru

Комментарии