Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Особенности доставки различных товарных категорий

22 февраля 2017 » 15:14
Особенности доставки различных товарных категорий

Специфика того или иного товара, продаваемого в онлайне, обуславливается множеством параметров – от требований к оформлению сайта до особенностей маркетингового продвижения.

Более того, после того, как покупатель нажал кнопку «заказать», головной боли у продавцов не становится меньше: затем товар надо упаковать, доставить и получить за него деньги. На этапе доставки особенности той или иной товарной категории не менее заметны, чем на этапе привлечения покупателя. Что общего у игрушек и косметики, холодильника и собачьего корма? В чем отличие одежды от обуви? Это важно знать и учитывать в работе. 

 

Одежда и обувь
 
Первый совет для этих категорий касается упаковки. Есть такие, кто, например, доставляют одежду в картонных коробках, а зачем? Если футболка или рубашка уже сложена в пакет, то шансов помяться у нее одинаково – что в коробке, что без. На мой взгляд, если конечно речь не идет о дорогих люксовых вещах, коробка для данной категории не обязательна. Одежду лучше упаковывать в специальный пластиковый сейф-пакет – тот самый, который невозможно аккуратно и бесследно вскрыть. Такой пакет идеально подходит для не склонных к деформации и разрушению от ударов товаров –в том числе, для одежды, к тому же при желании его можно брендировать. 

Использование пакетов вместо коробок сэкономит интернет-магазину и деньги, и время. Денежные расходы можно сократить за счет более эффективной тарификации по объему – продавец не платит за воздух в коробке. А время выигрывается за счет скорости упаковки – у сейф-пакетов она меньше, чем у коробок, которые необходимо ещё и собрать, и скотчем оклеить (который, кстати, также может стать дополнительным источником расходов). 
 
А вот с обувью ситуацию несколько иная. Здесь все зависит от того, насколько вам важна оригинальная упаковка. Если вы и производитель, и продавец в одном лице, повреждение коробки (например, в случае возврата) не помешает вам пустить эту же пару в оборот, так как вы можете легко подпорченную коробку заменить на точно такую же. Смело пакуйте в пластиковый пакет. Если же вы перепродавец и продаете чужой бренд, то пришедшая в негодность оригинальная упаковка может сильно осложнить вам жизнь. А значит лучше перестраховаться и не поскупиться на еще одну коробку, которая будет играть роль сейфа, оберегающего оригинал. Но усердствовать с пятислойным картоном тоже необязательно – иначе стоимость упаковки рискует перевесить размер прибыли. 

Еще одна особенность одежды и обуви как доставляемого товара связана с индивидуальным соответствием товара его заказчику. Проще говоря – и то, и другое надо мерять. Сегодняшние реалии таковы, что возможность примерки и частичного выкупа предоставляет уже подавляющее число интернет-магазинов (это, кстати, особенность именно России – в западных странах все ровно наоборот), а значит, отказавшись от этого сервиса, вы будете заведомо проигрывать конкурентам. 
 
Позволить себе продажу одежды и обуви без возможности примерки могут только «каталожники», но у них другие козыри: высокая лояльность покупателей и низкие цены. Если вы продаете не самые дешевые бренды, лучше этот сервис покупателям обеспечить. Но если вы все- таки по каким-то причинам сомневаетесь – делать или не делать, учтите на всякий случай, что отсутствие примерки и частичного выкупа должно быть обязательно компенсировано очень простыми для покупателя условиями возврата товара и собственных денег – как на западе (собственно, это и есть причина того,что люди там не заморачиваются примеркой: не подошло, ну и ладно, быстро сдам, быстро получу деньги и куплю новое). Но в любом случае, предоставляете вы этот сервис или нет, покупатель должен быть заранее в курсе. Если да – не забудьте проинформировать его о том, сколько минут отводится на примерку. Если нет – объясните, что у него есть две опции: или выкупить посылку, или отказаться от нее целиком. 

Что еще нужно знать про одежду и обувь? У этих товарных категорий практически нет сезонности онлайн продаж. Наш опыт доставки показывает, что продажи и того, и другого в течении года идут равномерно – если не считать распродаж. Всплесков продаж не стоит ожидать и под Новый год, в нашей стране одежду и обувь на подарки почти не заказывают. 
 
Игрушки и косметика
 
У этих категорий много общего. Что касается требований упаковки для них – коробки и только коробки. Игрушки чаще всего заказывают в подарок, поэтому если оригинальная упаковка помнется и потеряет товарный вид, покупатель может от заказа отказаться. К тому же повреждение исключает возможность повторной продажи. У косметических товаров немножко другая история: плохая упаковка с большой долей вероятности может привести к повреждению самого товара: духи разбиться, крем выдавиться и т.д. А значит все это надо защищать от внешнего воздействия особо тщательно, желательно – сначала в воздушно-пузырьковую пленку, а уже потом – в коробку. 

И для игрушек, и для косметики – в отличие от одежды и обуви, «частичка» на мой взгляд, абсолютно не целесообразна. Практика показывает, что обычно покупатели даже и не думают о такой возможности и выкупают в большинстве случаев весь заказ целиком. У игрушек и косметики самый большой среди всех категорий процент выкупа. Игрушки не надо «мерять», а понюхать духи, вскрыв упаковку, вам все равно не дадут. Покупатели обычно заказывают уже тот товар, который они знают, и единственное, в чем им нужно убедиться – в его целостности. А значит для этих категорий дополнительный сервис в виде возможности частичного выкупа избыточен. Зачем сознательно понижать себе процент выкупа, предоставляя покупателям не востребованную ими возможность? Нет спроса – нет предложения. 

У косметики – так же, как и у одежды и обуви – нет сезонности, объем доставки по этим категориям равномерный в течении года. Заметный эффект дают только распродажи с большой скидкой, а особо успешными бывают те, которые проводятся в рамках всем известных, ожидаемых и поддерживаемых на глобальном уровне «черных пятниц» или «бешенных понедельников». Локальные распродажи, устраиваемые в другое время по инициативе интернет- магазинов у себя на сайте, обычно проходят значительно скромнее. У игрушек, помимо глобальных распродаж, всегда есть большой всплеск под Новый Год. 
 
Цветы, вазы, собачий корм и холодильники
 
Что общего у всех этих категорий? Все это нестандартные с точки зрения логистики товары, а значит их доставка связана с дополнительными усилиями, а зачастую, и головной болью. Все, что пачкается, бьется, плохо пахнет и не влезает в обычную машину для перевозки посылок, требует особого подхода, прежде всего, супер прочной и максимально безопасной упаковки. 

Обычно заказчику – магазину, продающему нестандартный товар, выставляются дополнительные требования к упаковке со стороны курьерской службы. Это касается хрупких, легко бьющихся товаров, но не только. Мы как-то перевозили корма для животных, у них очень специфический запах, и мы взялись за это при условии, что заказчик обеспечит такую упаковку, через которую этот запах проникать не будет, чтобы не испортить другие посылки. А еще у нас был клиент который продавал люстры, так вот, надежность упаковки проверяли путем падения посылки с высоты двух метров, и люстра выживала! 

С такими требованиями лучше справляются компании, которые специализируются на услуге фулфилмента, – те, кто уже «набил руку» и освоил множество способов сохранить ценный груз: они четко знают и во что завернуть, и чем зафиксировать, и какой наполнитель вложить дополнительно и т.д. Я слышал, что одна из них приспособилась виниловые пластинки упаковывать в … коробки для пиццы! 

Крупногабаритный груз между городами лучше всех перевозят транспортные компании, но у них свои недостатки, о которых тоже надо быть в курсе: большинство специализированных транспортных компаний не «дружат» со сроками. Они всегда возят сборные грузы и заинтересованы в том, чтобы отправляемая ими машина была укомплектована полностью и не отправлялась в долгий путь полупустой. А значит они будут ждать ровно столько, сколько нужно, чтобы заполнить ее целиком. Еще одним больным вопросом при работе с транспортниками является «последняя миля»: все водители четко знают, где расположен терминал, куда они должны прибыть, а вот дальше никакие навигаторы им почему-то не помогают. В нашей практике бывали случаи, когда последняя миля оказывалась длиннее, чем дорога из Москвы до регионального центра! Так что заранее готовьтесь к затягиванию сроков доставки. 

К нестандартным категориям относятся и цветы. Крупными партиями их доставляют редко, а с доставкой мелких лучше справятся локальные сервисы экспресс-доставки, которые привозят день-в-день – у них всегда достаточно на подхвате студентов, готовых забрать и отвезти букет по месту назначения до того, как он завянет. 

В общем, все как обычно: лучше, если пироги будет печь пирожник, а сапоги ремонтировать сапожник. Так эффективнее и выгоднее для всех. 
 
 
Источник: blog.ecomsol.ru

Комментарии