Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Транспортная логистика

Особенности перевозки наливных грузов по железной дороге

16 июля 2014 » 08:43
Особенности перевозки наливных грузов по железной дороге

Наливные грузы вносят значительный вклад в общий объем перевозимых по железной дороге товаров. На их долю приходится более 20% российского ж/д грузопотока. После трубопроводного способа транспортировки, перевозка по рельсам признана наиболее безопасной и эффективной для широкого ассортимента жидких веществ.

Наливные грузы вносят значительный вклад в общий объем перевозимых по железной дороге товаров. На их долю приходится более 20% российского ж/д грузопотока. После трубопроводного способа транспортировки, перевозка по рельсам признана наиболее безопасной и эффективной для широкого ассортимента жидких веществ.

 

К наливным относятся грузы с различной вязкостью и плотностью. Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом имеет свои особенности. Грузоперевозчики должны обладать знаниями и умениями, позволяющими исключить утечку опасных веществ и возникновение аварийных ситуаций. В Правилах перевозок, специально разработанных для жидких грузов, четко прописаны условия транспортировки вагонов-цистерн и бункерных вагонов. Рост международных перевозок и создание множества транзитных коридоров для транспорта привели к необходимости адаптации российских правил к аналогичным европейским документам.

 

Основную массу, достигающую 90% от общего объема наливных грузов, составляют нефть-сырец и всевозможные светлые (керосин, бензин) и темные (мазут, минеральное масло, моторное топливо) нефтепродукты. Оставшиеся 10% приходятся на долю пищевых продуктов (растительные масла, спирт, жир, патока) и продукцию химической промышленности (лаки, щелочи, краски, сжиженные газы). Все наливные грузы подразделяются на опасные и неопасные.

 

В большинстве случаев перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом организуется в вагонах-цистернах. По причине серьезного износа более половины парка цистерн, они нередко становятся причиной возникновения аварийных ситуаций. Более экономичные и удобные небольшие контейнеры-цистерны становятся эффективной альтернативой объемным вагонам-цистернам. Сегодня в контейнерах-цистернах, обладающих высокой степенью герметичности, разрешено перевозить 2808 наименований опасных грузов из 3500 существующих.

Особенно удобны такие контейнеры для представителей малого бизнеса, занимающихся перевозкой небольших партий жидких грузов. Такая тара позволяет ускорить погрузку и разгрузку и облегчает складские операции. К основным преимуществам этого вида контейнеров относятся:

  • возможность доставки любым видом транспорта: ж/д, автомобильным, водным;
  • возможность перевозки небольших по объему партий;
  • отсутствие необходимости в перегрузке на границе при переходе на другую по ширине ж/д колею.

Контейнеры-цистерны разделяются на виды, предназначенные для перевозки текучих материалов, грузов средней (масла) и высокой (парафин) вязкости. На комплект, сформированный из нескольких контейнеров, может выписываться одна накладная. В последнее время контейнерная перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом становится все более востребованной.

Специализированные цистерны и крытые бункерные вагоны, принадлежащие отправителю, получателю или перевозчику, должны быть технически исправны. Они должны проходить регулярные испытания и полностью соответствовать требованиям нескольких нормативных документов: ГОСТам, правилам эксплуатации, техусловиям.

 

Перед отправкой цистерны четко маркируются и снабжаются табличками и знаками опасности.

 

Особые требования предъявляются к процедуре слива и налива. Ряд наливных грузов застывает в процессе перевозки или становится вязким. Битум и олеум затвердевают уже при +60оС. Поэтому иногда перед сливом требуется разогрев цистерны. В зимний период предусматриваются повышенные сроки выгрузки, зависящие от степени застывания и доходящие до 10 часов. Получатели быстро застывающих веществ должны располагать достаточными по мощности средствами для их разогрева. Сливной клапан, которым оборудованы цистерны, перед открыванием тоже необходимо подогреть для предотвращения его поломки.

 

Правильная классификация наливных грузов признана важнейшим условием обеспечения безопасности при их перевозке. Сейчас разработан специальный алгоритм, позволяющий безошибочно установить классификационный код. Перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом должна осуществляться при строгом выполнении определенных условий, на список которых влияют следующие характеристики:

  • воспламеняемость,
  • степень плотности и вязкости,
  • температура застывания,
  • испаряемость,
  • взрывоопасность,
  • электризация,
  • коррозирующее воздействие на металлы,
  • токсичность и экологическая опасность.

Из-за того, что многие нефтепродукты заливаются в цистерны при температуре 75-85оС, а в пути груз остывает и уменьшается в объеме, некоторая часть емкости оказывается свободной. Поэтому для оптимизации загрузки иногда целесообразно охлаждать наливаемый продукт. Снижение температуры на 1оС позволяет освободить объем для 40 кг дополнительного продукта. Расчеты доказывают экономическую целесообразность расходов на предварительное охлаждение перевозимых продуктов.

 

Взрывоопасные грузы, такие как сжиженный газ и бензин, должны перевозиться в специальных цистернах. Специализированные емкости используются для доставки пищевых продуктов, к примеру молока или растительного масла. Для доставки битума предназначены специальные полувагоны, а для асфальтов, воска и твердых нефтебитумов – крытые полувагоны и вагоны. Конструкция герметичных цистерн, в которых производится перевозка наливных грузов железнодорожным транспортом, предполагает наличие нижнего сливного прибора или насосных установок для слива через верхний люк.

 

Особое внимание в наши дни уделяется экологической безопасности транспортировки. Последствия взрыва, разлива нефтепродуктов или утечки сжиженного газа могут нанести катастрофический урон. Быстрая и надежная перевозка жидких грузов ж/д транспортом, осуществляемая логистической компанией «Богрер», помогает доставить товар по оптимальному маршруту с соблюдением всех условий безопасности. Опытные специалисты помогут заказчику выбрать наилучший способ перевозки для каждого вида наливных грузов, гарантирующий их сохранность и соблюдение сроков транспортировки.

 

http://bor-ger.ru/articles/perevozka-nalivnyh-gruzov

Комментарии