Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Перспективы 3PL

28 октября 2013 » 08:30
Перспективы 3PL

Компаний, оказывающих услуги 3PL-логистики, в России немного. Это закономерно, поскольку логистика в России относительно недавно начала свое становление. Если само понятие "логистики", не слишком знакомое россиянам лет 20 назад, сейчас уже не нуждается в разъяснении, то понятие "3PL-логистики" еще не у всех на слуху.

Компаний, оказывающих услуги 3PL-логистики, в России немного. Это закономерно, поскольку логистика в России относительно недавно начала свое становление. Если само понятие "логистики", не слишком знакомое россиянам лет 20 назад, сейчас уже не нуждается в разъяснении, то понятие "3PL-логистики" еще не у всех на слуху. Поэтому сделаем небольшое разъяснение. 3PL-логистика - это комплексная логистика третьего поколения, в переводе с английского "логистика третьей стороны".

 

 

1PL-логистика - это логистика "одной стороны", когда компания сама осуществляет все необходимые логистические операции (перевозку груза, хранение товара на собственном складе и т. д.). 2PL-логистика - это логистика "двух сторон", когда для каждой операции грузовладелец нанимает подрядчика (делает заказ для перевозчика, арендует склад, обращается к таможенному брокеру и т. д.). Наконец, 3PL-логистика - это такая организация логистических процессов, когда компания-заказчик обращается для выполнения комплекса необходимых услуг к одной или нескольким компаниям, являющимся 3PL-провайдерами, а те уже в свою очередь профессионально осуществляют все необходимые бизнес-процессы, обращаясь в случае необходимости к субподрядчикам, а также используя собственные логистические активы, как материальные, так и нематериальные (склады, автопарки, информационные ресурсы и т. д.), добиваясь при этом максимальной эффективности и минимальной себестоимости каждой операции.

 

 

Среди 3PL-операторов, действующих сейчас в России, необходимо выделить в первую очередь международных игроков, среди которых есть очень известные логистические компании. Например, компания FM Logistic Vostok осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 году, компания DSV, созданная в Дании в 1976 году, работает в России с начала девяностых. В 2008 году произошло слияние этой компании с известным международным логистическим оператором ABX Logistic. В Россию международные логистические операторы пришли вслед за крупными производителями продуктов питания и товаров народного потребления, а также их дистрибьютерами, которые в качестве партнеров на новом для себя рынке традиционно выбирали тех, с кем привыкли работать и на рынках других стран.

 

 

В свою очередь российские 3PL-провайдеры по происхождению отчетливо делятся на два типа. Одни образовались в результате эволюции транспортных и логистических компаний, другие выросли из транспортных и логистических подразделений крупных холдингов. В качестве примера компаний первого типа назовем таких крупных операторов, как "STS/RLS Logistics", "Интертерминал", среди компаний второго типа - логистические компании "Энерго", "Алиди", "Меридиан Логистик", "РБД" и другие. Самостоятельной компанией, оказывающей услуги 3PL-логистики, является компания "Фогель", хотя первоначально она создавалась в рамках группы компаний "ТЯГАЧ 2001". На петербургском рынке одной из первых транспортно-экспедиторских компаний, которая стала предлагать своим клиентам полный комплекс логистических услуг, была компания "ПЕТРОВИЗАРД".

 

 

Какова сейчас ситуация на рынке 3PL-логистики и какие перспективы, по мнению профессиональных игроков рынка, ждут эту отрасль? На эти вопросы редакции "АвтоТрансИнфо" ответили представители десяти компаний, оказывающих 3PL-услуги. Надо отметить, что большинство компаний, позиционирующих себя в качестве 3PL-оператора, не ограничивают свою деятельность исключительно оказанием 3PL-услуг. Доля дохода от 3PL-услуг может составлять у логистической компании всего 5-10 %, но может доходить и до 100%. "Далеко не каждому клиенту необходим комплекс услуг", - подчеркивает директор по стратегическому развитию компании "STS/RLS Logistics" Кирилл Власов. В то же время компания, которая поначалу заказывает обслуживание одной операции, со временем может стать заказчиком полного комплекса услуг. Среди клиентов, которые формируют основной спрос на услуги 3PL-логистики на российском рынке, можно выделить три основные группы: во-первых, это торговые сети и производители товаров народного потребления, во-вторых, нефтегазовый сектор, в-третьих, кластер производителей автомобилей и комплектующих. Есть спрос и со стороны организаций другого профиля, например, строительных.

 

 

Многие компании начали свою деятельность в качестве 3PL-провайдеров незадолго до кризиса или сразу после его начала. Ситуация в 2007-2008 годах складывалась таким образом, что перспективы 3PL-логистики казались исключительно радужными. В Москве, Петербурге и других городах России немыслимыми ранее темпами возводились складские комплексы, многие логистические компании рассчитывали на продолжение бурного роста российской экономики в ближайшем будущем. Кризис внес свои коррективы в эти представления. На данный момент всех 3PL-операторов можно условно разделить на две группы: в одной из них преобладают "тяжелые" логистические активы в виде складских площадей и больших автопарков, другие же предпочитают наращивать "интеллектуальные мускулы", осуществляя свои операции на арендованных площадях и заключая долгосрочные договора с транспортными компаниями. При этом немалые средства идут на развитие информационных систем и складского оборудования. Например, компания "STS/RLS Logistics" вложила десятки миллионов рублей в складское оборудование и WMS систему Logistic Vision, при этом не имея в собственности ни терминалов, ни автопарка. "Раньше у нас был подвижной состав, потом мы от него отказались, - говорит Кирилл Власов. - Как это ни парадоксально, в России выгодней нанять автоперевозчика, чем иместь свой подвижной состав". Похоже, что сейчас компаний, не обремененные излишком материальных активов, оказались в более выигрышном положении. На это повлияла и ситуация на складском рынке. Избыток предложения в первую очередь и очень болезненно ударил по владельцам складской недвижимости, особенно высококачественной. Но 3PL-провайдеры, владеющие своими складами, все же находятся в лучшем положении, чем те владельцы складов, которые строили площади для последующей сдачи их в аренду. Например, компания "Энерго", заполняемость складов которой упала в середине 2009 года до 50%, уже в конце 2009 года вернулась на уровень 100%, при этом часть складов все равно сдается в аренду, но относительная доля арендуемых площадей по сравнению с теми, что используются для логистических операций, не очень велика.

 

 

Один из факторов успеха 3PL-оператора - готовность как можно глубже интегрироваться в бизнес-процессы заказчика. Почти все опрошенные нами компании заявили об этом и привели примеры реальной интеграции. "С одним из заказчиков интеграция затронула не только логистику, но и финансы", - заметил генеральный директор компании "Фогель" Евгений Чесноков. "Мы готовы достаточно глубоко интегрироваться в бизнес-процессы заказчика, вплоть до уровня управления запасами, - сообщил Дмитрий Стеклашов, руководитель отдела рекламы и продвижения компании "Энерго". - По сути, это уже выход на уровень 4PL, когда компания берется за оптимизацию всей логистической цепочки, в отличие от оптимизации отдельных ее участков". "Надо отметить, что в области FMCG (товары быстрой оборачиваемости) сквозной процесс от начала до конца редко отдается в руки одной компании, - заметил Кирилл Власов. - Клиенты данного типа боятся отдавать всю логистику в руки одного провайдера. Они принципиально организуют тендеры на все типы услуг среди разных логистических компаний".Совершенно другая ситуация в нефтегазовом секторе, где заказчики стремятся все операции возложить на плечи одной логистической компании, способной взять на себя подобную ответственность.

 

 

Говоря о взаимоотношениях с заказчиками, все 3PL-операторы отмечают, что каждый заказчик по-своему уникален, поэтому готовность компании гибко подходить к каждому клиенту - непременный фактор их успешного взаимодействия. В то же время одна из особенностей этого рынка - открытое нежелание многих 3PL-провайдеров называть своих ключевых клиентов. Так что говорить о прозрачности этого рынка пока что не приходится. В то же время компания "Алиди" с гордостью называет своих ключевых клиентов: Procter&Gamble, Nestle, Wrigley, а также крупнейшая сеть М-Видео, производители ОРИМИ, Vitek и другие. Среди заказчиков компании "Фогель" - ЗАО "ТД "Озерский сувенир" - один из крупнейших российских производителей орехов и сухофруктов в шоколаде и конфет, ООО "Грод Фуд" - российское представительство одного из крупнейших белорусских производителей СООО "Квинфуд", а также компания "ФеррероРуссия". Среди ключевых клиентов компании "STS/RLS Logistic" - Ашан, Nestle, Ford, Volvo, Интелмедтех, Роснефть, Новатэк, Газавтоматика.

 

 

Надо отметить, что большинство компаний не ограничивают свою деятельность рамками одной отрасли, однако есть и такие, которые научились максимально эффективно работать в рамках узкой специализации. Например, компания "Светлана"-К специализируется на услугах 3PL-логистики для компаний сетевого бизнеса (MLM). Клиенты компании - крупнейшие сетевые косметические компании, сеть региональных отделений и представительств компаний имеется более, чем в 100 городах Российской Федерации. Компания "Меридиан Логистика" предлагает услуги 3PL-логистики для предприятий алкогольной отрасли. В отличие от этих операторов, компания "Фогель" не считает себя специализированной компанией, но при этом естественным образом сложилась такая ситуация, когда большинство заказчиков компании - производители продуктов питания. Наибольший объем 3PL-операций компании "Алиди" связан с бытовой техникой.

 

 

3PL-провайдеры предлагают немало услуг добавленной стоимости, помимо основных: это и услуги по маркировке продукции, и упаковка продукции с маркировкой, а также довольно специфические услуги копакинга (формирование и упаковка близких по ассортименту товаров в комплекты), пулинга (объединение счетов всех "дочек" в одну систему) и т. д. Еще один пример: для производителя аэрогрилей Hotter компания "Алиди" оказывает услугу по проверке целостности и работоспособности техники. При этом доля выручки от услуг добавленной стоимости может доходить до 20-25% от общего оборота 3PL-компании.

 

 

В целом, несмотря на сложные условия прошедшего 2009 года, 3PL-провайдеры подчеркивают положительные моменты настоящего периода. Особенно удовлетворены результатами своей работы такие компании, как "Фогель" и "Энерго", которые начали с вою деятельность перед самым кризисом или уже после его наступления и смогли в непростой ситуации удержать заказчиков и сохранить свое место на очень жестком в конкурентном отношении рынке. Им было особенно трудно, но прошедший год оказался непростым для всех 3PL-операторов. Многие клиенты 3PL-провайдеров заметно сократили объемы, спрос был мало предсказуемым. Среди основных мер, предпринятых логистическими компаниями в связи с кризисом, стоит отметить две основных: оптимизацию существующих бизнес-процессов, а также пересмотр отношений с поставщиками. При этом если финансовые результаты оказались хуже прогнозируемых, то по ряду других параметров собственную деятельность большинство 3PL-провайдеров считает вполне успешной. Вот как некоторые из них осветили итоги своей деятельности в 2009 году. "Мы не потеряли ни одного из наших основных клиентов, а у некоторых из них спрос на наши услуги вырос", - говорит коммерческий менеджер FM Logistic Vostok Сергей Языков. О том, что, несмотря на кризис, компании удалось нарастить объем предоставляемых услуг, рассказали в компании "РБД". Проект организации федерального распределительного центра для крупнейшего российского ритейлера бытовой техники позволил компании "Алиди" заявить о себе как о логистическом операторе федерального масштаба. "У нас есть все основания считать 2009 год одним из самых успешных с точки зрения развития бизнеса в истории компании", - заявил генеральный директор группы компании "Алиди" Петр Демченков. В компании "Фогель" сообщили, что в последнее время заметен рост спроса на их услуги со стороны интернет-магазинов. Дмитрий Стеклашов ("Энерго") отметил, что точность выполнения заказов у этой российской компании на уровне лучших западных компаний. Многие компании продолжали активно наращивать свое присутствие в регионах. Питерский оператор "Меридиан Логистик" вышел на московский рынок, компания "ПЕТРОВИЗАРД" открыла представительство в Краснодаре, "Светлана"-К - филиалы в Иркутске и Сургуте. Невзирая на заявленную узкую специализацию, компания "Светлана"-К активно борется за свою долю на рынке сборных грузов, складских услуг (построив собственный комплекс А класса в Москве), курьерской доставки (войдя в первую десятку компаний по России), перевозок с температурным режимом. "В планах санкт-петербургского филиала компании "Светлана"-К до 2014 года войти в пятерку крупнейших 3PL операторов на северо-западе России", - заявил директор филиала Егор Лапиков. Он отметил, что объем реализации услуг компании по итогам 2009 года вырос. В компании "DSV" этим похвастаться не могут, но надеются, что объемы услуг достигнут докризисного уровня уже к концу 2010 года. В компании "ПЕТРОВИЗАРД" считают, что годом активного роста 3PL-услуг станет 2011. Более осторожно смотрят в будущее в компании "STS/RLS Logistics". Кирилл Власов полагает, что докризисный уровень будет достигнут не раньше 2012 года.В настоящее время спрос на услуги 3PL-логистики после "заморозки" 2009 года начинает заметно оживать. С января растут ставки на основные услуги 3PL-операторов, хотя, по мнению Кирилла Власова, рассчитывать на рост маржинальности 3PL-провайдеру не следует, зарабатывать надо на объемах. С начала 2010 года заметно увеличилось количество тендеров, у многих компаний стали появляться новые заказчики. Тенденция, возникшая около пяти лет назад, - интерес клиентов к получению комплекса услуг у одного подрядчика, - не только не потеряла актуальности, но и набирает силу. Парадоксально, но в результате кризиса выросло количество потенциальных клиентов 3PL-провайдеров. К существующим добавились те, кто задумался о необходимости сокращать свои издержки за счет отказа от содержания собственной логистики, что оказалось особенно актуальным для филиалов и региональных представительств. По-видимому, уже в ближайшем будущем более быстрыми темпами начнет расти рынок 3PL-логистики в регионах, в то время как в Москве конкуренция между 3PL-провайдерами будет усиливаться. Уже сейчас наблюдается тенденция, когда логистические провайдеры устремляются в регионы России, в том числе и с населением менее 1 млн. жителей. В компании "Интертерминал" высказали предположение, что сложившаяся в настоящее время ситуация на российском рынке более выгодна международным операторам, а российская логистика будет переживать сложные времена, которые закончатся слияниями и поглощениями. Созвучно мнение генерального директора компании "ПЕТРОВИЗАРД" Данилы Романова, отметившего, однако, что российские компании и российский бизнес могут составить острую конкуренцию международным операторам, так как в ближайшее время будут выделяться наиболее мощные игроки логистического рынка, которые поделят между собой зоны влияния. Подтверждением такой тенденции служит и пример компаний STS и RLS, которые образовали единую компанию "STS/RLS Logistics" в 2009 году.

 

 

Услуги 3PL-логистики становятся все более популярными в России, хотя покачто еще рано говорить о том, что этот рынок вышел из стадии формирования. К благоприятным последствиям кризиса можно отнести то, что логистический рынок покинули неэффективные фирмы. С тем, что по мере преодоления последствий мирового кризиса рынок 3PL-логистики в нашей стране ждут очень интересные перспективы, не учитывать которые не может ни одна логистическая компания, согласились практически все участники нашего опроса.

 

 

Алексей Воропаев, "АвтоТрансИнфо"

Комментарии