Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Семь целей кооперации

29 октября 2013 » 09:33
Семь целей кооперации

Наиболее распространенными видами промышленной кооперации являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг.

 

Наиболее распространенными видами промышленной кооперации являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг.

 

Аутсорсинг (outsourcing) – использование внешних ресурсов в организации бизнес-процесса компании.

 

 

 

Рассмотрим некоторые простые примеры

 

 

 

Компания нанимает для обслуживания своих компьютеров стороннюю фирму, специалист которой делает периодическую профилактику техники и приезжает по вызову в случае сбоя. Договор на такое обслуживание может обойтись фирме в 0-300 в месяц. Содержание в штате системного администратора достаточной для решения оперативных задач квалификации обойдется минимум в 0-800. Выгоды очевидны. При этом сторонняя фирма несет за свою работу ответственность, а качество работы «своего» специалиста проконтролировать зачастую некому, поэтому приходится доверять на слово.

 

 

Фирма обращается в аудиторскую компанию для анализа качества собственной бухгалтерской отчетности. Естественно, использование услуг сторонней организации обойдется существенно дешевле, чем держать собственного аудитора.

 

 

Как видите, причины передачи части работ сторонним лицам достаточно просты. Это снижение издержек и повышение качества за счет использования дорогих профессионалов высокой квалификации. Попробуем дать более полный перечень задач, которые могут быть решены применением аутсорсинга.

 

 

Цель первая

 

Фокусировка собственных ресурсов на основных целях бизнеса. Второстепенные бизнес-функции делегируются сторонним специализированным компаниям.

 

 

Цель вторая

 

Снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Это происходит за счет узкой специализации компании-аутсорсера.

 

 

Цель третья

 

Получение доступа к ресурсам, которых нет у компании. Например, при развитии деятельности в регионах, при решении новых или нетипичных для этой компании задач.

 

 

Цель четвертая

 

Доступ к новейшим технологиям. Аутсорсер за счет эффекта «оптовых» продаж своих услуг имеет больше возможностей вкладываться в приобретение и освоение новых технологий, что в рамках отдельного предприятия часто нерентабельно.

 

 

Цель пятая

 

Повышение надежности бизнеса. Аутсорсинг предполагает выполнение аутсорсером многочисленных однотипных задач клиентов, что обеспечивает накопление большого практического опыта в данной области.

 

 

Цель шестая

 

Передача ответственности за выполнение конкретной функции. По сути, это стратегия переноса риска на аутсорсера. Если ваше заготовительное производство передано на аутсорсинг, то риски несвоевременной поставки некомплекта заготовок ложатся на ваших партнеров. Вы снимаете с себя головную боль по закупке металлопроката. То есть часть ответственности и рисков вы передаете партнеру.

 

 

Цель седьмая

 

Аутсорсинг снижает необходимость инвестирования в поддержку второстепенных функций, не обеспечивающих основную долю прибыли компании.

 

 

 

Частный случай аутсорсинга – субконтрактинг

 

 

Субконтрактинг (субконтрактация) – вид аутсорсинга, применяемый промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов. Заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющий компании-контрактору выстроить более эффективную организационную структуру производства.

 

 

Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах – технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают, в свою очередь, высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности.

 

 

Субконтрактор производит работы в соответствии с техническими условиями, предоставленными контрактором.

 

 

 

В чем состоят преимущества субконтрактации?

 

 

 

 

Субконтрактинг дает возможность сокращения себестоимости конечного продукта за счет снижения себестоимости комплектующих и услуг, получаемых от малых и средних предприятий, накладные расходы которых ниже; уменьшения капиталовложений в средства производства с низкой степенью загрузки; оптимизации (сокращения) собственных процессов и товарно-материальных запасов и пр.

 

 

Субконтрактор, в свою очередь, тоже получает выгоду от сотрудничества: решение проблемы сбыта и специализация позволяют предприятию продавать изделия и услуги по более низкой цене. Это повышает конкурентоспособность всего производственного кластера.

 

 

Такая организация национальной промышленности создает условия глобальной конкурентоспособности на основе множества небольших динамичных производств, ориентированных на инновации.

 

 

 

Каковы основные требования к выполнению заказа субконтракторами?

 

 

Обычно требований всего два. Первое. Изготовление заказа с соблюдением заданного качества. Желательно наличие у предприятия системы контроля качества, сертифицированной по стандарту ISO 9000. При работе на внешнем рынке наличие такой сертификации обязательно. Однако известны случаи, когда предприятие-контрактор оплачивало субконтрактору сертификацию по ISO 9000. Такие случаи были связаны с наличием у субконтрактора уникальной технологии. Второе. Обеспечение поставки точно в срок.

 

 

 

Еще одна форма производственной кооперации – это франчайзинг.

 

 

Франчайзинг – это метод производства и продажи товаров и услуг, когда право собственности одной организации (франчайзера) на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау передается на определенных условиях другому лицу/предприятию (франчайзи).

 

 

В договор о продаже лицензии (франшизы) обязательно включаются права франчайзера на регулирование и контроль.

 

 

По данным Ассоциации малого бизнеса США, за пятилетний период по тем или иным причинам заканчивают свое существование более 65% малых предприятий, ведущих самостоятельный бизнес, и только примерно 14% предприятий, работающих в системе франчайзинга.

 

 

С понятием франчайзинга связаны такие известные торговые марки, как «Зингер», «Форд», «МакДональдс». Благодаря этому франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира, особенно в США; кроме того, США являются крупнейшим экспортером систем франчайзинга.

 

 

Какие еще существуют виды деятельности в рамках промышленной кооперации?

 

 

Выделяются следующие формы промышленного сотрудничества:
- поставки комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе;
- предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной в результате их использования;
- совместное производство, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- совместные предприятия;
- совместные проекты и некоторые другие.

 

 

 

Организация материально-технического обеспечения на основе аутсорсинга

 

 

Материально-техническое обеспечение (МТО) – это функция, позволяющая объединить усилия производящих и реализующих товары и услуги хозяйственных субъектов с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей.

 

 

В западных странах и Японии доля расходов на материально-техническое обеспечение и транспортировку составляет до 20% валового национального продукта, или 30-40% стоимости конечного продукта. Почти половина из них приходится на хранение и содержание запасов материальных ресурсов.

 

 

Материально-техническое обеспечение может быть как собственной функцией предприятия, так и составлять самостоятельный бизнес. Любому предприятию организационно проще получать все необходимое для осуществления собственной деятельности в одном месте (у одного поставщика), чем управлять поставками от сотен (а иногда и тысяч) самостоятельных производителей. Это бизнес специализированных фирм, которые и берут на себя основную нагрузку по организации взаимодействия со многими поставщиками.

 

 

В некоторых случаях такие фирмы создаются при складах производства первичной обработки. Скажем, последнее время стали появляться раскройные цеха при металлобазах. Это позволяет осуществить предварительный раскрой металлопроката. В этом случае на предприятия поступает не листовой и профильный металлопрокат, а комплекты заготовок. При совмещении раскроя различных потребителей на металлобазах можно достигать значительного (до 15 процентов) снижения металлоемкости и, как следствия, цены изделий. На предприятиях это позволяет ликвидировать склады и заготовительные производства, обычно вносящие большую сумятицу в производственный цикл. Организация производства раскройных цехов чрезвычайно сложное дело, которое разумнее поручить специализированным организациям. Все это только повышает конкурентоспособность промышленности в целом.

 

 

 

Промышленные кластеры

 

 

 

Концентрированное размещение на одной территории предприятий, взаимодействующих при выпуске продукции, называется промышленным кластером. В некоторых случаях концентрированное размещение даже конкурирующих предприятий позволяет создать «эффект кластера», приводящий к росту общей конкурентоспособности предприятий. Так, в Твери находятся два крупнейших полиграфических комбината, в настоящее время здесь создается новая типография издательско-полиграфического комплекса «Парето-Принт».

 

 

Это проект компании «Парето-Принт», входящей в издательскую группу «Аттикус». По мнению председателя совета директоров «Аттикуса» Александра Мамута, «…современных книжных типографий в России нет: последняя была построена в конце 1980-х. Именно поэтому было принято решение о строительстве типографии «Парето-Принт», которая компенсирует недостаток качественной российской полиграфии».

 

 

Александр Мамут лукавит. Он размещает еще одну типографию в Твери только потому, что здесь работают уже два современнейших книгопечатных предприятия. Естественно, в Твери есть и специалисты-печатники, и соответствующие традиции, и школа профессиональной подготовки. В Твери стихийно складывается кластер по книгоизданию.

 

 

Понятие «промышленный кластер» (так же, как и понятие «субконтрактинг») не является изобретением нового времени – в Советском Союзе было широко распространено и хорошо известно такое понятие, как промышленный комплекс – по сути полностью совпадающее с определением промышленного кластера.

 

 

Примерами наиболее известных систем кластерного типа являются кооперации компаний:
- в области компьютерной техники и информационных технологий – в Силиконовой долине (США);
- в области связи и телекоммуникаций – в Хельсинки (Финляндия);
- в области кинопроизводства – в Голливуде (США).

 

 

Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность: кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства. В этой связи многие страны все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений экономики, в регулировании своих национальных инновационных систем.

 

 

Однако над Россией продолжает витать тень старых стереотипов и подходов, которые не дают вырваться из тисков неконкурентоспособности.

 

 

Вот что по этому поводу говорит Елена Емельянова, член Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при мэре и правительстве города Москвы: «…мы, выросшие в условиях Госплана и Госснаба, я имею в виду всю страну, очень тяжело перестраиваемся для жизни в постиндустриальном и инновационном обществе, которое как раз требует организации и ведения производства по-новому. Невозможно каждый винтик и шпунтик сделать собственными силами на собственном заводе. Производить в пределах одного предприятия, начиная от каких-то чушек и болванок и кончая конечным продуктом, – очень неэффективно, дорого и абсолютно неконкурентоспособно».

 

 

Виктор Литвиненко, главный специалист Дирекции по стратегическому развитию и маркетингу Дивизиона «Автобусы» группа «ГАЗ»: «Чем больше руководители крупных предприятий будут приходить к тому, что им надо выстраивать с помощью малого и среднего бизнеса цепочки промышленной кооперации, тем интенсивнее будут работать и конкурировать между собой малые и средние предприятия, для того чтобы стать поставщиками для этих крупных заказчиков, тем выше будет качество».

 

 

В Республике Белоруссия в настоящее время понятие «субконтрактация» больше известно под термином «производственная кооперация» и осуществляется посредством заключения договоров подряда.

 

 

В настоящее время такие крупные предприятия, как РУП «МАЗ», УП «ММЗ им. С.И. Вавилова», РУПП «БелАЗ», ПО «МТЗ», ГПО «Белагромаш», ОАО «Лидсельмаш», ОАО «Бобруйскагромаш» и ОАО «Лидагромаш» размещают заказы на изготовление комплектующих, деталей, узлов среди малых предприятий.

 

 

Мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства – объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем.

 

 

Термин «производственная кооперация» в международном сотрудничестве используется как в узком значении, под которым имеют в виду кооперацию исключительно производственной деятельности, так и в широком его понимании, включающем различные сферы хозяйственной деятельности предприятий: научные исследования, материально-техническое обеспечение, процесс производства, сбыт продукции, управление предприятием.

 

 

 

 

В глоссарии терминов, который опубликован Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН) в 1983 году, промышленное сотрудничество (к термину «промышленное сотрудничество» приравнивается термин «производственная кооперация» в широком своем значении) определено как «отношения между предприятиями различных стран, базирующиеся на долговременной общности интересов».

 

 

За последние два десятилетия распространение в мире приобрела транснациональная кооперация корпоративных структур. Появление в мире новых организационных структур в виде транснациональных компаний (ТНК) вызвано усилением межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы за рынки сбыта и источники сырья.

 

 

 

Важность развития кооперирования объясняется, прежде всего, постоянной тенденцией повышения капиталоемкости выпуска новой продукции. Кооперация производства дает возможность сократить время подготовки производства новых товаров и уменьшить их капиталоемкость. По данным ЕЭК ООН, межгосударственные соглашения о техническом сотрудничестве и обмене узлами и деталями на базе кооперирования в среднем приблизительно на 14-20 месяцев уменьшают время подготовки производства новой продукции по сравнению с организацией его исключительно собственными силами, а также на 50-70% снижают стоимость освоения нового производства.

 

 

 

Евгений Петров

 

По материалам: www.umpro.ru

Комментарии