Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление запасами

Система Lean production

27 ноября 2013 » 09:08
Система Lean production

С конца 1980-х годов во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая концепция/технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/плоское» производство.

С конца 1980-х годов во многих западных производственных фирмах получила распространение логистическая концепция/технология Lean production, что можно буквально перевести как «стройное/плоское» производство. Идея такой технологии по существу является развитием подхода Just-in-time точно в срок и включает такие элементы, как системы KANBAN и MRP II. Суть логистической технологии Lean production — в творческом соединении следующих основных компонентов:

  1. высокого качества;
  2. мелких размеров производственных партий;
  3. низкого уровня запасов;
  4. высококвалифицированного персонала;
  5. гибкого оборудования.

Идея такой технологии получила наименование «стройное/плоское» производство, потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство, — меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, возникает меньше потерь от брака и т.д. Таким образом, Lean производство соединяет преимущества массового (большие объемы производства — низкая себестоимость) и мелкосерийного производства (разнообразие продукции и гибкий ассортимент).

 

Основными целями Lean production в аспектах логистики являются:

  1. высокие стандарты качества продукции;
  2. низкие производственные издержки;
  3. быстрая реакция на потребительский спрос;
  4. короткое время переналадки оборудования.

 

Ключевыми элементами логистического процесса в технологии Lean production являются:

  1. Сокращение подготовительно-заключительного времени.
  2. Уменьшение размеров партий продукции.
  3. Сокращение основного производственного времени.
  4. Контроль качества всех процессов.
  5. Сокращение логистических издержек производства.
  6. Партнерство с надежными поставщиками.
  7. Эластичные поточные процессы.
  8. «Тянущая» информационная система.

 

Остановимся более подробно на некоторых ключевых элементах. Сокращение размеров партий продукции, запасов и времени производства позволяет значительно повысить гибкость производственного процесса, быстрее реагировать на изменение рыночного спроса.

 

Применение в Lean производстве систем KANBAN и MRP позволяет существенно снизить уровни запасов МР и работать практически с минимальными страховыми запасами без складирования МР, чему способствует сотрудничество с надежными поставщиками.

 

Большое внимание в организации на принципах Lean production уделяется обслуживанию и ремонту технологического оборудования с целью поддержания его в состоянии непрерывной готовности, практического исключения отказов, улучшения качества технического обслуживания и ремонта. Наряду с комплексным контролем качества эффективная поддержка позволяет до минимума сократить запасы НП (буферные запасы) между производственно-технологическими участками. Большую роль играет также подготовка персонала среднего и низшего звена производственного и логистического менеджмента, который должен:

  • знать выходные спецификации и требования подведомственных им производственных и логистических процессов и процедур;
  • уметь измерять результаты работы и контролировать логистические операции/функции;
  • обладать нужной квалификацией и иметь необходимые инструкции и полномочия;
  • четко понимать конечную цель управления.

 

Как и в концепции JIT, в Lean production одну из ключевых ролей играют взаимоотношения с надежными поставщиками. Партнерство с надежными поставщиками МР отражается в следующих основных моментах:

  • поставщик — партнер, а не конкурент;
  • продавец и покупатель МР координируют свои действия для успеха на рынке;
  • продавец сертифицирует продукцию в соответствии с мировыми стандартами качества;
  • покупатель не проверяет качество исходных МР;
  • при стабильных длительных взаимоотношениях с покупателями продавец стремится снизить цены на свою продукцию;
  • продавец МР кооперируется с покупателем при внесении изменений в атрибуты МР или разработке новых продуктов;
  • продавец интегрирует свои логистические функции в логистические процессы покупателя МР.

 

Целью такого партнерства является установление длительных связей с ограниченным числом надежных поставщиков по каждому виду МР. При организации Lean production поставщики рассматриваются как часть собственной производственной, маркетинговой и логистической структуры, обеспечивающей выполнение миссии компании. Если поставщики обеспечивают такой уровень качества, то входного контроля МР практически не требуется, и тогда их можно считать настоящими партнерами по бизнесу. Это позволяет надежно интегрировать снабжение в логистическую стратегию фирмы.

 

Поставщики МР должны удовлетворять следующие основные ожидания фирмы-производителя ГП:

  • доставка МР осуществляется в соответствии с технологией JIT;
  • МР отвечает всем требованиям стандартов качества; входного контроля МР не требуется;
  • цены на МР снижены благодаря длительным хозяйственным связям, но они не «отменяют» качества МР и точности доставки потребителю;
  • продавцы МР заранее разрешают возникающие проблемы и трудности с потребителем;
  • продавцы сопровождают поставки МР документацией (сертификатами), подтверждающей контроль их качества, или документацией об организации такого контроля у фирмы-производителя;
  • продавцы помогают покупателю проводить экспертизы или адаптировать их технологии к новым модификациям МР;
  • МР сопровождаются соответствующими входными и выходными спецификациями.

 

Большое значение для организации Lean production во внутрипроизводственной ЛС имеет комплексный контроль качества на всех уровнях производственного цикла. Как правило, большинство зарубежных фирм для контроля качества своей продукции использует концепцию TQM и серию стандартов ISO для сертификации системы управления качеством

 

В Lean production обычно выделяют пять составляющих:

 трансформация (МР превращаются в ГП);

 tr контроль качества (на каждом этапе производственного цикла);

 транспортировка (МР, НП, ГП);

 складирование (МР, НП, ГП);

 ожидания/задержки (в производственном цикле).

 

Логистическое управление этими компонентами должно быть направлено на реализацию целейLean production. Трансформация и транспортировка; инспекции качества являются необходимыми элементами, но и их следует производить как можно реже (в соответствии с концепцией TQM), а элементы «складирование» и «ожидание» — вообще исключить. Иными словами необходимо убрать бесполезные операции — в этом и состоит идея Lean production — способ организации производства, требующий наименьших затрат, на котором производятся минимально необходимые партии продукции и в целом используется минимальное количество ресурсов.

 

Рассмотрим на условном примере, как можно трансформировать производственный процесс из обычного (часто встречающегося на практике) в процесс, соответствующий идеологии Lean production (рис. 1.). В левой части рисунка представлен типовой производственный цикл с так называемым «ломаным» потоком. На схеме обозначены соответствующие этому циклу операции.

 

lean-production1
Рис. 1. Трансформация производственного процесса в Lean production

 

 

 

lean-production2
Рис. 2. Принцип работы "тянущей" системы

 

Как видно из сравнения диаграмм, устранение «бесполезных» операций, таких, как складирование и ожидание/задержка в производственном цикле, приводит к существенному сокращению непроизводительных логистических издержек и времени производства.

 

Еще одним элементом Lean production является принцип Pull systems, или «тянущих систем». Для концепции Lean production это означает ликвидацию, минимальные запасы на полках, размещение всех запасов на рабочих местах, т.е. использование только тех компонентов, которые необходимы для удовлетворения заказа потребителя.

 

В подобных системах уменьшение запасов на сборке, вызванное рыночным спросом, продуцирует автоматическое диспетчирование заказов для производственных участков. Это, в свою очередь, активизирует цепь заказов обратной связи от внутренних поставщиков, и в конечном итоге заказ доходит до внешнего поставщика. Схема, иллюстрирующая работу «тянущей системы», приведена на рис. 2.

 

Использованная литература:

  1. Сергеева В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов - инфра-м, издательский дом, 2005.

Комментарии