Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

Система управления рисками - так ли это необходимо?

12 мая 2016 » 16:17
Система управления рисками - так ли это необходимо?

При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства.

При осуществлении таможенного контроля, таможенный орган зачастую руководствуется принципом выборочности, ограничиваясь только совершением тех форм контроля, которые необходимы для соблюдения таможенного законодательства. При этом широко используется система управления рисками, целью которой является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства.

 

 

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

 

 

 

Среди наиболее очевидных примеров проявления рисков можно назвать контрабанду.

 

 

Порядок сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками устанавливается законодательством государств-членов Таможенного союза. В России порядок применения СУР регламентирован Концепцией системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069, и Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной Приказом ГТК России от 28.06.2004 № 750дсп.

 

 

Основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, закреплены в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция).

 

 

 

Целями применения системы управления рисками являются:

 

 

 

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

 


2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

 


3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза:

 

  • имеющих устойчивый характер;
  • связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;
  • затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;

 

 

 

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

 

 

 

Система управления рисками основывается на базовых принципах построения и управления, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы. Среди них:

 

 

 

  • принцип целевой направленности
  • принцип целостности;
  • принцип информационного единства;
  • принцип законности;
  • принцип единства управления рисками;
  • принцип стратегического управления;
  • принцип оперативного управления;
  • принцип тактического управления.

 

 

 

Основываясь на этих базовых принципах, система управления рисками обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, который помогает таможенным органам сосредоточить свое внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы, определяя области наибольшей вероятности возможных нарушений и внедрения мер по их минимизации и предотвращения.

 

 

 

Основными элементами системы управления рисками являются:

 

 

 

  • Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

 

 

 

  • Сбор и обработка всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС.

 

 

 

  • Выявление и анализ рисков.

 

 

 

  • Определение совокупности условий и факторов, влияющих на риски; объектов анализа; критериев и параметров риска и пр.

 

 

 

  • Разработка и реализация мер по управлению рисками.

 

 

 

  • Прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер, а также вероятности наступления этих последствий.

 

 

 

  • Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

 

 

 

  • Контроль за применением предпринятых форм таможенного контроля, анализ их эффективности, и корректировки в случае необходимости.

 

 

 

 

 

К объектам анализа риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:

 

 

 

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

 


2) транспортные средства международной перевозки;

 


3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

 


4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

 


5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

 


6) результаты применения форм таможенного контроля.

 

 

 

Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля, который позволяет эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.

 

 

В рамках действующей СУР, таможенными органами широко используется перечень товаров, попадающий в группы "риска" и "прикрытия", под видом которых зачастую ввозится контрабанда. Таможенный контроль таких товаров осуществляется в обязательном порядке.

 

 

 

 

Источник: customsexpert.ru

 

 

Читать далее: "Определение таможенной стоимости"

Комментарии