Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Логистический аутсорсинг

Стратегия логистического аутсорсинга

3 мая 2016 » 09:50
Стратегия логистического аутсорсинга

Имеет ли смысл отдавать логистику на аутсорсинг?

Согласно общепризнанному определению, логистическая стратегия — это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями. Некоторые зарубежные авторы определяют логистическую стратегию как инструмент конкурентной борьбы, состоящий из множества факторов, которые способствуют высокой организационной «конкурентной реактивности», т. е. способности быстрее и лучше реагировать на изменения рынка.

 

Среди множества логистических стратегий выделяют несколько базовых, которые наиболее широко используются при построении логистических систем: минимизации общих логистических издержек, улучшения качества логистического сервиса, минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру и логистического аутсорсинга.

 

Стратегия аутсорсинга широко применяется в логистике: современный бизнес все чаще концентрируется на ключевых сферах деятельности и компетенциях, а непрофильные виды деятельности передает сторонним подрядчикам — аутсорсинговым компаниям. В общем виде под аутсорсингом понимается передача аутсорсинговой компании, специализирующейся в соответствующей области, некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процессов компании. Под логистическим аутсорсингом понимается целенаправленное привлечение партнера — логистического посредника, оператора или провайдера — для оказания определенных логистических услуг. Некоторые авторы считают, что логистический аутсорсинг, услуги 3PL-провайдеров и контрактная логистика являются синонимами и подразумевают использование услуг сторонних компаний для выполнения тех или иных операций. Аутсорсинг стал мощной альтернативой традиционным вертикально интегрированным компаниям, поскольку позволяет организациям быть более гибкими, сосредотачиваться на ключевых компетенциях и выстраивать долгосрочные взаимовыгодные отношения.

 

Инсорсинг, в свою очередь, предполагает создание собственной логистической инфраструктуры и самостоятельное выполнение операционной логистической деятельности. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности инфраструктуры и отдельных систем на основе контракта, длительностью не менее года. Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой логистического аутсорсинга от других различных форм оказания услуг. Как правило, на аутсорсинг передаются в первую очередь транспортные и складские операции; тем не менее, иногда внешним компаниям передаются на выполнение и координирующие логистические функции, например, управление запасами. Аутсорсинг позволяет компании-клиенту повысить эффективность выполнения логистических операций и гибкость реагирования на изменения внешней среды.

 

Аутсорсинговые компании могут предоставлять достаточно широкий спектр услуг, которые постоянно совершенствуются с учетом изменяющихся требований заказчиков, а также привлекать субподрядчиков для оказания дополнительных услуг или при выполнении заказов больших объемов. Аутсорсинговые компании уровня 3PL и выше осуществляют комплексное решение проблем заказчика, беря на себя организацию движения не только материального потока, но и информационного и финансового. Кстати говоря, именно следствием этого стала тенденция заказчиков к сокращению количества привлекаемых аутсорсинговых компаний и заключению с ними долгосрочных партнерских отношений.

 

В большинстве случаев при передаче логистических функций и операций на аутсорсинг доминируют мотивы сокращения логистических издержек, превращения постоянных издержек в переменные и сглаживания нагрузок в пики. Экономия на издержках при партнерстве с логистическим оператором достигается за счет возможности оператора минимизировать издержки на выполнение логистических функций и операций за счет роста масштаба деятельности и оптимизации загрузок транспорта — FTL-загрузки. Также у логистических операторов снижаются издержки за счет эффекта специализации, возникающего в силу концентрации подрядчика на ключевой сфере деятельности.

 

Принятие решения «инсорсинг / аутсорсинг» в логистике является разновидностью стратегической задачи «делать или покупать», известной как MOB — “Make or Buy”. Решение «инсорсинг / аутсорсинг» принимается по минимуму общих затрат — Total Cost of Ownership (ТСО), при этом должен быть проведен тщательный анализ и оценка всех составляющих ТСО для обоих вариантов (рисунок 1).

 

 

 

Рисунок 1. Схема принятий решения “Make or Buy” в логистике

 

 

 

В состав ТСО при решении «покупать услуги» входят такие факторы, как тарифы на услуги логистических посредников, маркетинговые издержки, связанные с изучением и анализом рынка поставщиков логистических услуг, транзакционные издержки по поиску возможных логистических посредников и установлению с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка печатной и электронной информации), затраты денежных и временных ресурсов на анализ качества логистического сервиса у разных поставщиков, затраты на заказы, планирование и контроллинг деятельности логистических посредников, а также управленческие расходы и др. В состав ТСО при решении «делать самому» входят затраты на формирование собственной логистической инфраструктуры, расходы на собственную операционную логистическую деятельность, управленческие и накладные расходы службы логистики и др.

 

Помимо анализа TCO можно использовать такой инструмент, как поле принятия решений “Make or Buy” (рисунок 2).

 

 

 

 

Имеет смысл выбирать аутсорсинг, если достигается достаточно высокое соответствие стратегии и целям компании, выбранным целевым критериям (стоимость услуги, показатели качества и надежности выполнения услуги, гибкость логистического контрагента в оказании услуги и т. д.), а также имеется высокая вероятность сохранения ключевых компетенций предприятия при переходе на аутсорсинг. В обратном случае, т. е. при низком соответствии стратегии компании, целевым критериям и низкой вероятности сохранения ключевых компетенций вследствие, например, утраты прав собственности на уникальные продукты или технологии, целесообразно выбрать инсорсинг.

 

В общем виде основные причины принятия решения «Делать» или «Покупать» представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

 

Основные причины «Делать» или «Покупать»

 


Причины «Делать»


Причины «Покупать»


•     Поддержка ключевых компетенций

•     Неопределенность поставщиков услуг (риск сделать хуже)

•      Гарантии адекватного обслуживания

•      Наличие избыточного персонала или логистических мощностей

•      Поддержание желаемого уровня качества сервиса

•      Предотвращение сговора поставщиков услуг

•      Защита персонала от увольнений и поддержание морального духа коллектива

•      Защита прав собственности на технологии и уникальные проекты

•      Увеличение или поддержание размеров компании

•      Более высокая интеграция логистических процессов


•         Сосредоточение на ключевых        компетенциях

•         Снижение затрат на основные фонды

•        Повышение гибкости

•        Повышение оборачиваемости активов и запасов

•         Снижение общих операционных (логистических) затрат

•         Сохранение обязательств перед существующими поставщиками

•         Приобретение новых технологических или управленческих возможностей

•         Отсутствие мощностей для выполнения операций

•        Страхование за счет наличия альтернативного источника услуг

•         Неадекватные технологические или управленческие ресурсы и др.

 

 

 

При этом логистический аутсорсинг часто воспринимается как задача, которая базируется только на экономической эффективности, однако при выборе аутсорсинга необходимо также принимать во внимание стратегические аспекты — сложность выполнения функций / операций и их влияние на повышение конкурентоспособности компании. Исходя из этого, на решение делать или покупать влияют следующие факторы:

 

·     экономические — издержки, связанные с производством услуг и работ внутри компании или приобретением из внешних источников;

 

·     стратегические

 

·     качество производства работ и услуг по данной логистической операции;

 

·     стратегическая значимость для компании данной операции или услуги;

 

·     скрытый потенциал и возможности совершенствования внутри компании данной работы или услуги.

 

 

Аутсорсинг имеет ряд преимуществ для компании, передающей часть своих функций сторонней компании, однако он не лишен и недостатков. В таблице 2 представлены основные преимущества и риски аутсорсинга в современных рыночных условиях российской экономики.

 

Таблица 2.

 

Основные преимущества и риски аутсорсинга логистических операций

 


Преимущества


Риски


Снижение накладных издержек


Повышение транзакционных издержек


Превращение постоянных издержек в переменные (повышение прозрачности и планирование издержек)


Невысокая возможность долгосрочного планирования издержек


Уменьшение нагрузки на менеджмент компании


Нагрузка на менеджмент за счет сложностей в местах пересечения компетенций


Снижение сложности управления и повышение гибкости предприятия


Уменьшение степени влияния на процессы и их контроля


Концентрация на основных сферах деятельности


Утрата специфических, стратегически важных ноу-хау


Использование сторонних ноу-хау


Возможен ущерб качеству выполнения операций


Преобразования в сознании — усиление внутренней ориентации на рынок


Возникновение нестабильной культурной среды — опасения и недоверие затронутых и незатронутых процессом аутсорсинга

 

 

 

В целом, компании выделяют следующие положительные аспекты влияния логистических посредников на их бизнес (рисунок 3):

 

 

 Рисунок 3. Влияние логистических посредников на бизнес компании

 

 

 

От успешной реализации стратегии аутсорсинга во многом зависит успех бизнеса в целом: деловая репутация компании, стоимость ее акций на фондовых биржах, взаимоотношения с партерами, клиентами и конкурентами, перспективы развития и т. д. Важно понимать, что предприятие, отдающее реализацию логистической функции или операции на аутсорсинг, рискует потерять контроль над осуществлением функции или операции и издержками, а также знание рыночной конъюнктуры. Для эффективной реализации стратегии логистического аутсорсинга необходимо доверие и понимание контрагентов, совместное согласование целей и стратегий, обоюдное участие в принятии решений. Перспектива успешного аутсорсинга — это, прежде всего, стремление к долговременному стратегическому партнерству при специализации партнеров на своих ключевых компетенциях.

 

 

 Источник: nauchforum.ru

 

 

Читать далее: "Как грамотно выбрать логистического оператора?"

Комментарии