Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

Свободная экономическая зона vs свободная таможенная зона : в чём разница?

30 октября 2015 » 14:22
Свободная экономическая зона vs свободная таможенная зона : в чём разница?

Разбираем, в чем плюсы свободной экономической зоны и минусы свободной таможенной зоны.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

 

 

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – очерченная четкими границами часть территории Республики Беларусь, на которой применяется особый режим порядок осуществления предпринимательской деятельности.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели будут пользоваться особым режимом СЭЗ, если будут зарегистрированы администрацией СЭЗ в качестве резидента свободной экономической зоны.

 

Условия для предоставления льгот и преференций для резидентов свободных экономических зон (СЭЗ)

  • до обращения за регистрацией в качестве резидента СЭЗ, необходимо зарегистрировать субъект хозяйствования: юридическое лицо или индивидуального предпринимателя

 

  • субъект хозяйствования должен находиться и осуществлять деятельность в границах СЭЗ

 

  • субъект хозяйствования, регистрирующийся в качестве резидента СЭЗ должен иметь инвестиционный проект

 

  • объем инвестиций в реализацию инвестиционного проекта должен составлять в эквиваленте не менее 1 миллиона евро

 

  • инвестиционный проект должен быть направлен на создание, развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.

 

Особенности налогообложения резидентов свободных экономических зон

Резиденты СЭЗ уплачивают следующие налоги:

  • налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством с учетом вида деятельности, но не более чем по ставке 12%

 

  • НДС по ставкам, установленным налоговым законодательством

 

  • НДС по ставке 10% в случае реализации на территории РБ товаров собственного производства, произведенных в СЭЗ и являющихся импортозамещающими товарами

 

  • акцизы

 

  • налог на недвижимость, если иное не установлено налоговым законодательством

 

  • экологический налог

 

  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

 

  • земельный налог

 

  • государственную пошлину

 

  • патентные пошлины

 

  • оффшорный сбор

 

  • гербовый сбор

 

  • таможенные пошлины

 

  • таможенные сборы

 

  • местные налоги и сборы

 

Резиденты СЭЗ освобождены от уплаты некоторых налогов:

 

  • налога на прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли

 

  • налога на недвижимое имущество, расположенное на территории СЭЗ

 

Льготы по налогообложению, предоставленные резидентам СЭЗ не применяются для:

 

  • общественного питания

 

  • игорного бизнеса

 

  • деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр

 

  • торговой и торгово-закупочной деятельности

 

  • операций с ценными бумагами

 

  • реализации товаров (работ, услуг), производства (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории

 

  • банков и страховых организаций

 

Резиденты СЭЗ не могут применять упрощенную систему налогообложения.

 

На территории СЭЗ создается свободная таможенная зона. Товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, для вывоза с территории свободной таможенной зоны в Российскую Федерацию подлежат помещению под таможенный режим свободного обращения.

 

Товары, образовавшиеся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, помещаются под таможенный режим свободного обращения с освобождением от обложения ввозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами, взимаемыми таможенными органами (далее - налоги, взимаемые таможенными органами), и без применения ограничений на ввоз и вывоз товаров по основаниям экономического характера, если такие товары отвечают одновременно следующим условиям:

  • признаны происходящими с территории Республики Беларусь

 

  • являются продукцией собственного производства резидентов СЭЗ либо продукцией, изготовленной непосредственно резидентами СЭЗ из материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, принятых на давальческих условиях, с использованием работ (услуг) собственного производства

 

  • относятся к импортозамещающим товарам

 

СВОБОДНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЗОНА

 

Свободная таможенная зона - таможенная процедура, допускающая хранение, использование иностранных товаров, а также их переработку (в том числе с использованием при соответствующих операциях товаров, произведенных на территории Таможенного союза) резидентом свободной экономической зоны в определенной для него свободной таможенной зоне в течение срока ее функционирования.

 

 

Под данную процедуру могут помещаться находящиеся на таможенной территории иностранные товары, которые после ввоза не проходили иные таможенные режимы, кроме режимов таможенного склада и свободной таможенной зоны, а также товары, образовавшиеся при переработке продуктов, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

 

 

Помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товары сохраняют статус иностранных, а образовавшиеся при совершении операций переработки приобретают статус иностранных товаров. Таможенная процедура свободной таможенной зоны не требует исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Товары, при ввозе ограниченные к перемещению через таможенную границу по основаниям экономического характера, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны без представления таможенному органу соответствующих разрешений на ввоз и (или) лицензий уполномоченных государственных органов, а ограниченные к перемещению по основаниям неэкономического характера - требуют представления таких разрешений и (или) лицензий.

 

 

Декларантом таможенной процедуры свободной таможенной зоны может выступать только резидент свободной экономической зоны, который будет осуществлять хранение, использование и (или) переработку иностранных товаров в определенной для него свободной таможенной зоне. Он должен представить в таможенный орган документы, подтверждающие его резидентство в свободной экономической зоне и закрепление за ним свободной таможенной зоны для хранения, использования и переработки иностранных товаров. После помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны декларант таможенной процедуры свободной таможенной зоны обязан обеспечить размещение таких товаров в определенной для него свободной таможенной зоне. При этом товары должны находиться в том же состоянии, в каком они были при выдаче таможенным органом свидетельства о их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Исключение составляют естественные изменения качественных и (или) количественных характеристик товаров при нормальных условиях транспортировки и хранения.


Срок нахождения товаров под процедурой свободной таможенной зоны ограничен сроком функционирования зоны или сроком, когда лицо владеет статусом резидента зоны. В рамках данной процедуры таможенные органы могут осуществлять идентификацию товаров, а резидент обязан вести их учет помещаемых в зону товаров.


Завершение процедуры свободной таможенной зоны. Соглашение предусматривает порядок завершения процедуры свободной таможенной зоны в случаях прекращения функционирования зоны, в случае утраты статуса резидента, а также в отношении товаров вывозимых за пределы зоны на территорию Таможенного союза.


Завершение процедуры свободной таможенной зоны в отношении продуктов переработки, изготовленных с использованием иностранных товаров, аналогично порядку, установленному в отношении процедуры свободного склада.

 

Свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой иностранные товары размещаются и используются в пределах территории свободной экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

 

Свободные экономические зоны (СЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции. Резидентами соответствующих СЭЗ признаются коммерческие организации, зарегистрированные на территории административной территории, в границах которого расположена СЭЗ, и заключившие с администрацией СЭЗ соглашения о ведении промышленно- производственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Товары помещаются резидентами СЭЗ под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Эти товары могут ввозиться как с территории иностранных государств, так и из самой страны.

 

С товарами, помещенными под процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

 

Территория СЭЗ является зоной таможенного контроля, который осуществляется таможенными органами в соответствии с законодательством. При выпуске для свободного обращения иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, на остальную часть территории Республики Беларусь, таможенными органами взимаются таможенные пошлины и налоги.

 

По своей экономической сути процедура свободной таможенной зоны соответствует процедуре переработки на таможенной территории. Разница только в том, что во втором случае любой производитель экспортно-ориентированной продукции, получив на основании заключенных внешнеторговых контрактов соответствующее разрешение уполномоченных органов, может использовать преференции, а в первом необходимо регистрироваться в качестве резидента свободной экономической зоны, привязывая производство к определенному местоположению, но одновременно получая льготы на открытие и развитие данного производства. Выбор таможенной процедуры является прерогативой лица, перемещающего товары, и оказывает влияние как на возможность либо невозможность перемещения отдельных категорий товаров через таможенную границу, так и на порядок их выпуска, на размер и порядок уплаты таможенных платежей, а также определяет круг действий вышеупомянутых лиц, а также таможенных органов в отношении таких товаров, и определяет: - порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения; - условия нахождения товаров на таможенной территории либо вне ее; - права и обязанности бенефициара (декларанта) таможенной процедуры; - дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему. Рациональное использование возможностей, предоставляемых законодательством, и выбор оптимальной таможенной процедуры позволят в максимальной степени сократить не только размер таможенных платежей, но и иные логистические издержки в международной торговле товарами.

 

Таким образом, применение рассмотренных выше таможенных процедур, безусловно, привлекательно для бизнеса. Это связано с тем, что территория свободного склада или экономической зоны может стать площадкой для осуществления процессов сборки и переработки товаров с использованием иностранных комплектующих (сырья) с полным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением депозита и мер нетарифного регулирования.

 

 

Клуб Логистов

 

 

Читать далее: "Белорусская таможенная политика идет вразрез с Евразийским союзом"

Комментарии