Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Управление запасами

Типология запасов в логистике

2 ноября 2015 » 14:07
Типология запасов в логистике

Типы запасов, их характеристики и свойства.

Запас-совокупность объектов, имеющихся в наличии в конкретный момент времени, и измеряемая в абсолютных единицах.

 

Запас - обязательный атрибут любой экономической системы, сглаживающий неравномерности производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Мера обоснованности запаса определяет его положительный или отрицательный момент в экономике соответствующей организации (например, стратегические запасы государства).

Запасы могут рассматриваться как частный случай материальных потоков (т.е. поток со скоростью 0).

 

В своем кругообороте материальные потоки образуют промежуточные "узлы", то есть скопление того или иного количества материальных ресурсов (запасы). Образование материальных запасов является неизбежным. Запасы необходимы для обеспечения непрерывности процессов производства и потребления. 

 

Запасы имеют двойственный, противоречивый характер: с одной стороны, запасы обеспечивают непрерывность и надежность процесса воспроизводства - в этом их положительное значение, а с другой, в запасах омертвляются значительные массы материальных и финансовых средств - в этом отрицательное значение запасов.

 

 

 

 

 

 

Совокупный материальный запас национальной экономики подразделяется на:

 

· производственные запасы;

 

· запасы незавершенного производства;

 

· товарные запасы;

 

· транспортные (запасы в пути);

 

· государственные материальные резервы;

 

· материальные запасы домашних хозяйств.

 

К данной классификации видов запасов по функциональному назначению следует еще добавить специфический вид запаса - сезонный запас.

 

Производственные запасы - это материальные ресурсы, находящиеся на складах предприятий и предназначенные для производственного потребления.

 

Запасы незавершенного производства - это промежуточные продукты, находящиеся на различных стадиях производственного процесса. Их объем зависит от особенностей и продолжительности технологического процесса.

 

Товарные запасы - это материальные ресурсы, находящиеся на складах торговых предприятий или на складах готовой продукции производственных предприятий и предназначенные для реализации (продажи).

 

Транспортные запасы - это материальные ресурсы, находящиеся в процессе перемещения между субъектами рынка - товаропроизводителями, предприятиями оптовой и розничной торговли.

 

Государственные материальные резервы (стратегические запасы) - совокупность запасов средств производства и предметов потребления, создаваемых и поддерживаемых для использования в непредвиденных и чрезвычайных ситуациях.

 

Сезонные запасы формируются при сезонном характере производства продуктов (например, сельскохозяйственной продукции), их потреблении или вызваны действием транспортного фактора (например, районы Крайнего Севера), а также для сглаживания сезонных колебаний величины спроса.

 

Исходя из задач планирования объемов запасов и обеспечения надежности логистической системы, выделяют следующие части запаса:

 

· текущий;

 

· страховой;

 

· подготовительный.

 

Текущий запас - обеспечивает непрерывность производства или процесса реализации (продаж) между двумя текущими поставками.

 

Страховой запас - обеспечивает непрерывность и надежность логистического процесса в случае непредвиденных обстоятельств (например, недопоставка, срыв сроков поставки).

 

Подготовительный запас - создается в случае необходимости осуществления дополнительных операций требующих времени (например, сушка древесины, дополнительный входной контроль качества, дополнительные производственные услуги - нарезка, раскрои, расфасовка и.т.д.).

 

Важной задачей управления запасами на уровне национальной экономики - найти соотношение видов запасов, создать условия формирования оптимального совокупного запаса.

 

Различают несколько систем регулирования запасов:

 

· система с фиксированным размером заказа;

 

 

· система с фиксированной периодичностью;

 

 

· система с двумя фиксированными уровнями запасов и с фиксированной периодичностью заказа;

 

 

· система с двумя фиксированными уровнями без постоянной периодичности заказа

 

 

 

 

Источник: studiopedia.org

 

 

Читать далее: "Что делать с рисками в логистике?"

Комментарии