Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Таможня, сертификация ВЭД

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций

11 апреля 2016 » 10:48
Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций

Валютное регулирование и валютный контроль при осуществлении валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью

При согласовании условий оплаты экспортных поставок российским компаниям обязательно необходимо учитывать требования действующего законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Нарушение или несоблюдение требований валютного законодательства может привести к серьезным последствиям в виде штрафов или даже уголовного наказания.

Основные направления валютной политики изложены в ряде законодательных актов и инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г. с изменениями и дополнения к нему от 5 июля 1999 г. и от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ.

 

В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

 

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.


Резидентами являются:

  • Физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;
  • Юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России;
  • Дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др.

Нерезидентами считаются:

  • Физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России;
  • Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами России;
  • Находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др.

Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России.

 

Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка и продажа производится через уполномоченные банки, т.е. коммерческие банки, получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются. Вывоз и пересылка из России иностранной валюты и рублей, а также внутренних и внешних ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются государством.

 

Система валютного регулирования и валютного контроля постоянно совершенствуется и упрощается. Так, 18 июня 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Новый закон является важным шагом на пути либерализации валютного регулирования в России. Ниже приводится краткий обзор основных изменений в сфере валютного регулирования, которые нашли свое отражение в новом законе.

 

Валютные операции

 

Введение нового закона отменяет необходимость получения разрешений на проведение валютных операций. Установлен исчерпывающий перечень валютных операций движений капитала, осуществление которых может быть ограничено:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

 

  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

 

  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

 

  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

 

  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

 

  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

 

Правительство РФ и Центробанк имеют право вводить ограничения в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов, предотвращения резких колебаний курса валюты РФ для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

 

К ограничениям операций относятся:

  • требование о резервировании части суммы проводимой валютной операции,

 

  • установление режима счета,

 

  • требование об открытии счета в уполномоченном банке,

 

  • требование предварительной регистрации для открытия счета в зарубежном банке.

 

В настоящее время эти ограничения уже не действуют, так как срок применения Правительством РФ и Центробанком указанных ограничений завершился 1 января 2007 года. Срок согласования Правительством и Банком России введения каких-либо ограничительных мер сокращен с 15 до 7 дней.

 

Открытие счетов резидентами

 

В соответствии с законом, резиденты могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в банках на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Открытие счетов в других странах до 1 января 2007 г. требовало прохождения процедуры предварительной регистрации в налоговых органах по месту нахождения резидента.

 

В настоящее время нет никаких ограничений на открытие счетов резидентов в зарубежных банках. При открытии/закрытии счетов в зарубежных банках резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии/закрытии таких счетов не позднее месяца со дня заключения договора об открытии/закрытии этих счетов, по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам.

 

Порядок открытия и режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и валюте РФ в уполномоченных банках устанавливает ЦБ РФ.

 

Репатриация и обязательная продажа валютной выручки

 

При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить:

  1. Получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. Возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Однако из этого правила сделано важное исключение. Так, репатриации не требуется при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.

Обязательная продажа валютной выручки осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ (но не выше 30% суммы валютной выручки). Законом определено (ст. 3), что включает в себя валютная выручка, подлежащая обязательной продаже - поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

 

Также в законе приведены исключения из этого определения.

 

Вместе с тем требование об обязательной продаже валютной выручки носило временный характер, так как статья 21, устанавливающая обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2007 года.

Органы валютного контроля и агенты валютного контроля

 

Закон определяет в качестве органов валютного контроля Центральный банк РФ и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства № 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора", Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Росфиннадзор находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

 

Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные ЦБ, таможенные и налоговые органы, а также не являющиеся уполномоченными банками, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

 

Основными функциями органов и агентов валютного контроля являются:

  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

 

  • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;

 

  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

 

Кроме того органы валютного контроля имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

 

  • применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

 

Для реализации положений нового закона Центральный банк РФ принял ряд новых нормативных актов. В настоящее время действует Инструкция Банка России № 117-И от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». В соответствии с этой Инструкцией валютный контроль начинается с момента подписания российским участником ВЭД в обслуживающем его коммерческом банке паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные контракта (реквизит участника ВЭД и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). Один экземпляр ПС возвращается коммерческим банком участнику ВЭД и предъявляется последним таможенному органу при оформлении товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. После завершения таможенного оформления участник ВЭД в течение 15 дней после выпуска товара в процедуре экспорта или импорта должен представить в уполномоченный банк пакет документов подтверждающих, факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.



Порядок, сроки и перечень необходимых документов определен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

 

Таким образом, действующая в настоящее время система валютного контроля заключается в контроле уполномоченными банками сроков возврата валютной выручки при экспорте, или возврате авансовых платежей по не ввезенным на таможенную территорию товарам, по которым были осуществлены авансовые платежи, - при импорте. Кроме того контролю подлежат полнота и своевременность предоставления в уполномоченные банки документов и сведений, связанных с проведением валютных операций. Ниже приведена схема контроля внешнеторговых сделок.

 

Рисунок 1. Схема контроля внешнеторговых сделок

 

13new 
Отмена старых и принятие новых инструкций ослабила позиции таможенных органов в плане валютного контроля и нарушила сложившиеся механизмы и формы обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками. Так, в частности, в настоящее время уполномоченные банки уже не передают в таможенные органы информацию об открытых паспортах сделок и о поступивших или произведенных платежах, а самостоятельно осуществляют контроль за соблюдением участниками ВЭД сроков поступления валютной выручки при экспорте товаров и ввоза импортируемых товаров. Все это свидетельствует об усилении роли банков в сфере валютного контроля. Однако и таможенные органы, как агенты валютного контроля, не собираются отказываться от возложенных на них задач и функций в области валютного контроля, хотя эти функции и не свойственны таким органам по самой их природе.

 

Согласно пункту 10 статьи 12 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» функцией таможенных органов является контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

 

Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам. Такая же задача возложена и на уполномоченные банки. То есть на лицо явное дублирование контролирующих функций.

 

Кроме того в соответствии с действующим законодательством РФ на таможенные органы возложен контроль за:

  • полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
  • обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары;
  • эквивалентностью и соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
  • законностью операций неторгового характера - перемещение через таможенную границу РФ валюты и валютных ценностей;
  • соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок, в пределах своей компетенции.

Основные направления валютного контроля, осуществляемого таможенными органами изложены в Приказе от 17 ноября 2009 г. № 2075 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров, и сведений, заявленных в таможенной декларации»

 

В соответствии с этим приказом подлежат проверке следующие сведения, заявленные для целей валютного контроля в декларации на товары (ДТ):

  1. О российском лице, заключившем соответствующий внешнеэкономический договор (сделку), либо о лице, перемещающем товар через таможенную границу Российской Федерации, без заключения соответствующих договоров или в рамках односторонних внешнеэкономических сделок (графа 9 ДТ);
  2. Код валюты (левый подраздел графы 22 ДТ);
  3. Стоимость товарной партии, подлежащая оплате в соответствии с условиями договора, либо компенсации в виде встречных представлений товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (правый подраздел графы 22 ДТ);
  4. Сведения о номере паспорта сделки/паспорта бартерной сделки или номере ДТ, в которой заявлялся номер соответствующего паспорта сделки, если в отношении декларируемых товаров изменяется предшествующий таможенный режим, либо ИНН соответствующей кредитной организации, через счета в которой осуществляются расчеты по договору (графа 28 ДТ, сведения в верхней строке под номером 1);
  5. Код формы расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки (договора), коды характера сделки с декларируемыми товарами и особенностей расчетов за декларируемые товары и код клиринговой валюты (графа 28 ДТ, сведения в нижней строке под номером 2);
  6. Цена товара (графа 42 ДТ для ввозимых (ввезенных) товаров и/или выпущенных для свободного обращения, для вывозимых товаров);
  7. Реквизиты внешнеэкономического договора и иных документов, составленных при совершении сделки, а в случае совершения односторонней внешнеэкономической сделки - иных документов, выражающих содержание таких сделок (графа 44 ДТ, сведения под номером 4).

В последнее время внесено целый ряд поправок в Закон № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", направленных на существенное ужесточение режима валютного контроля при частичной либерализации его для некрупных операций.

 

В первую очередь это связано с возрождением системы взаимного обмена банков-агентов валютного контроля, Центрального Банка, Росфиннадзора, ФТС, ФНС электронными документами о паспортах внешнеторговых сделок, описывающих экспортно-импортные контракты, и проведенными в оплату этих контрактов платежами.

 

С 1 января 2013 года таможенные органы обязаны будут передавать в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, Центральному Банку и уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска товаров таможенными органами РФ.

 

Во вторых, поправки требуют от участвующих в экспортно-импортных сделках резидентов РФ обязательно указывать ожидаемые максимальные контрактные сроки возврата валютной выручки и максимальные сроки исполнения нерезидентами своих обязательств по передаче товаров, работ, услуг по авансовым платежам. Устанавливаются общие требования к паспорту внешнеторговой сделки, права ЦБ на регулирование отчетности, расширяются полномочия агентов валютного контроля.

 

 

Источник: euro-info-center.ru

 

Читать далее: "БЖД и РЖД расширят применение электронных накладных при перевозке грузов"

Комментарии