Google+
Клуб логистов - территория настоящих профессионалов

Библиотека/Публикации

Великий Шелковый путь : что дальше?

13 октября 2015 » 15:39
Великий Шелковый путь : что дальше?

На возрождение Шелкового пути Китай готов выделить до 22 трлн долларов. Есть шанс, что часть этих инвестиций достанется Беларуси.

Готовы ли мы побороться за китайские грузопотоки? Ответ на этот вопрос искали участники круглого стола «Логистическая система Республики Беларусь в условиях проекта «Экономический пояс Шелкового пути», состоявшегося 6 октября в Минске в рамках Белорусской транспортной недели.

Геополитические задачи Поднебесной нам благоволят,  считает заведующий кафедрой логистики ИБМТ БГУ Анатолий Молокович. До 99 % грузов из Китая отправляется морем, однако, как показал опыт предыдущих войн, в случае конфликта этот путь может быть легко блокирован, что повышает уязвимость китайской экономики. Снизить риски призвана диверсификация доставки товаров в пользу наземных маршрутов.

Не секрет, что Китай играет и на ослабление влияния США, расширяет для этого политические и экономические связи с РФ, Ираном, Пакистаном и другими странами Евразии. Находясь в этом блоке, Беларусь вполне может рассчитывать на совместные проекты с Поднебесной.

Наша страна располагается между двумя экономическими центрами планеты — Юго-Восточной Азией (ВВП — 18 трлн долларов) и ЕС (более 13 трлн долларов), напомнил Анатолий Молокович. Поэтому даже незначительное перераспределение грузопотоков с морского на наземный транспорт может сулить взрывной рост транзита грузов через Беларусь.

Козырь морской доставки — низкая стоимость, однако путь в Западную Европу через Индийский океан в Средиземное море длинный и занимает до 40 дней тогда как по железной дороге контейнеры из Китая можно доставить в балтийские порты за восемь-девять дней.

Популярность этого вида доставки растет. По данным заместителя генерального директора государственного предприятия «Белинтертранс — транспортно-логистический центр» Владислава Лембиевского, в прошлом году по железной дороге из Поднебесной в Беларусь было доставлено 30 тыс. контейнеров. По итогам работы в январе — сентябре текущего года эта цифра уже превышена: за девять месяцев транзитом через БелЖД в сообщении с Китаем перевезено 305 тыс. т грузов. Среди наиболее востребованных маршрутов контейнерных поездов: Чжэнчжоу — Гамбург — Чжэнчжоу, Ухань — Малашевичи — Ухань, Хэфэй — Гамбург и Ланьчжоу — Гамбург.

Перевозку железной дорогой выбирают в основном поставщики высокотехнологичной продукции, а также брендовых товаров. С учетом роста их производства в Китае специализация Беларуси на транзите в Европу данной категории товаров имеет неплохую перспективу.

Часть грузов доставляется на терминал в Колядичах, под Минском, который работает по принципу «сухого порта», где контейнеры перегружаются на автомобильный транспорт и далее следуют в Европу. Модернизация терминала с перспективой увеличения обработки с 40 тыс. до 100 тыс. контейнеров в год создает технический задел для дальнейшего роста грузопотока.

Впрочем, даже трехкратное увеличение перевалки через «сухой порт» еще не означает формирования полноценного коридора из Китая в Европу. В этой связи определенные надежды участники круглого стола возлагают на Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», благо на днях представители Поднебесной подтвердили, что рассматривают этот проект как узловой пункт экономического пояса Шелкового пути. В частности, корпорация China Merchants Group заявила о планах по возведению в «Великом камне» транспортно-логистического субпарка, на территории которого разместятся крытые (51 тыс. кв. м) и открытые (20 тыс. кв. м) склады.

Сейчас стоит задача гармонично вписать этот объект в сеть уже созданных или планируемых к вводу складов. С этой целью проект Государственной программы развития логистической системы Беларуси на 2016—2020 годы направили для изучения в правительственные и научные институты Китая, сообщил заместитель генерального директора БелНИИТ «Транстехника» Павел Божанов. Возможно, с учетом предложений китайской стороны проект программы будет существенно доработан.

По словам представителя «Транстехники», китайцы придерживаются концепции 2234. Это значит, что субпарк будет работать на территории двух стран (Беларуси и Литвы) в рамках двух экономических систем (ЕАЭС и ЕС) и переваливать грузы через три порта (в Клайпеде, Вентспилсе и Колядичах). При этом будут задействованы все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный. «Впрочем, пока все это на бумаге. Как будет реализован проект, никто точно не знает», — констатировал Павел Божанов.

Источник: belmarket.by

Читать далее: "Как работают в DHL"

Комментарии